Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:51, лабораторная работа
Цель работы: Определить модель своего поведения в конфликтных ситуациях. Для этого необходимо изучить и законспектировать аспекты в том числе:
- понятия конфликтов
- виды конфликтов
- причины возникновения
- способы предупреждения
- методы управления
Выполнить тест 2.1 и 2.2
Выразить своё мнение по ситуациям 2.5 и 2.6
Лабораторная работа
на тему:
«Управление конфликтами »
Автор:
Номер зачетной книжки: 093007
Руководитель работы:
Группа: 5м2б
Иваново 2013
Управление конфликтами
Цель работы: Определить модель своего поведения в конфликтных ситуациях. Для этого необходимо изучить и законспектировать аспекты в том числе:
- понятия конфликтов
- виды конфликтов
- причины возникновения
- способы предупреждения
- методы управления
Выполнить тест 2.1 и 2.2
Выразить своё мнение по ситуациям 2.5 и 2.6
Природа и социальная роль конфликтов
Слово «конфликт» имеет латинский корень и в буквальном переводе означает «столкновение». Конфликт - это противоречие, возникающее между двумя или более сторонами, конкретными людьми или группами в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни, переходящее в противоборство. Это противоречие ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо' к деструктивным (например, к развапу коллектива) последствиям. В конфликте одна из сторон требует, ждет изменения поведения, мыслей либо чувств партнера.
Конфликт считают явлением нежелательным, его стараются избегать или немедленно разрешить, если он возникает. Но конфликты в организациях бывают и в некоторых случаях полезны. Иногда конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти, кроме того, может привести к повышению эффективности планов, стратегий и проектов.
Положительная роль конфликта может также заключаться в росте самосознания участников конфликта; во многих случаях конфликт формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников.
Классификация конфликтов
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные, ко вторым - межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой.
Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Он может быть реакцией на рабочую перегрузку или недогрузку.
Межличностный конфликт проявляется по-разному. Чаще всего это проявление борьбы руководителей за ограниченные ресурсы, например, рабочую силу. Возможен конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии. Межличностный конфликт может проявляться как столкновение личностей.
Конфликт между личностью и группой происходит, если кто-то нарушает нормы поведения, установленные группой. Например, кто-то хочет заработать больше, но группа может считать чрезмерное усердие недопустимым. Подобный конфликт возникает, если человек имеет мнение, отличающееся от позиции группы.
Межгрупповой конфликт. Между группами также могут возникать конфликты. Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом.
По своим последствиям конфликты бывают функциональными и дисфункциональными. Функциональный конфликт ведет к повышению эффективности работы организации, дисфункциональный - к снижению личной удовлетворенности и эффективности работы организации.
Причины конфликтов
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликт, можно сгруппировать:
1. Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника.
2. Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены.
Управление конфликтной ситуацией
Для управления конфликтами можно использовать стратегии предупреждения и разрешения конфликта.
Стратегия предупреждения конфликта сводится в основном к мероприятиям организационного и разъяснительного характера: улучшению условий труда, более справедливому распределению ресурсов и вознаграждению, изменению структуры организации, методов управления ею, контролю за соблюдением правил внутренней жизни, традиций, норм поведения, служебной этики.
Стратегия разрешения конфликта направлена на то, чтобы заставить или убедить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия и начать переговоры с целью найти приемлемое решение, которое исключает чье-то поражение.
К межличностным стилям разрешения конфликтов относятся пять следующих методов их предотвращения и разрешения.
Уклонение подразумевает, что человек старается уйти от конфликта, не попадать в ситуации, которые чреваты противоречиями и разногласиями.
Сглаживание характеризуется поведением, основанным на том, что не стоит сердиться, порицать своих коллег. Следует стараться сгладить противоречия, руководствуясь принципом, что противоречие не имеет большого значения.
Принуждение — попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Руководитель, применяющий такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть.
Компромисс характеризуется частичным принятием точки зрения другой стороны. Способность к компромиссу высоко ценится, так как сводит к минимуму недоброжелательность и дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон.
Решение проблемы - это признание различий во мнениях, готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти решение, приемлемое для всех сторон. Тот, кто пользуется этим стилем, ищет наилучший вариант разрешения конфликтной ситуации.
Для того чтобы определить существо конфликта, участники конфликта должны согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения. Предполагается, что их действия, имея пошаговый характер, разворачиваются в следующем направлении.
ШАГ 1 Определение основной проблемы.
На этом этапе необходимо четко уяснить суть проблемы, приведшей к конфликту. При этом очень важно, чтобы противники осознавали своеобразие видения проблемы, как собственного, так и оппонента, имеющиеся здесь сходства и различия.
ШАГ 2. Определение вторичных причин конфликта.
Обычно они служат
поводом для возникновения
ШАГ 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.
Он может быть выражен в частности, следующими вопросами, которые следует задать себе и участникам конфликта:
а) Что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
б) Что мог бы для этого сделать мой партнер?
в) Каковы наши общие цели,
во имя которых необходимо найти выход
из конфликта?
ШАГ 4. Совместное решение о выходе из конфликта.
На этом этапе
речь идет о выборе наиболее
подходящего способа
ШАГ 5. Реализация намеченного совместного способа решения конфликта.
Здесь конфликтующим
сторонам очень важно,
ШАГ 6. Оценка эффективности действий предпринятых для разрешения конфликта.
На ее основании либо проблема считается завершенной, либо делается вывод о необходимости работы над ней, иногда с повторением описанной выше последовательности шагов.
Как использовать конфликт
Благодаря существующим
представлениям о конфликте
Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Конфликт также ставит служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительны к проблемам других людей. Люди, наконец, оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем.
Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности и может существенно помочь в процессе разбора проблемы и выработки решения.
Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию, и служащие и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния дел в коллективе, ни путей развития организации, не извлекают уроков для себя и для других.
Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет коллектив, и организацию в целом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ТЕСТ «Как Вы действуете в условиях конфликта?»
ОПРОСНИК