Вертикальные конфликты,
т. е. конфликты по линии руководитель
- подчиненный, выполняют для надорганизации
в первую очередь диагностическую функцию:
возникновение вертикального конфликта
может быть следствием дисфункций. Горизонтальные
конфликты, т. е. конфликты между соподчиненными
структурами, также могут быть следствием
дисфункций, если, например, их основу
составляют ненадлежащие личные качества
работников (в том числе и руководителей)
или специфические межличностные и групповые
взаимодействия, не являющиеся организационными,
но развивающиеся в рамках организации.
Однако значительная часть горизонтальных
конфликтов в организации не дисфункциональна,
т. е. происходит не из-за дисфункций и
не ведет к ним.
Конечно, диагностика дисфункций
в организации очень важна, но она может
проводиться и без конфликта. Конфликт
- это острое проявление
дисфункции. Способ обнаружения
организационных неполадок, рассчитанный
лишь на критическую, острую стадию
их развития, - вряд ли хорошая основа
для суждения о конфликте и тем более для
поиска в нем позитивных для организации
свойств. Далее мы обратимся только к горизонтальным
конфликтам, поскольку лишь они
и могут выполнять некую ведущую
для организации функцию.
Из всех свойств организации
как субъекта своей деятельности стоит
выделить главное - способность хотя бы
частично определять цели своей деятельности
на основе предоставленного организации
и институционально гарантированного
права. С этой точки зрения конфликт предстает
перед надорганизацией как взаимодействие
целеполагателей.
Когда мы говорим о целеполагателях,
мы всегда имеем в виду людей, так как формулирование
целей организации производится людьми.
Организационные конфликты, как и сами
организации, эмпирически предстают перед
исследователем в действиях и самосознании
составляющих их и участвующих во взаимодействиях
людей, и в частности тех, которые берут
на себя функции целеполагателей либо
в соответствии со своим организационным
статусом, либо в противоречие ему. В любом
случае необходимым условием целеполагания
является наличие опережающего самосознания
индивида или коллектива.
С различными, и особенно несовместными,
целями непосредственно связаны возможные
траектории развития, альтернативные
состояния организации. Поэтому
в конфликтных взаимодействиях организация
должна придавать и придает принципиальное,
главное значение тому будущему, которое
как бы прорисовывает, демонстрирует конфликт.
Конфликт целеполагателей - это конфликт
возможных целей и линий развития
организации, детерминанты же конфликта
– представления несовместных целей.
Но речь не идет о том, что все будущие
состояния в каком-либо смысле более прогрессивны,
чем настоящие. Например, организация
может ставить своей главной целью сохранение
существующего состояния независимо от
его общественной оценки или объективной
прогрессивности.
Для надоргацизации конфликтные
взаимодействия подчиненных ей организаций
или подразделений, являющихся частичными
целеполагателями своей деятельности,
оказываются индикатором не столько предшествующей
истории развившихся дисфункций, сколько
того, что может произойти в будущем с
целями организации и ее отдельными частями,
со средствами и другими составляющими
деятельности. Индикация будущего и есть
ведущая функция организационного конфликта,
ее удобно назвать проспективной. Если
данное обстоятельство осознается руководителями
надорганизации и если в их распоряжении
есть необходимые организационные средства,
эти руководители получают возможность
такого управления конфликтом или конфликтными
ситуациями, которое обеспечит движение
подчиненных им организаций и подразделений
в нужном направлении.
Провозглашение проспективной
функции организационного конфликта в
качество ведущей и признание возможности
управления со стороны надорганизации
конфликтными взаимодействиями с помощью
организационных средств даст основу
для выявления и других функций
организационного конфликта,
связанных с этой главной.
Во-первых, конфликт позволяет
увидеть не только возможное будущее организации,
но и пути движения к
нему как в сознании
людей, так и в объективно
существующей среде - физической и
организационной. Во-вторых,
организационный конфликт сам
оказывается
непосредственным созидателем
будущего, и в первую очередь -
организационных
норм. Сюда же примыкают социализирующие
и адаптационные
функции конфликта. В-третьих,
поскольку проспективная функция
отделяет будущее от настоящего,
она делает организационный
конфликт и разрушителем существующей
организационной действительности,
т. е. существующих организационных
отношений, норм, ценностей. В
этом своем качестве независимо
от тех выгод, которые сулит конфликт в
будущем, он вызывает отрицательное
отношение подавляющего большинства людей,
оказавшихся под угрозой его деструктивных
воздействий.
Именно деструктивные
свойства, разрушительные способности
конфликта делают бессмысленной попытку
определения универсальной эффективности
конфликта, безотносительно к оппонентам
и к надорганизации. Победа в конфликте
одного из оппонентов всегда делает
взаимодействие неэффективным
для другого. Вообще говоря, надорганизации
безразлично, какие именно из подчиненных
ей организаций или подразделений выйдут
победителями в конфликте. С организационной
точки зрения для нее выгоден тот исход,
который приводит к достижению ее целей,
к повышению эффективности ее деятельности.
Поэтому определение эффективности
конфликта ситуативно по своему характеру
и имеет смысл только по отношению к конкретному
взаимодействию.
Таким образом, убеждение многих руководителей
в том, что конфликты в производственном
коллективе необходимо глушить, что работа
идет тем лучше, чем меньше конфликтов
в организации, имеет под собой лишь эмоциональные
основания, характерные для любого напуганного
конфликтами человека.
6.1. Практическая часть
Администратор гостиницы (где
я работала несколько месяцев)при общении
со своими подчиненными использовал строго
приказной, не терпящий никаких возражений
стиль. Надо отметить, что все сотрудники
отдела – это знающие свое дело, умеющие
работать высококвалифицированные специалисты,
но, тем не менее, руководитель не учитывал
это.
В данном случае наслоение заданий,
неумение или нежелание определить
приоритеты и последовательность
выполнения заданий, требование выполнить
все сразу и при том срочно, то есть повышенные
и необоснованные требования – все это
имеет отрицательный характер: нервирует
работников, вносит отрицательный климат
в отдел, что, безусловно, отбивает желание
трудиться и не способствует качественному
и продуктивному труду работников.
В условиях существования определенных
сложностей при устройстве на работу и
в силу своей скромности, сотрудники долгое
время не решались высказать претензии
своему начальнику. Но такая ситуация
продолжаться в скрытой форме бесконечно
не могла, и в какой-то момент претензии
были частично высказаны.
Ненормальная, накаленная обстановка
в отделе, как и следовало ожидать, в
итоге привлекла внимание высшего
руководства гостиницы. Здесь надо также
отметить, что сам этот администратор
является хорошим работником и отлично
выполняет свою работу, и просто
увольнять его не было смысла, – хорошего
специалиста не так-то просто
найти. В этой ситуации была сделана попытка
организовать откровенный разговор-беседу
руководителя и его сотрудников, но, к
сожалению, она должного результата не
имела. Конечно, определенные
улучшения появились, но в полной
мере устранить конфликтную ситуацию
не
удалось. Поэтому для полной
нормализации обстановки в отделе проводятся
индивидуальные доверительные беседы
с администратором отдела и с каждым из
сотрудников.
Из этого примера хорошо видно,
что разрешить конфликт, возникший из-за
каких-то личностных проявлений, порой
бывает сложнее, поскольку его успешный
исход зависит не только от знаний руководителя
и умения правильно вести себя в критической
ситуации (анализ ситуации, управление
ей, прогноз последствий, принятие оптимального
решения, устранение отрицательных последствий),
но и от желания самих конфликтующих. Существует
множество различных видов конфликтов.
Так же могут произойти конфликты
между группами людей, целыми организациями,
могут развиваться по линии руководитель
– подчиненный или подчиненный – подчиненный;
бывают так же и другие конфликты. Но каков
бы ни был конфликт не стоит его избегать
и надо помнить, что он является своего
рода сигналом к действиям, которые должны
изменить ситуацию и в результате должны
в той или иной степени привести к улучшению
работы организации, к ее усовершенствованию
в целом.
Заключение
Управление конфликтом представляет
собой сознательную деятельность по отношению
к нему, осуществляемую на всех этапах
его возникновения, развития и завершения
участниками конфликта или третьей стороной.
Важно не блокировать развитие противоречия,
а стремиться разрешить его неконфликтными
способами.
Управление конфликтами включает
их предотвращение и конструктивное завершение.
Некомпетентное управление конфликтами
социально опасно.
Изменить отношение к конфликтам
практически означает изменить взгляд
на жизнь. Попробуйте по-новому взглянуть
на конфликты, и вы сможете уверенно и
даже творчески находить из них выход.
Столкнувшись со сложной ситуацией,
мы иногда проявляем себя не с лучшей стороны
- начинаем лелеять свои трудности вместо
того, чтобы попытаться с ними справиться.
"Одна из причин, почему мы такие, - говорит
доктор Майкл Мэхони, - в том, что в трудные
времена мы становимся чрезвычайно самокритичны".
Он считает, что все отрицательные оценки
и критика, начиная с самого детства, во
время кризиса берут вверх. "К тому времени,
когда мы становимся взрослыми, мы достигаем
мастерства в искусстве самокритики и
почти полностью убеждены, что наша негативная
самооценка - единственно верная", отмечает
Мэхони.
В Трудных ситуациях не всегда
нужно искать безупречное решение. Такой
поиск не только может поставить нас в
безвыходное положение, но и сам по себе
может оказаться нецелесообразным. Нам
нужно искать работающее решение, которое
"изменит конкретную ситуацию, поведение
и мышление".
Взгляд на проблемы, в том числе
и на конфликт, как на нечто позитивное
может оказаться полезным: он способен
преобразить ваше мышление и помочь найти
решение.
Список
используемой литературы:
Шамкалов, Ф.И., «Американский менеджмент» – М.: Наука, 1993.
Деминг, В., «Выход из кризиса» – Тверь: Альба, 1994.
Гришина, И.В., «Я и другие: общение
в трудовом коллективе» – СПб: Лениздат, 1990.
Дип, С., Сесмен, Л., «Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам» – М.: Вече, 1995.
Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» – М.: изд-во МГУ, 1992.
Кравченко, А.И., «Трудовые организации:
структура, функции, поведение» – М.: Наука,
1991.
Кулиев, Т.А., Мамедов, В.Б., «Руководитель
и коллектив: взаимодействие» – М.: Знание,
1990.
Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М., «Внимание: конфликт!» - Новосибирск: Наука, 1989.
Поляков, В.Г., «Человек в мире
управления» – Новосибирск: Наука, 1992.
Попов, А.В., «Теория организации
американского менеджмента» - М.: изд-во
МГУ, 1991.
Уткин, Э.А., «Профессия менеджер»
– М.: Экономика, 1992.
Иосефович, Н., «Ты – босс!: Как стать толковым руководителем» – М.: Вече, 1995.
Заренок, Н.Н., «Культура управления» – Минск: Вышэйш. шк., 1990.
Хачатуров, С.Е., «Организация производственных систем» – Тула: Шар, 1996.
Каппони, В., «Сам себе авторитет» – СПб.: Питер, 1995.
Гансова, Э.А., «Социально-экономическое управление» – Киев: Выща шк., 1988.
Липсиц, И.В., «Не повторить ошибок» – М.: Экономика, 1988.
- Баринов В. А., Баринов Н. В «Организационный
подход к управлению
конфликтом
в кризисной ситуации» «Менеджмент
в России и за рубежом», №5 1999г
- Гришина Н.В. «Психология конфликта».
СПб.: Изд. Питер, 2005
- Аверченко Л.К., Залесов Г.М., Мокашанцев Р.И. Психология управления: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2007