Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 01:30, курсовая работа
Целью настоящей работы является социально-психологический анализ конфликтов на предприятии и причин их вызывающих.
Объект исследования – конфликты.
В соответствии с поставленной целью исследования можно выделить ряд задач:
- определить сущность конфликта, его типы и функции
- проанализировать формы и критерии завершения конфликтов
- изучить условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
- проанализировать алгоритм разрешения конфликта
- определить пути разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным
Введение
Глава 1 Конфликты в организации
1.1 Природа и функции конфликта
1.2 Типология конфликтов
Глава 2. Причины возникновения и модели разрешения конфликтов
2.1 Основные причины и методы преодоления конфликтов с туристами
2.2 Методы преодоления конфликтов с туристами
2.3 Процесс развития конфликта. Разрешение конфликта
Глава 3. Исследование конфликтности персонала в организации
3.1Общая характеристика исследуемого туристского предприятия
3.2 Формирование выборки и описание этапов исследования
3.3 Описание используемых методов и методик
3.4 Обработка и интерпретация полученных данных
Заключение
Библиографический список
№ |
Пол |
Возраст |
Должность |
Образование |
1 |
Муж |
42 |
Ген. Директор |
Высшее |
2 |
Муж |
42 |
Ком. Директор |
Высшее |
3 |
Жен |
24 |
Бухгалтер |
Среднее |
4 |
Жен |
38 |
Менеджер |
Н/ высшее |
5 |
Муж |
42 |
Техн. Директор |
Высшее |
6 |
Жен |
31 |
Диспетчер |
Высшее |
7 |
Муж |
28 |
Менеджер |
Среднее |
8 |
Муж |
26 |
Менеджер |
Среднее |
9 |
Жен |
40 |
Менеджер |
Высшее |
10 |
Жен |
24 |
Менеджер |
Высшее |
3.3 Описание используемых методов и методик
Гипотеза: существует
взаимосвязь между
Для проверки выдвинутой
гипотезы были применены: метод наблюдения
(стороннее (автор) и включенное (эксперты)),
метод тестирования. В рамках метода
тестирования были применены три
методики: методика диагностики предрасположенност
A. Методика диагностики
предрасположенности личности
Тест адаптирован
Гришиной Н.В. для изучения личностной
предрасположенности к
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике
по выявлению типичных форм поведения
К. Томас описывает каждый из пяти
перечисленных возможных
B. Методика диагностики
самооценки степени
Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц. Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность. Сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных ситуаций.
C. Социометрия
Сущность методики сводится к выявлению системы "симпатий" и "антипатий" между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных "выборов" из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких "выборах" представляются в виде особой диаграммы – социограммы[8].
3.4 Обработка
и интерпретация полученных
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе путем стороннего наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность в отношениях.
На втором этапе было проведено метод тестирование, в рамках которого применялись три методики: диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса и диагностика самооценки степени конфликтности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
На третьем этапе, после тестирования работников к работе были привлечен эксперт. Он оценил степень конфликтности каждого сотрудника, каждому из которых было присвоено определенное количество баллов (от 1 до 10), чем выше был балл, тем выше оценка конфликтности данного человека. Также эксперт оценил уровень конфликтности личности (по методике И. Д. Ладанова).
Таблица 5 Результаты тестов и оценки экспертов.
№ испытуемого |
Ранг экспертов* |
Диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса |
Самооценка уровня конфликтности* |
Оценка экспертом | |||||
Соперничество* |
Сотрудничество* |
Приспособление* |
Компромисс* |
Избегание* | |||||
Группа № 1 (повышенная конфликтность) |
|||||||||
6 |
10 |
6 |
4 |
5 |
8 |
4 |
40 |
56 | |
8 |
9 |
6 |
6 |
6 |
5 |
7 |
36 |
52 | |
4 |
8 |
6 |
5 |
7 |
5 |
5 |
49 |
50 | |
7 |
7 |
0 |
3 |
3 |
9 |
9 |
50 |
58 | |
12 |
6 |
2 |
6 |
9 |
6 |
8 |
27 |
60 | |
Группа № 2 (пониженная конфликтность) |
|||||||||
1 |
5 |
4 |
9 |
1 |
7 |
9 |
45 |
53 | |
13 |
4 |
3 |
9 |
5 |
12 |
8 |
30 |
46 | |
10 |
3 |
3 |
8 |
5 |
4 |
8 |
30 |
49 | |
9 |
2 |
2 |
9 |
10 |
5 |
10 |
30 |
40 | |
3 |
1 |
2 |
7 |
5 |
7 |
9 |
21 |
21 | |
* достоверность
различий между выборками
На основе оценок эксперта были выделены две подгруппы (повышенная или пониженная конфликтность). Достоверность различий групп по этому показателю и по данным тестов была доказана с помощью U – критерия Манна – Уитни (критическое значение для выборки 5/5 равно 2 при p£ 0,05).
По результатам социометрии менее конфликтные люди получили больше положительных выборов, т. е. с ними предпочли бы иметь профессиональные отношения.
Следующим этапом исследования было проведение корреляции с помощью программы Microsoft Excel. (Приложение 4). Корреляция проведена для выяснения влияния одних факторов на другие.
В результате исследования установлено наличие связи между стратегиями поведения и конфликтностью личности. Коэффициент корреляции Пирсона (r=-0,638) показывает, что большим значениям стратегии соперничества по тесту К. Томаса отвечают большие значения по шкале рангов, введенной и описанной нам выше. Кроме того, меньшие значения по шкале избегания теста К. Томаса коррелируют с большим значением по шкале рангов(r=-0, 7868). На практике это означает, что конфликтные личности могут выбирают соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждает корреляция между стратегией избегания ( по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов) – неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.
Помимо этого было выявлено, что личности, у которых наименьшие значения по шкале рангов (конфликтности) выбирают в качестве способа взаимодействия сотрудничество (r=-0,782). Нами также была обнаружена связь между стратегией сотрудничества и самооценкой уровня конфликтности, т.е. люди, считающие себя неконфликтными, склонны к сотрудничеству в конфликтной ситуации (r=-0, 72118).
Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии (r= - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности. Мы утверждаем, что более конфликтные личности отдают предпочтение стратегии соперничества. Однако в данной выборке более конфликтные сотрудники оценили свой уровень соперничества как средний и ниже среднего. Можно предположить, что данные сотрудники не до конца осознают собственную потребность в соперничестве, могут бороться за собственные интересы на уровне скрытых мотивов, т. е. демонстрировать одно поведение, а на скрытом уровне соперничать и ущемлять интересы других.
Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "Стар-Тревел" можно сделать следующие выводы:
1.Существует
взаимосвязь между самооценкой
уровня конфликтности и
2.Сотрудники, которых
воспринимают неконфликтными, предпочитают
стратегию избегания (по
3.Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
Заключение
Конфликт в
организации - это осознанное противоречие
между общающимися членами
Существуют пять
типов стратегий поведения
Было проведено
экспериментальное
В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов). Неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии (r= - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности.
Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "Стар-Тревел" можно сделать следующие выводы:
1. Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике К. Томаса);
2. Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);
3. Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
Таким образом,
гипотеза о наличии между
Библиографический список
1. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, конфликты. Казань, 2009. – 288 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. - М.: Юнити, 2007. – 375 с.
3. Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации //Менеджмент в России и за рубежом.-2006.-№ 5. С. 19-21.
4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. — 176 с.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: "Наука", 2006. – 364 с.
6. Браймер Роберт
А. Основы управления в
7. Гагаринская
Г. Конфликты и их
8. Глухов В.В. Менеджмент: Учеб. Спб.: Специальная литература, 2009. — 700 с.
9. Гостиничный и туристический бизнес. Учеб. М.: Экмос, 2008. — 352 с.
10. Горелик В.А. и др. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М.: Радиосвязь, 2006. – 326 с.
11. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2009. – 299 с.
12. Дурович А.П., Копранев А.С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. Мн.: Экономпресс, 2008. — 400 с.
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.- М.:Аспект-Пресс.-2005
14. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2007. — 644 с.
15. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 2008. — 487 с.
16. Климова С. Трудовые конфликты на российских предприятиях.//Кадры, - № 5. - 2007. С. 19-23.
17. Попова Е. Внутрифирменные конфликты: природа и методы преодоления. //Кадры, - 2007.- № 5. С. 8-10.
18. Соловьев А.В. Конфликт в организации: увольнение за участие в ложной забастовке или за прогул //Менеджмент в России и за рубежом.-2008.-№4. С. 31-35
19. Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов.-М. СПб., 2006. – 611 с.
20. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Экмос, 2008. – 387 с.