В таблице 1.1 структурированы подходы
к определению корпоративного управления.
Таблица 1.1 Подходы к пониманию
сущности корпоративного управления
Подходы к пониманию сущности корпоративного
управления |
Сущность подхода |
Формально-правовой |
Обращает
внимание, прежде всего, на возможности
и ограничения, накладываемые акционерным
законодательством |
Поведенческий подход (широкая версия) |
Рассматривает
проблемы управления корпорацией в
контексте всего комплекса отношений
между всеми заинтересованными лицами
и группами; |
Поведенческий подход (узкая версия) |
Согласно
этому подходу объектом управления
должны быть отношения между сотрудниками
внутри компании (заметим, что в этом
случае корпоративное управление теряет
свою специфику и становится тождественным
управлению фирмой). |
Примечание.
Источник: [71]
Корпорация
изначально представляла собой объединение
свободных хозяйственных субъектов
для достижения экономических целей.
С течением времени сложились
качественно отличные друг от друга
ее типы. Эти отличия наиболее реально
проявляются, если их идентификацию вести
от целей: задаются ли они собственно корпоративной
логикой борьбы за рынки; обуславливаются
внешними обстоятельствами; определяются
создателями и владельцами корпораций.
Если для западных корпораций одним из
определяющих показателей успеха является
стремление к лидерству в какой-либо сфере,
то для субъектов Российского бизнеса
актуальна даже стратегия выживания и
закрепления на соответствующих рынках,
а так же создание нормативно-правовой
базы корпоративного бизнеса. Этим объясняется
и логика формирования теории корпоративного
управления.
Хронология
развития корпоративного управления в
Республике Казахстан отражена в
Приложении 1.
Современным
корпоративным формированиям присущи
следующие специфические особенности
[18] :
- корпорация находится полностью во владении ее акционеров, которые приобрели доли собственности, называемые акциями или паями. Акционеры в качестве собственников корпорации имеют определенные права. Число голосов (прав) у каждого акционера зависит от количества находящихся у него акций;
- будучи владельцами собственности корпорации, акционеры имеют право на долю доходов. Доходы (дивиденды) выплачиваются акционерам из расчета их величины, приходящейся на одну акцию. Часть прибылей корпорации, не выплачиваемая как дивиденды, именуется нераспределенной прибылью. Корпорация не обязана ежегодно выплачивать дивиденды и может использовать эту прибыль как источник финансирования инвестиций;
- акционеры не могут быть принуждены отвечать за обязательства и долги корпорации. Данное преимущество не распространяется на владельцев индивидуальных фирм и товариществ;
- любой, кто работает на корпорацию, является наемным работником. Принцип полного объединения в одном лице собственника и менеджера неприемлем для корпорации аутсайдерского типа где, владение и управление корпорацией отделены друг от друга. Этот принцип нарушается в корпорациях инсайдерского типа, где собственники действуют и как менеджеры получая за это заработную плату. Директора, менеджеры и прочие служащие корпорации обычно нанимаются от имени акционеров. Они могут быть уволены по результатам голосования на собрании акционеров.
Преимущества корпорации определили
ведущую роль этой формы организации
бизнеса в современных условиях.
В США, например, несмотря на то, что
число корпораций относительно немногочисленно
и занимают только 20% от числа всех
компаний, на их долю приходится примерно
90% объема продаж товаров и услуг. Такое
развитие корпоративной формы организации
бизнеса связано со следующими ее преимуществами.
Динамика этих показателей
свидетельствует, что корпорации обладают
конкурентными преимуществами, по сравнению
с другими формами организации
бизнеса. Эти преимущества, обеспечивающие
им динамизм развития, доминирующую роль
в экономике, состоят в следующем[5]:
- Корпорация – наиболее эффективная форма организации бизнеса с точки зрения привлечения денежного капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования – через продажу акций и облигаций, - который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц;
- Другое существенное преимущество корпорации – это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам;
- Благодаря своим привилегиям в области привлечения денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличить его объем и расширить объемы операций, а также реализовать преимущества объединения капиталов. В частности, корпорация способна извлекать преимущества из технологии массового производства. Подобным образом размеры корпорации позволяют осуществлять более глубокую специализацию в использовании человеческих ресурсов;
- Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и от собственных должностных лиц. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности;
- Меньшая зависимость от стихийных рыночных факторов, большая стабильность при изменениях параметров среды существования и на этой основе возможность планомерного развития производства, финансов, коммерческой и инвестиционной деятельности на межотраслевом, межрегиональном и даже международном уровне;
- Относительная легкость получения правительственной поддержки, в реализации стратегии развития (особенно в случае развития международных проектов), в том числе в связи с участием корпораций в реализации государственных и региональных инвестиционных программ;
- Возможность активного, многоаспектного и гибкого позиционирования на рынках товаров, услуг и капитала на основе диверсификации товаров и услуг, широкомасштабного производства, результативного и эффективного менеджмента, использования современных управленческих и информационных технологий.
Разумеется,
наряду с преимуществами, корпоративная
форма организации бизнеса имеет
также ряд недостатков или
слабых мест:
- Учреждение корпорации сопряжено с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.
- С общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений. Так как корпорация является юридическим лицом, некоторые недобросовестные владельцы компаний иногда получают возможность избежать личной ответственности за сомнительную производственную деятельность, ссылаясь на корпоративную коллегиальную форму управления.
- Следующий недостаток корпорации касается вопросов, связанных с налогообложением прибыли корпорации. Речь идет о проблеме двойного налогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается дважды – первый раз как часть прибыли корпорации и второй раз как часть личного дохода владельца акций.
- При единоличном предпринимательстве и партнерстве владельцы недвижимости и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и их контролируют. В крупных корпорациях, акции которых широко распространены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.
- Жесткий контроль и правовое регулирование со стороны государства. Одно из основных требований заключается в необходимости раскрытия корпоративной информации. Раскрытие информации - обязанность корпорации ежегодно публиковать годовой отчет, а также иную информацию по операциям и ценным бумагам. Из-за всеобщей обозримости результатов деятельности корпорации уменьшается конфиденциальность деятельности. Наличие двойной бухгалтерии, неуважительное отношение к рядовым акционерам в плане предоставления информации снижает авторитет российских корпораций, следовательно, понижает рыночную стоимость акций.
Согласно
существующей классификации, можно выделить
три критерия для определения вида структуры
корпорации.
Таблица
1.2 Классификация корпораций
Критерий классификации |
Описание |
По географическому охвату
|
- Транснациональная
- Межгосударственная
- Отраслевая
- Региональная
- Национальная
- Предприятие
|
По форме:
|
- Концерн
- Холдинг
- ФПГ
- Трест
- Синдикат
- Ассоциация
- Консорциум
- Конгломерат
|
По целям создания:
|
- Коммерческие
- Не коммерческие
|
Примечание.
Источник: [71]
На существующих
организационных формах корпораций следует
остановиться более подробно.
Концерн (нем. der Konzern) - самостоятельное предприятие,
связывающее посредством системы участия
и персональных условий или на каких-то
иных условиях для тесного производственного
сотрудничества нескольких предприятий
[71].
Различают вертикальные концерны,
горизонтальные концерны, и смешанные
концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются
объединения фирм, охватывающие весь цикл
от закупки материалов через производство
до сбыта одного определенного вида продукции,
например концерн Мустерман, занимающийся
всеми аспектами издательского дела и
продажи книг и другой продукции. Горизонтальные
концерны обычно объединяют похожие фирмы
с различной клиентурой, например объединение
пивоварен с различным вкусом пива.
Правовое
обеспечение единого управления
концерном вытекает из принципа построения:
материнская компания – дочерние
(зависимые) фирмы – формально
независимые от материнской компании,
связанные договорными обязательствами
с участниками концерна. Концерном
может также считаться группа
так называемых связанных организацией,
то есть взаимно участвующих и выступающих
сторонами предпринимательского договора.
Пример: концерн «Цесна-Астык»,
концерн «СоюзЭнерго», концерн «Укрросметалл».
Следует отметить, что на казахстанской
рынке концерны представлены в основном
зарубежными компаниями.
Холдинг (от англ. holding «владение») - юридического лица
в форме акционерного общества или общества
с ограниченной ответственностью, владеющего
контрольными пакетами акций других компаний
и выполняющие по отношению к ним контролирующие
функции – так называемый чистый холдинг
[71].
Главное
отличие холдинга от концерна в отсутствии
контрактов, соглашений как оснований
для вхождения в объединение.
Типы
холдингов:
- Холдингово-пирамидальные группы базируют свою деятельность на обязательном владении контрольными пакетами акций фирм.
- В структуре такой группе важнейшее значение имеет холдинг-держательская компания, т.е. фирма, которая «держит» контрольные пакета акций других компаний, контролирует и управляет их развитием.
- Чистые – компании, функции которых сводятся к «держанию» контрольные пакетов акций других фирм;
- Субхолдинги – акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит какому-либо холдингу, выполняющему функции чистого холдинга по отношению к другим корпорациям;
- Смешанные холдинги – компании, осуществляющие помимо чисто «держательских функций» собственную производственную, коммерческую или иную предпринимательскую деятельность;
- Финансовые холдинги – холдинги, более 50% капитала которых составляют ценные бумаги других эмитентов и другие финансовые активы, имеющие право только инвестиционной деятельности.
Для системы
участий характерна многоступенчатая
зависимость. Холдинг является головной
компанией группы, называемой «материнской
компанией». Он владеет контрольными
пакетами акций компаний, которые
называются «дочерними предприятиями».
Последние, в свою очередь, владеют
контрольными акций компаний «внучек»
и т.д. и т.п.
Пример:
холдинг «Самрук – Казына», холдинг «SAT & Company», холдинг
«Agat Group», холдинг «Meridian Capital».
Финансово-промышленные группы (ФПГ) - объединения
промышленных предприятий с Финансовыми
учреждениями на основе установленных
между ними отношений экономического
и финансового взаимодействия [71].
Согласно
концепции ФПГ формируется в
целях объединения материальных
и финансовых ресурсов ее участников
для повышения конкурентоспособности
и эффективности производства, создания
рациональных технологических и кооперационных
связей, увеличения экспортного потенциала,
ускорения научно-технического прогресса,
конверсии оборонных предприятий и привлечения
инвестиций.
Важнейшими
задачами создания ФПГ являются:
- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
- обеспечение финансовыми ресурсами сферы промышленных НИОКР, ускорение научно-технического прогресса;
- повыше<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-s