Управление организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Под организацией в менеджменте понимают объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

Содержание работы

1. Принципы управления организаций. Их содержание и роль
в менеджменте ……………………………………………………………… 3
2. Прямые и косвенные факторы внешней среды организации.
Их влияние на состояние организации …………………………………….. 10
3. Задача ……………………………………………………………………… 18
4. Тест ………………………………………………………………………... 19
5. Список использованной литературы ……………………………………. 20

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 43.03 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал  в г. Барнауле

 

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

 

 

Контрольная работа по

менеджменту

Вариант 14

 

 

 

Студентка

Шматова Екатерина Борисовна

Специальность

Финансы и кредит

Образование

Первое высшее

№ личного дела

07ФФБ00762

Группа

3ФКп-4

Преподаватель

Левичев Василий Емельянович, к.э.н.


 
   
   
   
   
   
   

 

 

 

Барнаул 2012

 

Содержание:

 

  1. Принципы управления организаций. Их содержание и роль

 в менеджменте ………………………………………………………………  3

 

  1. Прямые и косвенные факторы внешней среды организации.

Их влияние на состояние  организации ……………………………………..   10

 

  1. Задача ……………………………………………………………………… 18

 

  1. Тест ………………………………………………………………………... 19

 

  1. Список использованной литературы …………………………………….  20

 

 

Принципы управления организаций. Их содержание и роль в  менеджменте

Под организацией в менеджменте  понимают объединение людей, совместно  реализующих некоторую программу  или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

Для грамотного управления организацией опираются на основные исходные положения или принципы.

Принципы управления относятся  к числу важнейших категорий  управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и  закономерностей управления.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это  идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат  субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к  закону, тем точнее знание, тем эффективнее  деятельность руководителя в сфере  управления.

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов  должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных  сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичной, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов  управления могут быть отнесены:

1) научность; 

2) системность и комплексность; 

3) единоначалие и коллегиальность; 

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого  и территориального подхода в  управлении.

Принцип научности 

Этот принцип требует  построения системы управления и  ее деятельности на строго научных  основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.

Принцип системности и комплексности 

Этот принцип требует  одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность  означает необходимость использования  элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего  охвата всей управляемой системы, учета  всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и  т. д. Таким образом, системность  означает попытки структурировать  проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали. Поэтому системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности  в выработке решений 

Любое принимаемое решение  должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным  вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под  персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность  за выполнение определенных и точно  очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и  другим направлениям несут полную ответственность  за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут  возникать качественно новые  задачи, решение которых не предусмотрено  регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех  или иных задач и выполнение тех  или иных работ, но и подчиненные  проявить разумную инициативу.

Принцип демократического централизма 

Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального  сочетания централизованного и  децентрализованного начал в  управлении. На уровне государства  это соотношение между центром  и регионами, на уровне предприятия  — соотношение прав и ответственности  между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать  как существование, развитие, взаимопереход  полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических  условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим  в чрезвычайных условиях (ведение  военных действий, экономический  или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем  выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески  является содержание труда, чем более  стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов — предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.

Принцип единства отраслевого и территориального управления

Развитие общества тесно  связано с прогрессом отраслевого  и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость  углубления специализаций, повышения  концентрации производства. Территориальное  же управление исходит из других целевых  установок. Проблемы наиболее рационального  размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования  рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все — региональные проблемы. Любой предприниматель  должен сделать для себя соответствующие  выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления. Интересы фирмы, которую  он представляет, должны быть тесно  увязаны с интересами местных  властей жителей региона, где  он собирается проявлять свою деловую  активность — строить филиал предприятия, складировать и реализовывать продукцию  и т. д. Местные власти и население  должны быть его активными сторонниками, зная, какие выгоды для региона последуют активной деятельности тех или иных фирм.

В 90-е годы ХХ века были сформулированы новые принципы управления, которые значительно отличались от ранее известных:

- лояльность к работающим;

- ответственность - обязательное условие успешного управления;

- коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали;

- атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих;

- долевое участие каждого работающего в общих результатах;

- своевременная реакция на изменения во внешней среде;

- методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы;

- непосредственное участие менеджеров в групповой работе - условие достижения согласованности и целостности;

- умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями;

- этика бизнеса;

- честное отношение и доверие к людям;

- использование в работе фундаментальных основ менеджмента;

- четкое представление о месте и роли организации в будущем;

- качество личной работы и постоянное самосовершенствование.

Данные принципы управления были сформулированы под воздействием новой системы взглядов на управление, в основе которой - человек как  ключевой ресурс организации. Отсюда - внимание к демократизации управления, организационной культуре, стилю  руководства, коммуникациям.

Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд положений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Так, серьезное внимание стало уделяться проблемам обогащения содержания и ротации работ, сочетанию физического труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения групповой организации работ, в которой стимулируются и общие результаты, и индивидуальные, учитывающие мастерство и ответственность каждого. Сокращается глубина разделения работ между членами групп, широко практикуются многооперационность и взаимозаменяемость. Координация и контроль базируются не столько на правилах и процедурах, установленных менеджерами, сколько на целевых установках самой группы (как части общей цели организации). Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям. Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента. Соответственно, меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, а маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

В заключении хотелось бы отметить, что любая организация создается  и функционирует для достижения конкретных целей. Поэтому каждая организация, исходя из поставленных целей, должна сформировать собственную систему  принципов управления.

От того, насколько сформированная система принципов управления будет  соответствовать перечисленным  выше требованиям, зависит эффективность  управления организацией, а, следовательно, и результативность ее деятельности.

 

 

 

 

 

Прямые и косвенные  факторы внешней среды организации. Их влияние на состояние организации

Первая задача, которую  необходимо решить менеджеру заключается  в определении ее внешней среды. Наш мир огромен и не следует  даже пытаться учесть все его факторы. Следовательно, менеджерам надо ограничиться теми аспектами, от которых успех  их организации зависит больше всего.

Один из способов определить внешнюю среду и облегчить  понимание ее влияния на организацию  заключается в разделении внешних  факторов на две основные категории: прямые и косвенные. По Эльбингу к  прямым факторам внешней среды относятся  те, которые непосредственно влияют на операционную деятельность организации  и испытывают на себе их влияние. Это  поставщики, трудовые ресурсы, законодательные органы, органы государственного регулирования, потребители и конкуренты. Косвенные факторы внешней среды – факторы, не всегда оказывающие прямое и немедленное воздействие на операционную деятельность организации, но все же, влияющее на них. К ним относятся экономические условия, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, группы по интересам и события в зарубежных странах.

На General Motors, например, непосредственно  влияют поставщики материалов для отрасли  автомобилестроения, законы в сфере  ценообразования и найма, предпочтения потребителей и действия основных конкурентов: Ford, Toyota и Chrysler. Их ей учитывать просто необходимо. А вот такие факторы, как новые технологии, инфляция, экономический спад и статьи Дж. Андерсона, разоблачающие неэтичные  бизнес-методы фирмы, на ежедневной операционной деятельности фирмы немедленно не сказываются, но, чтобы обеспечить ее долгое и  успешное существование, их тоже надо учитывать.

Прямые факторы  внешней среды

Поставщики. С точки зрения системного подхода организация — это механизм для преобразования входящих ресурсов в выходящие. К основным видам входящих ресурсов относятся материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Взаимосвязь организации с сетью поставщиков, от которых она получает эти ресурсы, — один из ярчайших примеров факторов, влияющих на операционную деятельность и успех организации. Получая ресурсы из других стран, компания имеет преимущества с точки зрения цен, качества или количества, но при этом, например, из-за колебаний обменных курсов или политической нестабильности в странах-поставщиках повышается изменчивость среды. 
Иногда все организации региона ведут дела с одним поставщиком и в результате в равной степени зависят от него. Хороший пример — энергоснабжение. Все организации получают энергию по ценам, установленным государством (пример взаимозависимых внешних переменных), и обычно не могут сменить поставщика, даже если считают, что обслуживание плохое или слишком дорогое. При этом любое изменение, например повышение поставщиком цены на энергию, в той или иной степени негативно скажется на его клиентах. Например, резкое падение цен на бензин в 1986 году повлияло на все организации в мире, но больше всего — на фирмы, занимающиеся автомобильными и воздушными перевозками.

Трудовые ресурсы. Организация не будет эффективной, если она не обеспечена рабочей силой нужной квалификации. Если она не имеет персонала, способного эффективно использовать сложные технологии, капитал и материалы, все эти ресурсы практически бесполезны. В наше время развитие некоторых отраслей сдерживается именно нехваткой необходимых специалистов, например компьютерная индустрия, которая остро нуждается в квалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках систем. В результате глобальной конкуренции многие компании вынуждены искать дешевую рабочую силу за рубежом.

Законодательные органы. В преимущественно частной экономике, каковой является американская, взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого и выводимого ресурса ограничивается целым рядом норм и законов. Каждая организация имеет определенный правовой статус —единоличное владение, корпорация, некоммерческая организация и т.д., — определяющий ее бизнес-методы, размер налогов и многое другое. В XX веке количество и сложность законов, регулирующих бизнес-деятельность компаний, резко возросли. И как бы менеджмент к ним не относился, ему либо надо их выполнять, либо решать проблемы, связанные с их несоблюдением — от уплаты штрафов до прекращения бизнес-деятельности. 
К сожалению, выполнение всех этих законов связано с огромной бумажной волокитой, что, по мнению доктора Джорджа К. Идза из Rand Corporation, «изменяет саму природу американского менеджмента».

Информация о работе Управление организации