Управление персоналом государственного учереждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время возрастает значимость деятельности государственных служащих, государственной службы России, которые решают сложные задачи государственного управления. Поэтому проблемы, связанные с управлением персоналом государственной службы, приобрели особую актуальность. Вопросы управления персоналом касаются каждого руководителя независимо от того, какие задачи и функции он выполняет в учреждениях и организациях России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.98 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время возрастает значимость деятельности государственных  служащих, государственной службы России, которые решают сложные задачи государственного управления. Поэтому проблемы, связанные  с управлением персоналом государственной  службы, приобрели особую актуальность. Вопросы управления персоналом касаются каждого руководителя независимо от того, какие задачи и функции он выполняет в учреждениях и  организациях России.

Управление персоналом должно все меньше основываться на административных методах и все  в большей степени ориентироваться  на осознанную кадровую политику, базирующуюся на системе интересов государственного служащего и органов государственного управления. Поэтому необходимы новейшие научные знания и эффективные  технологии в области управления человеческими ресурсами, методы формирования и управления трудовым коллективом, освоение инновационных технологий работы с кадрами. Нужны новые подходы к таким проблемам, как: кадровое планирование, профотбор и оценка служащего; формирование резерва и планирование карьеры; руководство и обучение кадров в процессе трудовой деятельности; нормативно-правовая база управления персоналом; стиль управления персоналом и оптимизация труда руководителей; контроль в системе управления персоналом; этика и этикет деловых отношений; формирование здорового морально-психологического климата в коллективе и другое.

Решение указанных проблем  позволит повысить эффективность кадрового  обеспечения государственной службы, пополнить органы государственного управления и организации высококвалифицированными специалистами, способными эффективно трудиться в условиях демократического, информационного общества, а также сформировать современную систему правления персоналом государственной службы.

Следовательно, формирование эффективной системы управления персоналом является одной из наиболее важных задач современного управления. В данной курсовой работе будет подробно изучена система управления персоналом в государственной гражданской  службе современной России. В качестве примера будет использовано осударственное учреждение  «Управа района Сокольники».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система управления персоналом на государственной службе


    1. Понятие и сущностные признаки государственной  службы

 

Следует различать теоретические  и нормативные определения такого социального явления, как государственная  служба. Они не вполне совпадают, но дополняют друг друга, раскрывая  ту или иную грань этого понятия. На сегодняшний день в науке существует множество различных подходов к  трактовке данного понятия.

В научной и научно-популярной литературе типичными определениями  термина «государственная служба»  являются, например, следующие:

  • механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и управления;
  • инструмент и технология государственного управления, реализации функций государства;
  • публичный институт реализации государственной власти;
  • единство правового, социального и организационного институтов, регулирующих осуществление государственной власти;
  • система государственных органов, имеющих служащих для выполнения государственных задач;
  • система юридически регулируемой деятельности и отношений служащих органов государственной власти по обеспечению и исполнению их полномочий;
  • способ и форма реализации связей и отношений между государством, гражданским обществом и человеком;
  • совокупность процессов и процедур государственно-служебных отношений;
  • публично-правовое отношение между государством как работодателем и госслужащим как наемным работником;
  • особый вид профессиональной, управленческой деятельности -административной или аппаратной.

Встречаются и другие, менее  обоснованные, определения понятия  «государственная служба», в частности: «работа в государственных органах», «работа в аппаратах государственных  органов» и т.д.

Таким образом, спектр определений  очень широк. Все зависит от критериев  оценки данного феномена, от подходов того или иного ученого к решению  проблемы. Из числа наиболее характерных  и удачных понятийных формулировок государственной службы необходимо выделить две, сформулированные учеными  Российской Академии Государственной  Службы при Президенте РФ:

  • это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу[1];
  • это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах[2].

Итак, понятие государственной  службы многозначно, что создает  определенные сложности как в  теории, так и в практике государственно-служебных  отношений. Приходится констатировать, что к настоящему времени у  нас не сложилось единого подхода  к теоретическому определению данного  понятия. Современное правовое понимание  государственной службы сложилось  в Российской Федерации в 1990-е  годы в ходе становления и развития у нас государственной службы как нового социально-политического  института — административной власти. В советскую эпоху к госслужащим  фактически относились все категории  лиц, которые замещали соответствующие  должности в государственных  органах, организациях, учреждениях  и предприятиях, получая зарплату из государственного бюджета. Это была очень широкая социальная категория  «служащих». Современная трактовка  понятия «государственная служба»  иная. К государственным служащим относятся только те лица, которые, находясь на должностях государственной  службы, выполняют функции государственного управления, обеспечения обороны  и безопасности государства, законности и правопорядка в стране. Лица, выполняющие  функции социального обеспечения (учителя, врачи), к категории госслужащих  не относятся, и их работа регулируется трудовым, а не служебным законодательством.

Впервые в постсоветское  время правовое определение понятия  «государственная служба» было дано в Федеральном законе № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной  службы Российской Федерации». Статья 2 гласила: «Под государственной службой... понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». Это лаконичное и строгое определение как  бы поставило точку в дискуссии  о сущности государственной службы в современной России. Законодатель, сделав выбор, акцентировал внимание на профессионально-деятельностной стороне государственной службы.

Вместе с тем законодатель не отвергает и институциональный  подход к определению сущности административной власти. Так, в федеральной программе  «Реформирование и развитие системы  государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы), утвержденной Президентом РФ 10 марта 2009 г.[3], государственная служба квалифицируется как комплексный — публичный, социальный, правовой, организационный — институт по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов.

В действующем законодательстве, например в Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной  службы Российской Федерации»[4], сохранен прежний концептуальный подход Закона 1995 г. и дается следующее нормативное определение государственной службы (ст. 1): «Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти... субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов РФ... лиц, замещающих государственные должности РФ; лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ...». Сформулированное законом определение государственной службы указывает прежде всего на ее сущность.

Каковы сущностные признаки государственной службы России в  формулировке действующего законодательства?

1. Государственная служба — это деятельность государственно-значимого характера, а именно государственная деятельность. В определении понятия «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется термин «государственный». Это означает, что сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий, представляя в глазах общественности государство, в рамках его полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

2. Важный признак государственной службы то, что — это профессиональная служебная деятельность, т.е. деятельность профессионального характера, отвечающая специальным правовым условиям и квалификационным требованиям. Это означает непрерывное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Государственная служба - особый вид профессиональной деятельности, который обеспечивает решение прежде всего задач государственного управления. Госслужащий не просто работник, а человек государственный, представляющий государство и защищающий государственные интересы. Он не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Поэтому его деятельность в отличие от других называется «служебной». Служба состоит прежде всего в управлении обществом, в реализации функций соответствующих государственных органов.

3. Государственная служба — это обеспечение исполнения полномочий государственных органов, а не само исполнение таковых. Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организационное, информационное, прогностическое, контрольное и иное профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности (политики). В существующей административной практике у нас иногда превратно понимают этот тезис — как обслуживание тех, кто занимает высшие должностные посты. Это неверный подход, поскольку госслужащий служит не руководителю государственного органа и не самому этому органу, а государству и обществу, российской Конституции.

Термин «обеспечение исполнения»  подчеркивает тот факт, что к государственной  службе, согласно действующего законодательства, относятся не все государственные  должности и должностные лица, а только категории государственных  должностей государственной службы -- «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие  специалисты». Политические должностные лица (бывшая категория «А») к государственной службе не относятся. Они не обеспечивают, а непосредственно исполняют обязанности государственных органов, но при этом осуществляют не административно-государственные, а государственно-властные полномочия, которые законом не квалифицируются как государственно-служебная деятельность. Это государственно-политическая деятельность, которая лежит за пределами государственной службы, и на политиков не распространяются нормы федеральных законов о государственной службе, их запреты и ограничения.

4. Государственная служба, как свидетельствует определение, - публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. Она носит официальный, открытый, а не частный, теневой характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба - служба государству, а через него — стране, народу. Между прочим, страна и государство - это не одно и то же. Нельзя превращать государственную службу в службу руководителям структурных подразделений государственных органов, отдельным начальникам, а тем более политическим партиям, кланам, коммерческим фирмам или криминальным группировкам.

5. Государственная служба осуществляется только в государственном органе. По закону государственной службой, как особым видом профессиональной деятельности, можно заниматься в государственных органах, находясь на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются должностями государственной службы. Так, не является государственной службой работа в штате государственного органа на должностях младшего обслуживающего персонала (технические и обслуживающие работники — водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.). Не принадлежат к категории государственных служащих и работники госбюджетной сферы — врачи, учителя, поскольку они трудятся не на должности государственной службы и не в государственном органе, а в государственной организации или учреждении. Не является государственной службой и профессиональная деятельность управленцев на госпредприятиях, в государственных унитарных предприятиях и государственных учреждениях культуры.

Следовательно, общими чертами  государственной службы Российской Федерации выступают: служба в государственном  органе; замещение служащим должности  государственной службы, включенной в соответствующий реестр должностей государственной службы; обеспечение  исполнения или исполнение полномочий государственного органа; реализация своих должностных полномочий, закрепленных в служебном (должностном) регламенте; получение денежного содержания только из государственного бюджета. Лицо, состоящее на государственной службе, служит государству, выполняет по его  поручению и за плату от него действия по реализации задач и функций  государства, подпадая под специальный  правовой режим[5].

Таким образом, государственная  служба представляется как публичный  многофункциональный и многоуровневый правовой, социальный и организационный  институт по обеспечению деятельности государства, органов государственной  власти и их аппаратов и полномочий лиц, замещающих государственные должности (политиков).

Информация о работе Управление персоналом государственного учереждения