Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:33, контрольная работа
Рассмотрено управление персоналом как фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития.
Введение
Управление персоналом: понятие и подходы
Организационная структура системы управления персоналом
Цели и задачи
Формирование системы управления персоналом
Заключение
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра инженерного менеджмента
Контрольная работа по дисциплине «Управление персоналом» на тему:
«Управление персоналом: понятие и цели»
Студент: Шакирзянова А.Р.
Группа: ЗДВУс-1-09
Казань 2013
Содержание
Введение
Управление персоналом: понятие и подходы
Организационная структура системы управления персоналом
Цели и задачи
Формирование системы управления персоналом
Заключение
Литература
Введение
Повышение роли персонала
и изменение отношения к нему
связано, прежде всего, с глубокими
преобразованиями в производстве. Традиционная
технология, включая конвейер, стремилась
свести к минимуму возможности вмешательства
человека в устойчивые технологические
процессы, сделать их независимыми
от квалификации и иных характеристик
рабочей силы. Стабилизация производственных
процессов давала возможность широко
применять труд низкой квалификации,
что позволяло экономить на издержках,
связанных с наймом, обучением
и оплатой рабочей силы. Научные
концепции организации труда
и управления исходили из этих требований.
Имело место безусловное
Современное производство все
более требует от рабочих качеств,
которые не только не формировались
в условиях поточно-массового
Управление персоналом: понятие и подходы
Понятие "управление персоналом (кадрами)" по смыслу близко к понятию "управление человеческими ресурсами". И в том и в другом случае объект управленческого воздействия один и тот же, разница в специфическом подходе к работнику, к его рабочей силе как ресурсу.
Не случайно концепция
управления персоналом несколько лет
назад стала логически
Ориентация на управление
человеческими ресурсами меняет
задачи управления, функции и структуру
соответствующих служб на предприятии.
Так, одной из важнейших функций
управления персоналом в связи с
возросшей ролью человеческого
фактора в современном
Задача развития персонала,
необходимость оценки целесообразности
инвестиций предприятия в собственную
рабочую силу требуют, естественно,
иного подхода к принятию управленческих
решений, когда акцентируется внимание
на стратегических аспектах решения
проблемы трудообеспеченности
В этом отношении к понятию "управление персоналом (кадрами)" приближается понятие "управление человеческим фактором", означающее целенаправленное воздействие на человека как носителя способности к труду с целью получения большего результата от его деятельности, большей гуманизации осуществляемых на предприятии мероприятий технического прогресса как условия лучшего использования техники, ориентации организации производства и труда на возможности человека, его интересы.
Практика показывает, что в управлении кадрами на предприятии имеются два крайних подхода - технократический и гуманистический.
При технократическом подходе
управленческие решения подчинены
прежде всего интересам производства
(максимизация выпуска продукции, выполнение
плана и т.п.): численность и
состав работников определяются исходя
из применяемой техники, технологического
и операционного разделения труда,
заданного ритма производства, внутрипроизводственной
кооперации труда и т.д. Таким
образом, управление кадрами как
бы поглощается процессом
Гуманистический подход к
управлению кадрами подразумевает
создание таких условий труда
и такое его содержание, которые
позволили бы снизить степень
отчуждения работника от его трудовой
деятельности и от других работников.
Поэтому, согласно данной концепции, функционирование
производства, а главное - его результативность
(эффективность) во многом зависят уже
не только от соответствия численности
и профессионально-
При таком подходе "управление персоналом" трактуется более широко. Управленческие решения выходят за пределы чисто экономических положений и базируются на положениях социологии, физиологии и психологии труда.
Развитие концепции управления
персоналом шло по пути преодоления
технократического подхода к
человеку как к машине, подключения
его мотивационных ресурсов, социально-психологических
факторов роста производительности
труда и эффективности
Концепция управления персоналом
- система теоретико-
Методология управления персоналом
предполагает рассмотрение сущности персонала
организации как объекта
Система управления персоналом
предполагает формирование целей, функций,
организационной структуры
Технология управления персоналом
предполагает организацию найма, отбора,
приема персонала, его деловую оценку,
профориентацию и адаптацию, обучение,
управление его деловой карьерой
и служебно-профессиональным продвижением,
мотивацию и организацию труда,
управление конфликтами и стрессами,
обеспечение социального
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации. Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.
Первый - иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - это отношения «власти - подчинения», давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй - культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий - рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.
При переходе к рынку происходит
медленный отход от иерархического
управления, жесткой системы
Содержательная структура управления персоналом
Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Содержание управления персоналом составляют:
- определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;
- формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);
- кадровая политика (взаимосвязь
с внешним и внутренним рынком
труда, высвобождение,
- система общей и
- адаптация работников на предприятии;
- оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;
- оценка деятельности
и аттестация кадров, ориентация
ее на поощрение и продвижение
работников по результатам
- система развития кадров
(подготовка и переподготовка, повышение
гибкости в использовании на
производстве, обеспечение профессионально-
- межличностные отношения
между работниками, между
- деятельность
Цели и задачи
Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:
- повышение
- повышение эффективности
производства и труда, в
- обеспечение высокой
социальной эффективности
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:
- обеспечение потребности
предприятия в рабочей силе
в необходимых объемах и
- достижение обоснованного
соотношения между
- полное и эффективное
использование потенциала
- обеспечение условий
для высокопроизводительного
- закрепление работника
на предприятии, формирование
стабильного коллектива как
- обеспечение реализации
желаний, потребностей и