Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:21, контрольная работа
Организационная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний – организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.
Введение
1. Понятие организационной культуры
2. Функции организационной культуры
3. Типология организационной культуры
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие организационной культуры
2. Функции организационной культуры
3. Типология организационной культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Культура в общечеловеческом смысле - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизни, а также создаваемый в материальных и духовных ценностях.
Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг. Правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Организационная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний – организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.
Основная цель организационного поведения – помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. Для реализации данной цели требуется, кроме всего прочего, сформировать ценностные установки личности, организации, отношений и т.д. Речь идет о нормах, правилах, или стандартах, на организационном поведении. Любое поведение должно оцениваться или самооцениваться по наиболее общественно прогрессивным меркам. Это довольно большая область приложения сил и для теоретиков, и для практиков. Актуальность изучения и применения таких норм, правил и стандартов несомненна. В результате из организационного поведения начинает выделяться новое научное направление – организационная культура, которая всегда будет его составной частью.
Для каждого направления в организационного поведения существует своя организационная культура и все они составляют единое целое.
Организационная культура – является одной из самых новых областей организационного поведения.
Анализ
материалов литературных источников показывает
на то, что данное понятие возникает
лишь в 80-е годы XX столетия. Ученые, изучающие
организационную культуру, пытались
определить и отграничить смыслы
двух близких понятий: «климат» и
«культура» в контексте организации.
Большинство исследователей пришло
к выводу, что культура является
более стабильной и продолжительной
характеристикой организации, и
ее труднее диагностировать и
оценить. В то время как организационный
климат может быть измерен количественно,
путем анкетирования среди
2. Функции организационной культуры
Организационная культура является очень подвижной категорией, зависящей от многих факторов. Ее содержание – это ответ на проблемы, которые ставит перед организацией внешняя и внутренняя среда, вот почему культура должна быть предметом пристального внимания со стороны руководства. Организационная культура выполняет в организации несколько важнейших функции. В рамках каждой функции с помощью организационной культуры решается ряд задач, обеспечивающих интеграцию и адаптацию
В функции организационной
1) охранная функция – организационная культура нейтрализует действие негативных внешних факторов;
2) интегрирующая функция – организационная культура объединяет интересы субъектов всех уровней и позволяет каждому работнику лучше осознать цели организации, ощутить себя частью компании, определить степень ответственности перед ней;
3) регулирующая функция – организационная культура регулирует поведение, нормы, правила, последовательность выполнения работы и др.;
4) заменяющая функция – организационная культура упрощает структуру организации, заменяя отдельные уровни управления и сокращая поток распоряжений;
5) адаптивная функция – наличие организационной культуры помогает работникам приспособиться к организации;
6) образовательная и развивающая функция – организационная культура предполагает заботу менеджмента о профессиональной подготовке работников. В результате повышения уровня образования фирма может использовать работников с большей производительностью;
7) функция управления качеством
– организационная культура, повышая
ответственность своих
8. функция ориентации на потребителя – организационная культура определяет среди ценностных ориентации установление прочных отношений с клиентами.
В данных определениях важно то, что акцент делается в большей степени на сущностную, а не на внешнюю сторону культуры, а также на способ ее развития – преподнесение организационной культуры новым членам организации как чего-то устоявшегося и правильного.
3. Типология организационной культуры
Типология организационных культур – довольно сложная проблема. Дело в том, что организационная культура многомерна, т.е. описывается многими параметрами, и бывает трудно выделить какой-то один или, по меньшей мере, несколько, чтобы сгруппировать все многообразие культур.
В организационной теории делались и делаются попытки более обобщенных типологий организационных культур.
В одной из них типы организационных культур выделяются на основе сочетания двух факторов, которые также отражены в перечне диагностических параметров: требований внешней среды и фокуса стратегии, которые представлены в таблице.
Типы организационных культур
Фокус стратегии |
Требования внешней среды | |
Гибкость |
Стабильность | |
Вне организации |
Адаптивная/ |
Культура стратегической задачи |
Внутри организации |
Клановая культура |
Бюрократическая культура |
Внешняя среда может требовать от организации гибкости и высокой адаптивной способности или стабильности. А фокус стратегии (куда в большей степени обращено внимание организации) может находиться внутри или вне организации.
Организации с адаптивной культурой ориентированы на потребителей и партнеров и способны быстро реагировать на изменения во внешней среде. Для них характерны инновации, гибкость и инициатива сотрудников.
Организация с культурой стратегической задачи ориентирована на относительно стабильные рыночные сегменты и потребительские группы; в них четко прописаны и достигаются цели, связанные с ростом продаж, увеличением доли рынка. Эти фирмы характеризуются также четко выдержанными технологиями работы и разделением труда.
В клановых культурах внимание работников концентрируется на вовлеченности всех в общее дело, на лояльности и коллективной ответственности за результат. Критерий успеха такой организации – удовлетворенность людей и их причастность к деятельности.
Бюрократические культуры эффективны в стабильной среде, они основаны на выверенных процедурах организации работы и упором на соответствие внутренним нормам, правилам и традициям.
Другую классификацию, основанную на доминировании тех или иных элементов организационной среды, предложил Чарльз Хэнди. Он выделил также четыре типа организационных культур, характер которых, по мнению Ч. Хэнди, наиболее точно соответствует определенному типу культуры.
Типы культур:
Культура власти. В такой культуре доминирует руководитель, он оказывает определяющее влияние на деятельность организации. Чаще всего это маленькие, динамичные и инновационные организации, созданные этим руководителем. Организации, в которых доминирует такая культура, часто относятся к категории предпринимательским (простым).
Культура роли (процедуры). В этой культуре вся деятельность организации и ее членов четко регламентирована и формализована. В ней четко описаны должностные обязанности, правила и процедуры работы и принятия решений. Это аналог бюрократической культуры из вышеприведенной классификации. Она чаще всего встречается в органах власти, промышленных гигантах и подобных им, а также других организациях, работающих в относительно стабильной и предсказуемой внешней среде.
Культура заданий. Внимание руководства и персонала сконцентрировано на выполнении задач и проектов, и организация строится вокруг команд и проектных групп. Такая культура характерна для высокотехнологичных, исследовательских, консалтинговых организаций – организаций, где особую роль играют знания и профессионализм персонала.
Культура личности. В фокусе этой культуры – личность. Как правило, такая культура господствует в творческих, «звездных» организациях или общественных ассоциациях, ориентированных на возможно полное удовлетворение потребностей их членов.
Организационная культура большей частью – продукт человеческой деятельности. Но, будучи подсистемой организации, она в достаточно большой степени определяет функционирование остальных подсистем. Так, например, используются термины «технологическая культура» и «управленческая культура», относящиеся, соответственно, к организационным технологиям и механизмам координации.
Трудно также переоценить значение организационной культуры для достижения эффективности организации.
Вопросы же, связанные с влиянием организационной культуры на стратегию организации, с усвоением и интерпретацией людьми ее элементов и, в целом – управлением культурой организации.
Заключение
Организационная
культура – это система общественно-
Организационная культура в организации может формироваться четырьмя путями:
Особенности организационной культуры находят отражение в символике, зависящей от приоритета в организационной культуре власти, роли, поступков или личности. Организационная культура может иметь особенности в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. Существует предпринимательская, государственная организационная культура, организационная культура лидера, организационная культура при работе с персоналом и др.
Организационная культура, то есть принципы и ценности организации, принимаемые и разделяемые ее работниками, формирует моральный облик коллектива, отношение сотрудников к клиентам.
Список литературы
1. Гибсон Дж.Л. и др. Организации: поведение, структуры, процессы. М., 2000