Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:01, доклад

Описание работы

Факторы трудовой адаптации — это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса.
Среди них можно выделить как объективные, так и субъективные. Объективные (в трудовой организации — это факторы, связанные с производственным процессом) — факторы, которые в меньшей степени зависят от работника (уровень организации труда, механизации и автоматизации производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т д.

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 42.89 Кб (Скачать файл)

Управление персоналом

1)  Производительность труда — динамичный показатель, т. е. имеет значение лишь при прогрессирующем изменении.   

 Именно повышение  производительности труда является  наиболее важным условием, обеспечивающим  рост объемов материального производства  и доходов

   Факторы трудовой адаптации — это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса.

    Среди них можно выделить как объективные, так и субъективные. Объективные (в трудовой организации — это факторы, связанные с производственным процессом) — факторы, которые в меньшей степени зависят от работника (уровень организации труда, механизации и автоматизации производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т д.

К субъективным (личностным) факторам относятся:

• социально-демографические  характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и тд.);

• социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в  производственной ситуации, способности  самоконтроля и умения распределять свои движения и действия во времени, коммуникабельность и т д.

 

3)  Количественные методы оценки

 

4.1 Метод стандартных оценок

Наиболее старым и самым  распространенным методом оценки является метод

стандартных оценок. Руководитель заполняет специальную форму, оценивая

отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного  периода по

стандартной шкале (рис. 4).

    

Вес

Фактор

Оценка

Комментарий

30%

Качество работы

Аккуратность и тщательность в работе. Соответствие стандартам качества

   

10%

Планирование

Способность разрабатывать  и реализовывать планы действий, адаптируя их к изменяющимся условиям

   

25%

Организация

Способность эффективно использовать ресурсы и время для достижения результатов

   

15%

Руководство/Лидерство

Способность мотивировать и  руководить людьми, устанавливать стандарты, оценивать работу подчиненных и  способствовать ее улучшению

   

10%

Коммуникация

Способность эффективно взаимодействовать  с людьми, ясно выражаясь в устной и письменной форме

   

10%

Отношение к работе

Ответственность, способность  работать с большой нагрузкой

   

Итоговая оценка:

П (превосходно) О (отлично) Х (хорошо)

НО (ниже ожидаемого) Н (неудовлетворительно)

Комментарии:


 

                    Рис. 4 Форма аттестационного листа                   

Данный метод отличается малыми издержками и общедоступностью. Руководителю не

требуется ни специальной  подготовки, ни значительных затрат времени  или

других ресурсов. Использование  данного метода также обеспечивает единообразие

аттестации всех сотрудников.

Однако метод стандартных  оценок страдает рядом серьезных  недостатков. Во-

первых, аттестацию проводит один человек - руководитель, что предполагает

высокую степень субъективности и односторонности оценки. Хотя он должен

принимать во внимание только профессиональные качества сотрудника, на оценке

могут отразиться личные взаимоотношения  с подчиненным. Во-вторых, стандартная

шкала не учитывает особенностей профессиональной деятельности каждого

отдельного работника, что  может повлиять на качество оценки.

Чтобы преодолеть эти недостатки, некоторые организации усовершенствовали

метод стандартных оценок следующим образом: форма оценки заполняется не самим

руководителем, а специалистом по управлению человеческими ресурсами. При

использовании этого метода аттестации повышается степень объективности оценки

за счет использования  профессионального консультанта в  данной области.

Качественные  методы оценки.

 

К настоящему времени в  отечественной и мировой практике разработано

значительное число систем оценки персонала, которые можно  классифицировать по

различным основаниям. Анализ того, что является содержанием оценки, - а

именно: какие стороны  деятельности подвергаются измерению  и анализу,

позволяет выделить несколько  основных подходов.

В качестве предмета оценки в различных методиках выступают:

-         деловые и личностные качества (свойства, черты) работника;

-         характеристики поведения в различных  ситуациях;

-         характер и содержание трудовых  функций, которые он фактически

выполняет;

-         показатели результатов его деятельности;

Распространена также комплексная оценка, содержание которой включает

различные комбинации из названных  предметов оценки труда. Степень

разработанности каждого  из подходов неодинакова. Некоторые (например, оценка

качеств) доведены до вполне полного методического обеспечения  и даже

автоматизации, другие (например, целевая оценка) представлены лишь в виде

определенных принципов.

 

   комбинированные - широко распространенные и

разнообразные методы экспертной оценки степени проявления определенных качеств,

специальные тесты и некоторые  другие комбинаций качественных и количественных

методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных

признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.

 

Методы оценки по их характеристике разделяются на качественные, количественные и комбинированные (табл. 2).

Таблица 2. Классификация  методов оценки по их характеристикам

Методы оценки

Описание

Качественные

Метод анкет.

Методы биографического  описания.

Деловая характеристика.

Устный отзыв.

Методы сравнения с  эталоном.

Оценка на основе дискуссии.

Количественные

Шкалирование.

Альтернативное ранжирование.

Попарное сравнение.

Заданное распределение  оценок.

Управления по целям.

Комбинированные

Специальные тесты.

Методы экспертных оценок.

Другие комбинация качественных и количественных методов.


 

 

4) Система Томаса — это инструмент выявления, оценки, анализа и прогноза деловых, профессиональных и поведенческих характеристик человека, разработанная Томасом Хендриксоном на основе языка DISC в середине XX века.

Система Томаса представляет собой набор уникальных тестов-анкет, которые позволяют проводить анализ самооценки личности, выявлять особенности стиля поведения личности в достижении определенных результатов.

История создания Системы


1.1 Истоки создания теории DISC

Происхождение языка ДИСК, хотя он раньше так не назывался, берет  свое начало во времена Эмпедокла  в 444 году до н. э.

Эмпедокл 444 год до н. э. Эмпедокл был основателем школы медицины на Сицилии. Он утверждал, что все вещи в мире, в том числе и человек, состоят из четырех «основных» элементов: огня, земли, воды и воздуха. Эти четыре элемента, по его мнению, имеют бесконечное множество выражений, как, например, художники могут создать бесконечное множество оттенков из четырех цветов, так и в человеке сочетаются четыре основных типа поведения…

Гиппократ 400 год до н. э. Гиппократ заметил влияние климата и местности на человека. Выделив четыре типа климата, он охарактеризовал поведение и внешний вид человека в зависимости от климатической зоны, и даже предполагал, какие люди смогут побеждать в битвах в зависимости от местности, в которой они выросли.

1. Климат и Местность: Горная страна. Суровые условия жизни. Местность возвышается над уровнем моря, достаточное количество воды. Времена года сильно отличаются.

Люди: Дикие и жестокие по своей природе. Сильно отличаются внешне друг от друга. Воинственные.

2. Климат и Местность: Низины. Луга. Теплые источники воды. Ветер больше теплый, чем холодный, воздух застойный. Времена года равномерные.

Люди: Тело некрупное, непропорциональное, широкое. Темные цвет волос. Отсутствие храбрости. Люди менее флегматичные и более раздражительные. Эмоциональные. Не придают большого значения труду. Вспыльчивые.

3. Климат и Местность: Возвышенность. Равнина. Достаточное количество воды. Ветрено.

Люди: Статные. Внешне похожи один на другого. Приветливые и невоинственные.

4. Климат и Местность: Скудная, неплодородная почва, недостаточное количество воды. Времена года сильно отличаются. Незащищенная местность. Лютый холод зимой и жара летом.

Люди: Крепкие. Хорошо сложенные. Светлый  цвет волос. Заносчивые и своевольные.

Сангвиник — Меланхолик — Холерик — Флегматик

После определения четырех  типов климата и местности  и их влияния на поведение, Гиппократ  выделил четыре типа темперамента (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик) и связал их с жидкостями тела (кровь, черная желчь, желчь, слизь).

Карл Густав Юнг

1921 год В 1921 году Юнг опубликовал книгу «Психологические типы». Он выделил и описал четыре «типа». Эти четыре типа в основном ориентированы на четыре физиологических функции: мышление, чувство, ощущение и интуицию. Далее эти четыре типа подразделяются на «либидо» и «энергию», а также «интроверсию» и «экстраверсию». Юнг полагал, что интровертные и экстравертные типы являются категориями, превосходящими другие четыре функции.

1.2 Теория МОУЛТОНА МАРСТОНА

Основным разработчиком  языка ДИСК стал Вильям Моултон Марстон (1893—1947). Доктор Марстон родился в Клиффондейле, штат Массачусетс в 1893 году. Окончил Гарвардский университет. Наиболее известной работой Марстона стали его исследования в области определения лжи. Он провел эту работу в Гарвардском университете и в 1938 году опубликовал книгу «Детектор лжи». Детекторы лжи, включая те, что были разработаны доктором Марстоном, использовались правоохранительными органами в разных странах в течение многих лет.

«Эмоции нормальных людей»

В 1928 году Доктор Марстон опубликовал книгу «Эмоции нормальных людей», в которой описал теорию, рассматривающую поведение нормального человека как реакцию на благоприятную и неблагоприятную внешнюю среду. В условиях окружающей среды, где поведение человека маркируется на шкале реакции от пассивной до активной, в зависимости от индивидуального восприятия окружающей среды как благоприятной или враждебной.

Данный принцип получил  свое отражение в матрице отношений:

— от антагонистических  отношений: негативные, враждебные;

— до приятных отношений: позитивные, дружественные.

В зависимости от личных особенностей каждый человек выбирает свою стратегию  существования и выживания. В  дальнейшем было выделено четыре основных типа поведения:

ДОМИНИРОВАНИЕ (DOMINANCE) — активное позитивное поведение в антагонистической обстановке. Стремление к достижению целей вопреки противодействию среды.

ВЛИЯНИЕ (INFLUENCE) — активное позитивное поведение в благоприятной обстановке. Влияние на окружающих для получения позитивного отклика.

СТАБИЛЬНОСТЬ (STEADINESS) — пассивное понимающее поведение в благоприятной обстановке. Стабильность в выполнении задач для поддержания «статус-кво».

АДАПТИВНОСТЬ(COMPLIANCE) — пассивное приспосабливающееся поведение в антагонистической обстановке. Действия в соответствии с высокими стандартами, чтобы избежать проблем или ошибок.

Доктор Марстон полагал, что люди стремятся изучать представление о собственной личности, которое в основном соответствует одному из четырех факторов. Таким образом, используя теорию Марстона, становится возможным применять силу научных наблюдений к поведению человека, что является скорее объективным и образным, чем субъективным и зависящим от суждений.

1.3 Развитие теории:

Теория ДИСК получила активное развитие в дальнейшем — многие ученые расширяли ее положение:

Сулливан (1935) и Роджерс (1951) подчеркнули, что предпочтение индивидуумом тех или иных характеристик зависит от реакции окружающих на его действия

Леки (1945) отметил, что результатом  реакции окружающих на внешнюю обстановку становится изменение его представлений  о себе. Каждый из нас вырабатывает это представление о себе и  поддерживает его

Сарджин (1945) и Супер (1957) подчеркнули, что каждый ищет тот род деятельности, который соответствует его представлению о себе.

Хорни (1950), одновременно с развитием теории Марстона, выдвигает теорию о способах взаимодействия индивида с внешней средой (адаптивность, агрессивность или доминантность, отчужденность)

Фергюсон (1954) формулирует предположение о том, что группы различаются по степени давления на них со стороны внешней среды, общество определяет, что будет существенно для выживания, и как должны вести себя индивиды в различных культурных и социальных группах.

Берри (1986), используя значительный эмпирический материал, выдвигает теорию о социальном поведении групп, необходимом  для их приспособления к требованиям  окружающей среды.

1.4 Создание тестинговой Системы Томаса:

Томас Хендриксон (1956) разработал тест для определения личностных характеристик человека на основе теории "Об эмоциях нормальных людей". Основным постулатом данной теории является предположение, что все люди каким-либо образом ведут себя в каждом измерении. Четыре измерения являющиеся основой Системы Томаса (и ее различных форм и видов применения), попадают в следующие категории:

Информация о работе Управление персоналом