Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:57, реферат
Любая организация заинтерисованна в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества...
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Нижегородский государственный
инженерно – экономический
(ГБОУ ВПО НГИЭИ)
Реферат
на тему: «Управление поведением персонала»
студентки группы 11 – МО – 3
Фефлова Ольга и Шитова Надежда
Преподаватель:
Княгинино
2013
Теория поведения
личности в организации
Любая организация заинтерисованна в
том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным
образом. Поведение человека – совокупность
осознанных, социально значимых действий,
обусловленных занимаемой позицией, т.е.
пониманием собственных функций. Эффективное
для организации поведение ее сотрудников
проявляется в том, что они надежно и добросовестно
исполняют свои обязанности, готовы во
имя интересов дела в условиях меняющейся
ситуации выходить за пределы своих непосредственных
обязанностей, прилагая дополнительные
усилия, проявляя активность, находят
возможности для сотрудничества.
Первый подход к решению данной
проблемы – подбор людей с определенными
качествами, которые могут гарантировать
желаемое для организации поведение ее
членов. Однако данный подход имеет ограниченное
применение, так как, во-первых, не всегда
можно найти людей с необходимыми характеристиками,
во-вторых, нет абсолютной гарантии, что
они будут вести себя обязательно
таким образом, как этого ожидает от них
организация, и, в-третьих, требования
к поведению членов организации со стороны
организационного окружения могут меняться
со временем, входя в противоречие с теми
критериями, по которым люди отбирались
в организацию.
Второй подход, в принципе не
исключающий первого, состоит в том, что
организация влияет на человека, заставляя
его модифицировать свое поведение в нужном
для нее направлении. Данный подход возможен
и основывается на том, что человек обладает
способностью быть наученным поведению,
менять свое поведение на основе осознания
своего предыдущего поведенческого опыта
и требований, предъявляемых к его поведению
со стороны организационного окружения.
Поведение человека в организации
определяется его собственными (личностными)
чертами, влиянием условий формирования
индивидуальной деятельности – особенностями
группы, в которую он включен, условиями
совместной деятельности, своеобразием
организации и страны, в которых он работает.
Соответственно возможности с успехом включить человека
в организационное окружение, научить
поведению зависят в равной мере от характеристик,
как этого окружения, так и от характеристик
его личности.
Черты личности складываются под
влиянием природных свойств (физиологическое
состояние организма, особенности высшей
нервной деятельности, память, эмоции,
чувства, восприятие), а также социальных
факторов (образование, опыт, привычки,
круг общения и т.п.). Личностные черты
в значительной мере влияют на качество
выполнения возложенных на человека функций,
стиль его работы, отношения с окружающими.
В качестве основополагающих
начал поведения человека можно выделить
следующие: мотивацию, восприятие, критериальную
основу.
В основе трудового поведения лежат
мотивы, внутренние устремления, определяющие
направленность трудового поведения человека
и ее формы. Одно и то же поведение может
иметь разную мотивационную основу. Мотивация
– ключ к пониманию поведения человека
и возможностей воздействия на него.
Восприятие – процесс организации
и интерпретации представлений об окружающем
мире. Восприятие представляет собой активную
подсознательную деятельность по приему
и переработке информации, причем не всей,
а лишь значимой. Поскольку восприятие
во многом субъективный процесс, оно содержит
в себе возможности полного и частичного
искажения или потери информации. В результате
восприятия могут возникнуть различного
рода субъективные реакции на воспринимаемый
объект: принятие, отторжение, «поведение
страуса». На восприятие оказывают влияние
следующие основные обстоятельства как
объективного, так и субъективного характера:
ситуация, в которой поступает информация
или происходит знакомство; глубина видения
реальной ситуации; личностные и социальные
характеристики воспринимаемого объекта;
стереотипы и предрассудки, присущие человеку.
К критериальной основе поведения человека
относятся те устойчивые характеристики
личности, которые определяют выбор, принятие
решений человеком по поводу его поведения.
В совершенно одинаковых ситуациях разные
люди могут принять совсем разные решения.
И это будет определенно тем, что они имеют
различную критериальную базу, задающую
их приоритеты и оценки происходящих событий.
Необходимость тщательного и регулярного
изучения индивидуальных характеристик
членов организации не вызывает сомнений.
Однако, признавая значимость и полезность
этого вида управленческой деятельности,
необходимо помнить и о том, что индивидуальность
поведения человека зависит не только
от его персональных черт, но и от ситуации,
в которой осуществляются его действия.
Поэтому изучение человека всегда должно
вестись в совокупности с изучением ситуации.
Кроме того, при изучении индивидуальности
человека необходимо принимать во внимание
его возраст. Учет всех этих факторов может
дать ключ к пониманию индивидуальности
человека, а, следовательно, и к управлению
его поведением.
На поведение работников организации
влияют и внешние факторы. Среди них необходимо
выделить следующие:
1. круг общения, который может
быть личным, включающим эмоциональные
связи, и служебным, определяемым должностными
обязанностями. В каждом конкретном круге
общения складывается своя микроэтика,
во многом определяющая взаимодействие
в рамках управленческой деятельности;
2. роль, характеризующаяся совокупностью
действий, ожидаемых от человека в соответствии
с его индивидуальными психологическими
особенностями и местом в управленческой
иерархии;
3. статус – оценка окружающими
личности данного субъекта и исполняемой
им роли, определяющая его реальное и ожидаемое
место в системе социальных связей,
ранг индивида, который бывает формальным
и неформальным.
У человека имеются две степени
свободы в построении своего поведения
в организации: с одной стороны, он обладает
свободой в выборе форм поведения – принимать
или не принимать существующие в организации
формы и нормы поведения, а с другой –
может принимать или не принимать ценности
организации, разделяя или не разделять
ее философию. Каждый тип поведения характеризуется
объективными и субъективными мотивами,
пониманием его необходимости, склонностью
к нему. В зависимости от того, как сочетаются
основополагающие составляющие поведения,
может быть выделено 4 типа поведения человека
в организации.
Первый тип
поведения – преданный и дисциплинированный
член организации характеризуется тем, что человек
полностью принимает ценности и нормы
поведения, старается вести себя таким
образом, чтобы своими действиями никак
не входить в противоречие с интересами
организации. Он искренне старается быть
дисциплинированным, выполнять свою роль
в соответствии с принятыми в организации
нормами и формой поведения. Результаты
действий такого человека в основном зависят
от его личных возможностей и способностей
и от того, насколько верно определенно
содержание его роли. Для этих людей руководство
и подчинение представляют собой осознанную
необходимость, в том числе вытекающую
из чувства долга.
Второй тип поведения
– «приспособленец» характеризуется
тем, что человек не приемлет ценностей
организации, однако старается вести себя,
следуя нормам и формам поведения, принятым
в организации. Он делает все по правилам,
но его нельзя считать надежным членом
организации, так как он, хотя и является
хорошим и исполнительным работником,
может в любой момент покинуть организацию
или совершить действия, противоречащие
ее интересам, но соответствующие его
собственным. Для этих людей руководство
или подчинение внутренне желательны,
приносят определенное удовлетворение ( у руководителей это обусловлено
возможностью проявить себя, продемонстрировать
собственную власть, получить наслаждение
от этого ощущения; подчиненные освобождаются
от необходимости думать, принимать самостоятельные
решения, т.е. также приобретают своего
рода свободу). Но в этих условиях самое
активное руководство и самое добросовестное
подчинение будут иметь неблагоприятные
последствия из-за ориентации не на выполнение
стоящих задач, а достижение комфортного
состояния.
Третий тип поведения
– «оригинал» характеризуется тем, что
человек приемлет ценности организации,
но не приемлет существующие в ней нормы
поведения. При этом у него может быть
много трудностей во взаимоотношениях
с коллегами и руководством. В том числе,
когда организация может отказаться от
устоявшихся норм поведения по отношению
к таким ее членам и обеспечить свободу
выбора форм поведения, они могут найти
свое место в организации, успешно приспособиться
к организационному окружению.
Четвертый тип поведения –
«бунтарь» характеризуется тем, что человек
не приемлет ни норм поведения, ни ценностей
организации, все время входит в противоречие
с организационным окружением и создает
конфликтные ситуации. Необходимость
определенного типа поведения для таких
людей является вынужденной, внешне навязанной,
что обусловлено как непониманием важности,
необходимости ценностей и норм поведения
в организации, так и отсутствием соответствующих
навыков и привычек. В этих условиях выполнение
функций руководства или подчинение воспринимается
как насилие над личностью, посягательство
на свободу, вызывает внутренний протест,
а порой и озлобление. Было бы неверным
считать, что такой тип поведения абсолютно
неприемлем в организации и люди, ведущие
себя таким образом, ей не нужны. Однако
в большинстве случаев «бунтари» порождают
множество проблем, существенно осложняющих
жизнь организации и даже наносящих ей
большой ущерб.
Любая организация представляет собой
сочетание различных профессиональных
групп. Работники организации включены
в определенную систему межличностных
отношений в составе групп. Группа может
выступать в качестве управляющей, управляемой
или самоуправляемой структуры с различной
степенью сплоченности ее членов – от
неорганизованной толпы до единого коллектива.
Воздействуя на поведение людей, коллектив
во многом способствует его изменению,
поскольку, участвуя в коллективных действиях,
каждый человек должен приспосабливаться
к требованиям группы, групповым нормам.
Позитивная сторона нормативной регуляции
поведения членов группы проявляется
в следующем:
- информирование о том, как вести себя
в той или иной группе, какое поведение
следует ожидать от ее членов, занимающих
разные позиции в групповой иерархии;
- стандартизация моделей индивидуального
и группового поведения;
- обеспечение членам группы необходимой
психологической комфортности (человек
избавляется от неопределенности в выборе
поведенческих моделей).
Сила влияния группы на поведение
ее членов зависит от степени сплоченности.
В зависимости от характера самого коллектива
его влияние на личность может быть как
позитивным, так и негативным. Сплоченный,
но не настроенный на конструктивное поведение
коллектив может разлагающе влиять на
личность, вынуждать ее к асоциальному
поведению. В свою очередь, человек также
пытается воздействовать на коллектив,
делать его более «удобным» для себя. Результативность
такого воздействия зависит от силы обеих
сторон. Сильная личность может подчинить
себе коллектив, в том числе и в результате
конфликта с ним, слабая, наоборот, сама
ему подчиняется, растворяется в нем, а
коллектив взамен берет на себя заботу
о ее благополучии. Идеальная с управленческой
точки зрения ситуация располагается
где-то посередине и характеризуется доверительными
партнерскими отношениями между трудовым
коллективом и его участниками, не отказывающимися
от собственных позиций, но уважительно
относящимися к общим целям и нуждам.
Методы и
способы управления поведением персонала
Методы управления персоналом (МУП) —
способы воздействия на коллективы и отдельных
работников с целью осуществления координации
их деятельности в процессе функционирования
организации.Наука и практика выработали
три группы МУП: административные, экономические
и социально-психологические. Ад
Мотивация и
стимулирование труда персонала организации
Сегодня только организация может дать подавляющему большинству
людей средства к существованию и созданию условий для нормальной жизни. При этом чем актуальней потребность
индивида и чем больше она связана с самим
существованием человека, т. е. с его базовыми
потребностями, тем больше его зависимость
от организации и тем легче она может изменять
и направлять его цели в определенное
русло. Все это, как правило, делает возможным
изменение поведения членов современной
организации в нужном направлении без
прямого насилия или давления.
Маслоу была создана "Иерархическая
модель потребностей". Он считал, что человек — существо
желающее. Человек редко бывает полностью
удовлетворен, а если и бывает, то очень
недолго. «Желание непрекращающееся и неизбывное
является характерной особенностью человека,
оно сопровождает его на протяжении всей
жизни».
Физиологические
потребности (низший уровень). Они включают,
потребности в воде, пище, жилище, отдыхе,
сексе. Потребности в безопасности и уверенности
в будущем. Как и физиологические потребности,
они относятся к числу базовых, основополагающих.
Эти потребности понимают в расширительном
смысле: безопасность от физических и
психологических угроз, а также уверенность
в том, что физиологические потребности
в будущем будут удовлетворены.
Социальные потребности – это потребность принадлежать
определенной группе, быть понятым другими,
в любви, социальном взаимодействии, привязанности,
поддержке. Эти потребности А. Маслоу относил
к потребностям роста.
Потребности в уважении. Они включают потребности в
самоуважении, признании. Это также потребность
роста.
Потребности самовыражения
(самоактуализации). Это высший уровень потребностей.
Он заключается в реализации своих потенциальных
возможностей и росте как личности.
С точки зрения А. Маслоу, потребности
вышележащих уровней могут быть удовлетворены
только тогда, когда будут удовлетворены
потребности нужды (т. е. физиологические
потребности и потребности в безопасности).
Удовлетворения высшего уровня потребностей
роста (самоуправление) достигает лишь
относительно небольшая часть людей, поскольку
здесь речь идет о творчестве, креативности,
независимости, ответственности и других
свойствах развитой личности. Теория А.
Маслоу имела важное значение для управления
организациями. Менеджеры стали понимать,
почему работники хотят или, наоборот,
не хотят трудиться. Им стало понятно,
что мотивация определяется широким диапазоном
различных потребностей личности. Чтобы
правильно мотивировать своих подчиненных,
руководитель должен знать потребности
исполнителей, учитывать их, дать возможность
удовлетворять их с тем, чтобы работник
стремился выполнять не только личные,
но и общие цели, которые ставит организация.
На уровне ценностного
и практического сознания определяется
тип мотивации. Тип мотивации
– это преимущественная направленность
деятельности индивида на удовлетворение
определенных групп потребностей. Таких
типологий может быть много в зависимости
от целей исследования. Для выявления
направлений совершенствования мотивации
и стимулирования работников более целесообразной
является модальная (базовая) типология,
разработанная НИИ труда и социального
страхования. В соответствии с этой типологией
выделяются 3 типа мотивации: 1 тип – работники,
ориентированные преимущественно на содержательность
и общественную значимость; 2 тип – работники,
преимущественно ориентированные на оплату
труда и статусные ценности; 3 тип – работники,
у которых значимость разных ценностей
сбалансирована.
Основная масса работников в настоящее
время относится к типу мотивации, мотивационное
ядро которых основано на высокой заработной
плате. Их мотивы направлены на избежание
сокращения полученных благ.
На трудовую мотивацию влияют различные
стимулы: система экономических нормативов
и льгот, уровень заработной платы и справедливость
распределения доходов, условия и содержательность
труда, отношения в семье, коллективе и
т. д.
Стимулирование как способ управления
трудовым поведением работника состоит
в целенаправленном воздействии на поведение
персонала посредством влияния на условия
его жизнедеятельности, используя мотивы,
движущие его деятельностью. В широком
смысле слова стимулирование – это совокупность
требований и соответствующая им система
поощрений и наказаний. Стимулирование
предполагает наличие у органов управления
набора благ, способных удовлетворить
значимые сегодня и сейчас потребности
работника и использовать их в качестве
вознаграждения за успешную реализацию
трудовых функций. Различают моральное,
организационное и ряд других видов стимулирования.
Организационная
культура
Организационная культура – набор наиболее
важных положений, применяемых членами
организации и получающих выражение в
заявляемых организацией ценностях и
нормах, дающих людям ориентиры их поведения
и действий.
Культура организаций всегда
являлась неотъемлемым компонентом хозяйственной практики, однако
она никогда не была в центре внимания
менеджмента.
В последние годы управленческие службы
не только изменили отношение к культуре
организации, но и заняли активную позицию
в использовании ее как фактора повышения
конкурентоспособности, адаптивности,
эффективности производства и управления.
Организационная культура рассматривается
как мощный стратегический инструмент,
позволяющий ориентировать все подразделения
организации и отдельных лиц на общие
цели, мобилизовать инициативу сотрудников,
обеспечивать преданность, облегчать
общение.
Разделяя сформировавшуюся организационную
культуру, персонал организации вырабатывает
язык общения, совершает адекватно воспринимаемые
другими действия, проявляет понимаемые
всеми чувства и эмоции. Поведение людей
и групп в организации связано нормами, вытекающими
из этих разделяемых верований, ожиданий
и действий.
Важным аспектом организационной культуры
является то, что она разделяется на ряд
частных культур. В одной организации
может быть много субкультур. Одна или
несколько культур в организации могут
по своей природе находиться в одном и
том же измерении, что и доминирующая в
организации культура, или создавать как
бы второе измерение в ней.
Организационная культура формируется
в процессе преодоления совместно работающими
людьми трудностей внешней адаптации
и внутренней интеграции. К трудностям
внешней адаптации относится все, что
связано с выживанием организации во внешнем
окружении.
К задачам, с которыми сталкивается любая
организация в плане внутренней интеграции,
можно отнести распределение власти, делегирование
полномочий и ответственности, преодоление
конфликтов, «притирку» стилей деятельности,
поведения, коммуникации и пр. Преодолевая
трудности, связанные с объединением отдельных
людей в единые коллективы, организации
приобретают знания о том, как следует
работать вместе.
Одна из самых распространенных
классификаций организационных культур
предполагает такие типы:
- праксиологическая (определение целей,
выбор направлений деятельности рассматривается
как средство повышения экономической
эффективности, увеличения прибыли);
- предпринимательская (предпринимательская
деятельность является средством привлечения
ресурсов для дальнейшего развития);
- опекунская (патриархальная) (средством
достижения единства является обсуждение,
консенсус);
- бюрократическая (единство обеспечивается
за счет разработки формальных процедур
принятия решений, оценки, контроля).
Существуют методы поддержания
организационной культуры, которые
не сводятся только к найму нужных
и увольнению ненужных людей. Это:
1.объекты и предметы внимания, контроля
со стороны менеджеров;
2.реакция руководства на критические
ситуации и организационные кризисы;
3.моделирование ролей, обучение и тренировка;
4.критерии определения вознаграждений
и статусов;
5.критерии принятия на работу, продвижения
и увольнения;
6.организационные символы и обрядность.
С течением времени и под воздействием
обстоятельств организационная культура
может претерпеть изменения.
Влияние культуры на организационную
эффективность определяется, прежде всего,
ее соответствием общей стратегии организации.
Чтобы достичь этого, выделяют следующие
подходы:
а). игнорируется культура, серьезным
образом препятствующая эффективному
проведению в жизнь выбранной
стратегии;
б). система управления подстраивается
под существующую в организации культуру.
Этот подход строится на признании имеющихся
барьеров, создаваемых культурой для выполнения
желаемой стратегии, и выработке альтернатив
по «обходу» этих препятствий без внесения
серьезных изменений в саму стратегию;
в). делаются попытки изменить культуру
таким образом, чтобы она подходила для
выбранной стратегии;
г). изменяется стратегия с целью ее подстраивания
под существующую культуру.
Руководство организации может воздействовать
на развитие культуры двумя способами.
Первый представляет собой как оценку
сверху, которая должна вызвать энтузиазм
у большинства членов организации. Это
предполагает наличие искренних личных
обязательств лидера по отношению к ценностям,
в которые он верит. Применение второго
способа начинается с нижних уровней организации.
Менеджеры должны отслеживать по всей
организации, что в ней происходит, стараясь
при этом шаг за шагом воздействовать
на культуру организации.
Конфликты в
организации
Конфликт - одна из наиболее распространенных
форм организационного взаимодействия
и других отношений между людьми. Подсчитано,
что конфликты и переживания персонала
занимают около 15% его рабочего времени.
Еще больше времени тратят на урегулирование
конфликтов и управление ими руководители
- в некоторых организациях до половины
рабочего времени.
Конфликты занимают одно из центральных
мест в управлении организацией не только
в силу значительности связанных с ними
временных затрат, но и вследствие высокой
организационной значимости их инновационных,
созидательных, а особенно разрушительных
последствий. Вместе с тем конструктивный
конфликт - единственный способ поиска
путей выхода из кризиса конкретного предприятия.
Только его персонал владеет информацией
о внутреннем взаимодействии и реальных
возможностях коллектива. Реализация
же этого потенциала, его материализация
в реструктуризации бизнеса, освоении
нововведений немыслима без конфликтов.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение)
- столкновение сторон, мнений, сил.
Конфликт – это нормальное проявление
социальных связей и отношений между людьми,
способ взаимодействия при столкновении
несовместимых взглядов, позиций, интересов,
противоборство взаимосвязанных, но преследующих
свои цели двух и более сторон.
Конфликт необходимо отличать
от рядовых противоречий (обычного разногласия,
несовпадения взглядов, противоположность
точек зрения по тому или иному вопросу).
Конфликт в организации - это открытая
форма существования противоречий интересов,
возникающих в процессе взаимодействия
людей при решении вопросов производственного
и личного порядка; это столкновение противоположно
направленных действий участников конфликта,
вызванное расхождением интересов, норм
поведения и ценностных ориентаций. Они
возникают вследствие несовпадения формальных
организационных начал и реального поведения
членов коллектива.
Организационные конфликты
содержат проблемы, связанные в первую
очередь с организацией и условиями деятельности.
Ситуацию здесь определяют: состояние
оборудования и инструмента, планирования
и техдокументации, норм и расценок, заработной
платы и премиальных средств; справедливость
оценки «лучших», «худших»; распределение
заданий и загрузка людей; выдвижение
и повышение и т. д.