Управление прибылью и рентабельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Рентабельность характеризует результативность использования средств производства и трудовых ресурсов. Она определяется как отношение полученной предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов. Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.
Целью данной работы является раскрытие основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а именно прибыли и рентабельности, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, путей повышения прибыли, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1 Финансово-экономические показатели деятельности предприятия
1.1 Прибыль как основной показатель финансовой деятельности предприятия
1.1.1 Экономическое содержание дохода и прибыли……………………….....5
1.1.2 Классификация доходов и расходов предприятия…………………..…...6
1.1.3 Функции прибыли…………………………………………..……………..14
1.1.4 Виды прибыли……………..………………………………………………15
1.1.5 Формирование и распределение прибыли…………………..…………..17
1.1.6 Факторы роста прибыли……………………………………..……………22
1.2 Рентабельность как показатель экономической эффективности деятельности…………………………………………………………………….24
2 Показатели финансово-экономической деятельности ОАО «Грознефтегаз» за 2011-2012г
2.1 Экономическая характеристика предприятия……………………………..30
2.2 Краткий анализ прибыли и рентабельности ОАО «Грознефтегаз»…………………………………………………………………..32
2.3 Формирование прибыли и рентабельности на ОАО «Грознефтегаз»…………………………………………………………………..36
2.4 Распределение прибыли ОАО «Грознефтегаз»…………………………...37
2.5 Рекомендации для повышения эффективности деятельности ОАО «Грознефтегаз»…………………………………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………42

Файлы: 1 файл

Хуркаева.docx

— 74.04 Кб (Скачать файл)

       нематериальных активов и материальных  оборотных средств.

Показатель  рентабельности предприятия характеризует  размер прибыли на один рубль стоимости  производственных фондов (основных и  оборотных средств).

Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как  он характеризует эффективность  всей деятельности предприятия, включая  виды деятельности, непосредственно  не связанные с производством  продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

Если  исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше - убыточным, если равно единице - безубыточным [2,434].

2) рентабельность  реализованной продукции детализирует  общий показатель рентабельности  и рассчитывается по формуле  1.2.2:

             Пр

R =                       ,                                                                                  (1.2.2)


              Z

где: R - рентабельность реализованной продукции;

       Пр - прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

       Z - затраты на производство продукции (полная ее себестоимость).

3) рентабельность  активов. Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие  с каждого рубля, вложенного  в активы, и рассчитывается по  формуле 1.2.3:

Рентабельность             чистая прибыль (ф. №2)

    активов           =                                                           •  100             (1.2.3)


(имущества)                 средняя стоимость активов

                                     (расчет по данным баланса)

Причинами ухудшения рентабельности активов  могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

Если  на ухудшение показателя в большей  степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Ускорение оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого  нужно рассмотреть возможность:

- продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;

- снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;

- уменьшения дебиторской задолженности.

Рентабельность  активов может быть интерпретирована как доход, который генерируется  собственным и заемным капиталом, т.е. средствами, инвестированными в  бизнес. Для проведения подобного  анализа удобно представлять баланс в несколько модифицированном виде. В левой части подобного баланса  находятся «чистые активы», т.е. долгосрочные (внеоборотные) активы за вычетом амортизации и чистый оборотный капитал. Величина последнего определяется как разность между оборотными активами и текущими обязательствами за вычетом краткосрочных займов [6, 52-53].

4) Рентабельность  собственного капитала показывает  эффективность использования средств,  принадлежащих собственникам предприятия.  Служит основным критерием при  оценке уровня котировки акций  на бирже и рассчитывается  по формуле 1.2.4:

Рентабельность             чистая прибыль (ф. №2)

 собственного       =                                                           •  100           (1.2.4)


    капитала                источники собственных средств

                                   (итог раздела III пассива баланса)

5) Рентабельность  продаж (оборота) показывает, какую  прибыль имеет предприятие с  каждого рубля реализованной  продукции, рассчитывается по  формуле 1.2.5:

Рентабельность           прибыль от реализации

      продаж          =                                                           •  100             (1.2.5)


    (оборота)                         объем продаж

На  величину рентабельности продаж оказывают  влияние различные факторы. Основными  факторами ее снижения являются:

- рост затрат на производство и реализацию продукции;

- падение объемов реализации.

В первом случае тщательному анализу необходимо подвергнуть структуру затрат в  себестоимости, чтобы выявить причину  ее роста. В себестоимости продукции  нужно выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего - проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства. Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов:

- выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;

- произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности;

- проанализировать прибыльность отдельных видов продукции на основе коэффициента маржинальной прибыли, изучить необходимость и возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции.

Во  втором случае следует сосредоточить  на маркетинговых факторах, а также  качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически  все аспекты деятельности предприятия - производство, маркетинг и сбыт [6, 52].

6) рентабельность  инвестиций - способ оценки «мастерства» управления инвестициями, рассчитывается по формуле 1.2.6:

Рентабельность          прибыль до налогообложения

 инвестиций       =                                                           •  100              (1.2.6)


                                    Валюта              краткосрочные

                                    баланса      -       обязательства

Любые расчеты нормы прибыли несут  в себе те или иные допущения и  условности. В идеале следует анализировать  все доступные показатели нормы  прибыли. Большинство их имеет сходную  направленность изменений, которая обусловлена движением прибыли - наиболее подвижного компонента в формулах расчета рентабельности [10, 44].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка  финансовой устойчивости ОАО «Грознефтегаз» за 2011 - 2012г

2.1 Экономическая  характеристика предприятия

 

ОАО «Грознефтегаз» - нефтегазодобывающее предприятие, ведущее свою деятельность в Северокавказском федеральном округе России.

ОАО «Грознефтегаз» было создано в 2000 году на базе нефтяных активов Чеченской Республики, поврежденных во время военных действий начала 90-х.

ОАО «Грознефтегаз» является дочерним предприятием НК «Роснефть». За прошедшие годы благодаря деятельности «Роснефти» добыча нефти в регионе выросла более чем в 20 раз.

Основная деятельность ОАО «Грознефтегаз»:

Транспортировка нефти железнодорожным транспортом до трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) для дальнейшей поставки на международный рынок.

ОАО «Грознефтегаз» является одним из наиболее успешных подразделений НК «Роснефть». В 2012 г. добыча Грознефтегаза составила 1,0 млн т (7,4 млн барр.) нефти и 0,5 млрд куб. м газа.

Акционерное общество ОАО «Грознефтегаз», в дальнейшем именуемое «обществом» является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано без ограничения срока его деятельности.

Вышеуказанное предприятие создано в целях  удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и  получения прибыли при осуществлении  следующих видов деятельности:

1) проведение  геолого-поисковых и геологоразведочных  работ с целью поисков месторождений  нефти, газа и иных полезных  ископаемых;

2) добыча, транспортировка и переработка  нефти, газа и иных полезных  ископаемых;

3) производство  нефтепродуктов, нефтехимической и  другой продукции, включая товары  народного потребления и оказание  услуг населению;

4) хранение  и реализация (включая продажу  на внутреннем рынке и на  экспорт) нефти, газа, нефтепродуктов  и иных продуктов переработки  углеводородного и др. сырья;

5) инвестиционная  деятельность, включая операции  с ценными бумагами;

6) организация  выполнения заказов для государственных  нужд и региональных потребителей  продукции, производимой обществом;

7) инвестиционное, научно-техническое, снабженческо-сбытовое, экономическое, внешнеэкономическое  и правовое обеспечение деятельности  общества. Изучение конъюнктуры  рынка товаров и услуг, ценных  бумаг, проведение исследовательских,  социологических и иных работ;

8) организация  производств, банковских, инвестиционных, финансовых, страховых и других  хозяйствующих субъектов, обеспечивающих  реализацию задач и интересов  общества. Организация рекламно-издательской  деятельности, проведение выставок, выставок-продаж, аукционов и т.д.;

9) посредническая, консультационная, маркетинговая и другие виды деятельности, в том числе внешнеэкономическая (включая осуществление экспортно-импортных операций), выполнение работ и оказание услуг на договорной основе;

10) деятельность, направленная на социальную защиту  населения и охрану окружающей  среды на территориях, где общество  осуществляет свою хозяйственную  деятельность, а также благотворительная  деятельность;

11) организация  охраны работников и имущества  общества;

12) передача  недвижимого и иного имущества  в аренду, использование арендованного  имущества.

Как и  любое акционерное общество, данное общество несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, не отвечает по обязательствам своих акционеров.

В целом, организационно-правовой статус ОАО  «Грознефтегаз» определяется стандартными положениями по открытым акционерным обществам.

 

2.2 Краткий  анализ прибыли и рентабельности ОАО «Грознефтегаз»

 

Технико-экономические  показатели дают представление о  производственной и хозяйственной  деятельности предприятия за прошедший  период. На основе адекватной оценки фактического состояния предприятия можно  выявить резервы и пути перевода объекта из фактического состояния  в требуемое, определить величину и характер резервов роста эффективности хозяйствования, планировать дальнейшую хозяйственную деятельность с учетом выявленных резервов.

Ниже  приводятся основные технико-экономические  показатели ОАО «Грознефтегаз» в динамике (табл. 1).

 

Таблица 1. Основные технико-экономические показатели ОАО «Грознефтегаз» за 2009-2012 гг.

Наменование

ед.изм.

2009

2010

2011

2012

1.Добыча нефти и газа

         

1.1.Валовая добыча нефти, всего

тыс. тн

1974

2119,44

2136,72

1900

1.2.Валовая добыча газа, всего

млн.м3

513,3

459,01

507,94

613,66

в т.ч.: нефтяного

млн.м3

505,6

455,29

504,30

608,79

           природного

млн.м3

7,8

3,71

3,64

4,87

2.Реализация газа, всего

млн.м3

483,2

425,6

471,2

590,62

в т.ч.: нефтяного

млн.м3

475,5

422,0

467,7

585,96

           природного

млн.м3

7,7

3,62

3,56

4,67

3.Выручка от реализации без  налогов, всего

тыс.руб.

2840017

3789371,4

6426126

5897018

-от газа

тыс.руб.

47439

44965

76804

69901

-от прочей реализации

тыс.руб.

110014

451390

841043

1011935

Оплата за услуги по добыче нефти

тыс.руб.

2635958

2829452

5341808

4750002

Оплата за услуги по добыче газа

тыс.руб.

46606,5

44706

80388

65179

4.Средняя цена за услуги по  добыче нефти, без налогов

   руб.

1335

1335

2500

2500

5.Затраты на на производство и реализацию

тыс.руб.

1978328

3223074

4076245

4394196

6.Прибыль (убыток от реализации)

тыс.руб.

861689

566297

2349895

1502822

7.Рентабельность

    %

0,43

0,175

0,576

0,34

8.Балансовая прибыль

тыс.руб.

598414

197761

1981772

1096356

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью