Управление проектом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее универсальными из которых являются:
• направленность на достижения определенных уникальных целей и конкретных результатов;
• скоординированное выполнение многочисленных, взаимозаменяемых действий;
• ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Базовые понятия управления проектом……………………………..4
Классификация типов проекта………………………………………..5
Цель и стратегия проектов…………………………………………….10
Важность управления проектом………………………………………12
Заключение……………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………….14

Файлы: 1 файл

управление проектом.docx

— 40.67 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение………………………………………………………………….3

Базовые понятия управления проектом……………………………..4

Классификация типов проекта………………………………………..5

Цель  и стратегия проектов…………………………………………….10

Важность  управления проектом………………………………………12

Заключение……………………………………………………………….13

Список  использованной литературы………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее универсальными из которых являются:

    • направленность на достижения определенных уникальных целей и конкретных результатов;
    • скоординированное выполнение многочисленных, взаимозаменяемых действий;
    • ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.

   Производственные  циклы в чистом виде не являются проектами, т.к. проект является однократной, а не цикличной деятельностью.

   В качестве примеров проектов можно привести: строительство жилого дома или промышленного  объекта, программу научно – исследовательских  работ, реконструкцию предприятия, создание новой организации, разработку новой техники и технологии, создание кинофильма, развитие региона и многое другое.

   Каждая  из перечисленных выше характеристик  имеет важный внутренний смысл, и  поэтому мы их рассматриваем более  детально. 
 
 
 
 
 

Базовые понятия управления проектами.

   Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.

   Проект  всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.

   Управление  проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.

   Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Суть структуризации (говорят также декомпозиции) сводится к разбивке проекта и системы его управления на подсистемы и компоненты, которыми можно управлять.

   Основной  структурной единицей участников проекта  является команда проекта - специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.

   Реализация  проекта происходит в рамках организационной формы, структура которой в значительной степени влияет на сам проект).

   Функции управления проектом включают: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.

   Подсистемы  управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.

   Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.

   Дальнейшее  разбиение существенно зависит  от специфики проекта. Так, жизненный  цикл может делиться на четыре фазы, в том числе:

  • концептуальная фаза, включающая формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта;
  • фаза разработки проекта, включающая определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками;
  • фаза выполнения проекта, включающая работы по реализации проекта, включая строительство, маркетинг, обучение персонала;
  • фаза завершения проекта, включающая в общем случае приемочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию.
  • эксплуатационная фаза, включающая: приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию.

Классификация типов проектов

В связи с  тем, что методы управления проектами в значительной степени зависят от масштаба (размера) проекта, сроков реализации, качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации, рассмотрим основные виды т.н. специальных проектов, в которых один из перечисленных факторов играет доминирующую роль и требует к себе особого внимания, а влияние остальных факторов нейтрализуется с помощью стандартных процедур контроля.             Ниже рассмотрены «классические» типы «нормальных» проектов, классифицированные по масштабам, срокам реализации, качеству исполнения, ограниченности ресурсов, конструктивному исполнению, участникам.

   Типы  проектов по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, можно разделить:

  1. технический (проект строительства бизнес-центра);
  2. организационный (проект перестройки системы высшего образования);
  3. экономический (проект финансовой стабилизации России);
  4. социальный;
  5. смешанный (проект ликвидации запасов ядерного оружия).

   Организационный проект. Характеризуется тем, что цели определены заранее, однако количественные и качественные результаты определить очень трудно, т.к. они связаны с организационным улучшением системы; срок и продолжительность задаются предварительно; ресурсы предоставляются по мере возможности; расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировки по мере продвижения проекта.

   Экономический проект. Обладает своими особенностями: цель – улучшение экономических показателей функционирования системы; главные цели намечаются предварительно, но требуют корректировки по мере продвижения проекта; то же самое относится и к срокам проекта; ресурсы предоставляются по мере необходимости в рамках возможного; расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере выполнения проекта.

   Социальный  проект. Отличаются тем, что цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная оценка затруднена; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и в последствии подлежат уточнению; расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований; ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного. Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.

   Любой проект от возникновения идеи до полного  своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития, полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта принято  делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла  проекта могут различаться в  зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации  работ. Однако, у каждого проекта  можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта  и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.

Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами. Так, в американской практике:

  • капиталовложения: до 10-15 млн. долларов;
  • трудозатраты: до 40-50 тыс. человеко-часов.

Примеры типичных малых проектов: опытно-промышленные установки, небольшие (часто - в блочно-модульном исполнении) промышленные предприятия, модернизация действующих производств.

Малые проекты допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формировании команды проекта (можно просто кратковременно перераспределить интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы). Вместе с тем затруднительность исправления допущенных ошибок в связи с дефицитом времени на их устранение требует весьма тщательного определения объемных характеристик проекта, участников проекта и методов их работы, графика проекта и форм отчета, а также условий контракта.

Мультипроекты – переплетение в одном проекте различных субпроектов: экономических, социальных, организационных, технических, а также наличие многоканальной системы снабжения и сбыта продукции.

Мультипроектом считается выполнение множества заказов (проектов) и услуг в рамках производственной программы фирмы, ограниченной ее производственными, финансовыми, временными возможностями и требованиями заказчиков.

Мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными (например: развитие свободных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т.д.), межотраслевые (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и смешанные. Как правило программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т.д. 
 

Мегапроекты обладают рядом отличительных черт:

  • высокой стоимостью (порядка $ 1 млрд. и более);
  • капиталоемкостью - потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует нетрадиционных (акционерных, смешанных) форм финансирования, обычно силами консорциума фирм;
  • трудоемкостью - 2 млн. чел.-часов на проектирование, 15-20 млн. чел.-часов на строительство;
  • длительностью реализации: 5-7 и более лет;
  • необходимостью участия других стран;
  • отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;
  • влиянием на социальную и экономическую среды региона и даже страны в целом.

Наиболее характерные  примеры отраслевых мегапроектов - проекты, выполняемые в топливно-энергетическом комплексе - и, в частности, нефтегазовой отрасли. Так, системы магистральных трубопроводов, связавших нефтегазоносные районы Крайнего Севера с центром страны, западными границами и крупными промышленными районами, сооружались очередями ("нитками") в течение 2-3 лет каждая. При этом продолжительность такого проекта составляла в среднем 5-7 лет, а стоимость - более 10-15 млрд.

   Примеры проектов по расширению или изменению  деятельности

    
   Размер  проекта    Продукты  или услуги    Рынки    Выгоды     
Малый    Формирование  нового пакета услуг.

   Незначительное  улучшение продукта

   Добавление  нового дистрибьютора.

   Рекламная компания в местных масштабах

   Изменение продуктового ряда.

   Увеличение  цены

    
Крупный    Разработка  нового продукта в рамках выпускаемой  продуктовой линии.

   Расширение  существующего завода.

   Проектирование  или строительство нового завода

   Выход на новые рынки:

   А) внутренний;

   Б) иностранные:

   - напрямую;

   - с  лицензированием;

   - путем  организации совместных предприятий

   Новая информационная система.

   Реструктуризация  организации.

   Новая политика и процедуры

    
Мега-проект    Разработка  или приобретение новой продуктовой  линии    Приобретение  крупной компании    Слияние с конкурентом     

Информация о работе Управление проектом