Управление развитием образования в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Она соответствует характерным особенностям системы: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды, множественности описания. Под системой образования понимается совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образований. В настоящее время в Российской Федерации действуют принципы провозглашающие: - гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, право личности на свободное развитие, - единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур, - общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых, - светский характер образования в государственных учреждениях, - свободу и плюрализм, - демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений. Эти принципы определяют характер образования в учебных заведениях страны.

Файлы: 1 файл

Кривицкая С. А. Менеджмент.docx

— 31.05 Кб (Скачать файл)

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра социальной и семейной педагогики

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: Менеджмент в образовательной сфере.

по теме: Управление развитием образования в общеобразовательной школе

 

   Выполнил студент  заочного отделения 6 курса,

СПД, специальности: Социальная педагогика

 

 

 

 

 

 

Москва,2012

 

 

Образование - одна из важнейших  первооснов жизни общества, отражающее его реальное состояние, особенности  и уровни развития. Система образования - один из наиболее крупных социальных институтов, связанный с политической и социально-экономической организацией общества. Она соответствует характерным  особенностям системы: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости  системы и среды, множественности  описания. Под системой образования  понимается совокупность взаимодействующих  программ и государственных образовательных  стандартов, сеть реализующих их образовательных  учреждений и органов управления образований. В настоящее время в Российской Федерации действуют принципы провозглашающие: - гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, право личности на свободное развитие, - единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур, - общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых, - светский характер образования в государственных учреждениях, - свободу и плюрализм, - демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений. Эти принципы определяют характер образования в учебных заведениях страны. Нормативно-правовую основу системы образования составляют: Конституция Российской Федерации, национальная образовательная доктрина (2000г.), Закон РФ "Об образовании" (1992г.), Федеральный закон "О высшем м послевузовском профессиональном образовании" (1996г.), а также "Концепция модернизации российского образования на период до 2010г." (2002г.). Государственные органы управления образованием - министерства, управления и департаменты образования в границах своей компетенции решают вопросы разработки и реализации образовательных программ, разработке стандартов и документов об образовании, аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических кадров.

Образовательным учреждением  называется организация, которая ведёт  учебно-воспитательный процесс по определённой образовательной программе. По направлениям образование делится на общее  и профессиональное. Общее образование  подразделяется на следующие уровни: дошкольное, начальная школа, основное общее образование и полное среднее  образование. Профессиональное - подразделяется на начальное, среднее, высшее и послевузовское.Существуют и другие учреждения: специальные (коррекционные образовательные учреждения), дополнительные (музыкальные, художественные школы, кружки, центры, дома творчества и др.) По организационно-правовой форме образовательные учреждения могут быть государственными: федеральными, муниципальными и негосударственными: частными, общественными, религиозными.

Учреждение в своей  деятельности руководствуется стандартами  нормативно-правовых основ Российского  образования и типовым уставом.

Учреждение является юридическим  лицом, некоммерческой организацией, имеет  самостоятельный баланс, лицевой  и иные счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штампы, бланки, символику.

Финансирование - бюджетное  на 100%, привлечение средств со стороны  не происходит.

Медицинское обслуживание обучающихся  обеспечивается поликлиникой №3 г. Иркутска.

Организация питания в  Учреждении осуществляется городским  комбинатом питания.

Охрана Учреждения осуществляется охраной по договору с родителями.

Финансирование Учреждения бюджетное, дополнительные средства могут  быть приняты от спонсоров.

Права и обязанности учеников и работников школы согласно Российскому  Законодательству прописываются в  уставе школы.

Приём и отчисление учащихся регулируются Законом РФ "Об образовании" и другим нормативным актам и  определены Структура управляющей системы школы представлена четырьмя уровнями управления:

Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным  органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегическое направление развития школы.

Второй уровень - заместители  директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный  за организацию общественно полезного  труда, старшие вожатые, помощник директора  по административно-хозяйственной  работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

 

Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие  управленческие функции по отношению  к учащимся и родителям, а также  ко всей внеучебной деятельности.

Четвёртый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного  ученического самоуправления. На этом уровне важно учесть, что сам ученик включается в работу по организации  своего развития.

Основные проблемы управления в школе 

В современном мире требования к образованию очень сложные  и поэтому основная проблема у  руководства школы заключается  в нехватке молодых специалистов административного направления. Все  заместители директора - учителя  опытные и с большим стажем работы, традиционные взгляды на управление и весь учебно-воспитательный процесс, согласно старой закалке, на данном этапе  развития общества не подходят. Нужны  активные, образованные с учётом современности  специалисты, это лучшие студенты педагогического  университета, а они в свою очередь  не идут работать в школу.

Здесь же нужно выделить проблему обучения педагогов, в университетах  преподавательский состав оставляет  желать лучшего, там преподают такие  же опытные педагоги, но им сложно перестроиться  на новый уровень преподавания, который  соответствует современной картине  мира, рыночной экономике и новым  технологиям образования.

Выделяется ещё одна проблема в школе - это отсутствие стабильности образовательный стандартов. Из года в год меняются требования к выпускникам на государственном уровне, в связи с введением Единого государственного экзамена. В этом случае учащийся приходя в 11 класс даже не знает какие точные цели перед ним ставятся в новом учебном году.50 % выпускников не справляются с экзаменом, но это не значит, что они не подготовлены и школа не выполнила гос.заказ, слишком сырая подготовка к экзамену, недостаточная продуманность методик введения самого гос.теста. Необходимы доработки этого вопроса на государственном уровне.

Самая большая проблема школы, конечно, финансирование. Школа не имеет  права заниматься коммерческой деятельностью, поэтому финансирование в школе 100% бюджетное, а оно не достаточно для нормального функционирования школы. Привлечение дополнительных средств практически не возможно. На данном этапе поиском средств для нужд школы никто не занимается.

3. Разработка системы  управления школы 3.1 Миссия и  цели школы.

Миссия любой школы  состоит в создании условий: - гарантирующих  охрану и укрепление здоровья обучающихся; - для развития личности, её самореализации и самоопределения; - для формирования у учащихся адекватной картины мира, соответствующей современной действительности; - для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и  свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - для формирования духовно-нравственной личности; - для  осознанного выбора профессии.

Процесс управления школой означает целеполагание. Трудно установить на каком этапе у воспитуемого формируется то или иное качество личности, но постановка цели и планирование позволяет прогнозировать основные условия становления личности. Основная особенность целеполагания в  школе в том, что вся система  педагогического процесса тесно  связана с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся.

Можно определённо заявить, что целевая ориентация в школе - образовательная и социальная; масштабы цели - как внутри организации, так и городские, и региональные; по количеству целей - многоцелевая, множественность  целей определяется разнообразием  функций учебного процесса: как воспитание, образование, развитие личности; время  действия - периодически: как на год, на полугодие, на четверть, на неделю.

Технологию управления в  школе можно представить как  целостную систему методов и  процессов образования, разделив на несколько модулей, согласно целеполаганию:

слежение за рынком труда  позволяет выявлять новые профессии, и своевременно изменять направление  развития учебного процесса, либо акцентировать  внимание на определённых предметах;

контроль достаточности  знаний учащихся помогает выявить недостатки обучения и вовремя принять меры по их устранению;

систематизация проблемных областей и возможные пути решения  в дальнейшем;

управление качеством  и доступностью информации;

 

сертификация специалистов, возможность повышения квалификации и категории учителей и как  выход, повышение уровня преподавания;

поддержка молодых специалистов, возможность дальнейшего обучения, поддержка инициативы в коллективе;

внедрение инновационных  технологий, а именно компьютеризация  учебного процесса для облегчения деятельности учителей;

увеличение внеучебных мероприятий с привлечением большего числа преподавателей для развития духа коллективизма, ощущения "плеча", понижения конфликтности.

 

 

Методическая работа в  школе наиболее эффективна, если она  организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель  своей работой , тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы должен предшествовать глубокий анализ каждого из его звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

Статистика педагогических кадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям.

 Обеспеченность школы  педагогическими кадрами. Школа  обеспечена кадрами с высоким  уровнем профессиональной компетенции,  позволяющей продуктивно выполнять  свои должностные обязанности 

Главным центром, координирующим всю методическую работы школы, является методический совет.

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной  системы принадлежит научно-методическому  совету. Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. Возглавляет методический совет в нашей школе заместитель директора по научно-методической работе. Членами совета являются руководители методических объединений, руководители творческих групп, психолог, члены дирекции. Заседания научно-методического совета проводятся каждый учебный четверть, и , как правило , предшествуют заседаниям МО, так как на методический совет выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы. А затем эти предложения предваряются в жизнь предметными кафедрами.

А) организация работы по учителей по индивидуальным темам самообразования;

 Б) посещение семинаров  в школах района ,республики;

 В) курсовая подготовка;

Аттестация остается одним  из важных, эффективных направлений  повышения профессионального мастерства. Аттестация педагогических работников в школе проводится школьной аттестационной комиссией, в состав которой входит 7 высококвалифицированных специалистов школы. Председатель аттестационной комиссии директор школы. Заместитель председателя – заместитель директора по УВР. В его обязанности входит организация процедуры аттестации школьной комиссией, а также организация на школьном уровне работы с педагогами, падающими заявления в муниципальную и главную комиссию, осуществление связи с городской комиссией. План работы аттестационной комиссии у нас в школе не включен в план научно-методической работы , а функционирует самостоятельно. Основной задачей заместителя директора, организующего аттестацию, является оказание методической помощи при подготовке к аттестации, обеспечение благоприятных, комфортных организационных и психологических условий прохождения аттестации.

Поиск эффективных связей педагогической теории и школьной практики осуществляет использование в педагогической практике новых учебных программ, работа с альтернативными учебниками. Учителя школы активно внедряют в практику использование на уроках мультимедийного и интерактивного оборудования.

Особого внимания требуют  молодые учителя, которые с первого  учебного дня должны включиться в  интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. С целью адаптации молодого учителя в педагогическом коллективе, отработки, апробации методик преподавания по предмету и самоутверждения выпускника педагогического вуза в роли учителя была создана в школе « Школа молодого учителя». Положение о школе молодого учителя было утверждено на педсовете коллектива учителей школы. В нашем учреждении «Школа молодого учителя» объединяет четырех педагогов, окончивших вуз, педучилище и имеющих педагогический стаж не более 5 лет. В начале учебного года был создан банк данных о молодых педагогах, составлен и утвержден план работы ШМУ и были назначены наставники. В течение учебного года отслеживался результат работы молодого учителя в ходе посещения уроков, мероприятий , проведенных ими. На заключительном заседании ШМУ предполагается заслушать отчеты по самообразованию молодых специалистов.

Однако в системе повышения  профессиональной компетентности учителя  ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение  к обновлению содержания и организации  учебного процесса школы. Потому залог  успешной работы – это тесный контакт  администрации с учителями, четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях  профессиональных трудностях. Мало спланировать и организовать методические мероприятия, надо включить в работу самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о  профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем подготовленности и педагогической деятельности. Учитывая то, что работают и мастера педагогического  труда, и совсем молодые неопытные  учителя, необходимо проводить на диагностической  основе поуровневую подготовку. Для начальной диагностики при посещении уроков заполняем индивидуальную карту учета выполнения требований к уроку. Эта работа проделывается в первой четверти учебного года. Учет ведется в балльной системе: один – недопустимый, 2- допустимый, 3- оптимальный уровень.

Информация о работе Управление развитием образования в общеобразовательной школе