Управление социальным развитием персонала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Современный бизнес развивается, конкуренция растет, и, как следствие, организациям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы активно развиваться и быть успешными. Наряду с профессионально организованными процессами подбора и найма персонала, его стимулирования, ориентации и оценки, одним из способов, помогающим генерировать новые идеи для бизнеса, разрабатывать и внедрять современные технологии и системы, а также готовить высоко профессиональных, ориентированных на успех сотрудников, является создание системы обучения персонала.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Современный бизнес развивается, конкуренция растет, и, как следствие, организациям необходимо прилагать  все больше усилий, чтобы активно  развиваться и быть успешными. Наряду с профессионально организованными  процессами подбора и найма персонала, его стимулирования, ориентации и  оценки, одним из способов, помогающим генерировать новые идеи для бизнеса, разрабатывать и внедрять современные  технологии и системы, а также  готовить высоко профессиональных, ориентированных на успех сотрудников, является создание системы обучения персонала. Итак, в определенный момент перед руководителем кадровой службы компании встает вопрос: как учить? Обратиться к тренинговым компаниям? Сформировать штат собственных квалифицированных преподавателей, которые смогут наиболее эффективно адаптировать различные методики обучения к потребностям и специфике компании, в ее собственной уникальной внутренней среде. Или сделать акцент на наставничестве и консультировании подчиненных с помощью линейных менеджеров? Выбор пути зависит от многих факторов: целей и задач, которые вы ставите перед обучением, прямой и косвенной стоимости обучения, времени, отпущенного на обучение, состава участников (их квалификации, мотивации, предыдущей подготовки), квалификации и компетентности преподавателей, размера и сложившейся структуры вашей компании наконец. Необходимо понять, что в решении проблем обучения персонала разовые мероприятия результатов не дадут. Должна быть целая система, направленная на профессиональное развитие и карьерный рост специалистов компании.

 

 

 

 

 

  1. Сущность, задачи и средства развития персонала

 

 

Развитие является стратегической функцией кадрового менеджмента. В  настоящее время в теории и  практике вопрос о сущности понятия  «развитие» исследован недостаточно. В практической деятельности в сфере  управления кадрами организации  под развитием понимают обучение персонала. Развитие является ведущим  фактором системы образования человека, персонала организации наравне  с обучением и воспитанием.

Развитие персонала можно  определить через характеристику его  показателей.

Характеристика понятия  «развитие»

Показатель

Характеристика

Как объект исследования

Представляет совокупность функционально связанных между  собой элементов, связей, зависимостей, изменяющихся с преобразованием  во внутреннем строении, структуре. Развитие происходит процессуально в определенных условиях взаимодействия с «соседними системами»

Структура (механизм)

Характеризуется количеством  составляющих элементов, порядком их расположения и качественными изменениями  в процессе развития

Источник развития

Возникает в результате противоречий между старым и новым

Форма развития

Эволюционная (медленное, постепенное, качественное изменение); революционная (внезапная, резкая, скачкообразная) смена  качественных характеристик в структуре  объекта

Направленность

Прогрессивная; регрессивная

Динамика

Времени; темпов роста





 

Ведущие организации затрачивают  на профессиональное развитие значительные средства - от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих  сотрудников, от которых она ожидает  отдачи в виде повышения производительности, т.е. увеличения вклада каждого сотрудника в достижение организационных целей. Помимо непосредственного влияния  на финансовые результаты капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в  организации, повышают мотивацию сотрудников  и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.

Профессиональное развитие оказывает положительное влияние  и на самих сотрудников. Повышая  квалификацию и приобретая новые  навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке  труда и получают дополнительные возможности для профессионального  роста как внутри своей организации, так и вне нее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.

Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации  в этой области. По существу речь идет о выявлении несоответствия между  профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать персонал организации  для реализации ее целей (сегодня  и в будущем), и теми знаниями и  навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует  совместных усилий отдела профессионального  развития, самого сотрудника и его  руководителя. Каждая из сторон привносит  свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и  ролью в процессе профессионального  развития.

Традиционными методами определения  и регистрации потребностей в  профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана  развития. В ходе аттестации сотрудник  обсуждает с руководителем перспективы своего профессионального развития. Результатом этого обсуждения становится план индивидуального развития, который передается в кадровую службу. Специалисты по профессиональному развитию оценивают план с точки зрения его реалистичности, выполнимости, соответствия потребностям организации и ее финансовым возможностям и вносят в него необходимые коррективы. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся программой профессионального развития персонала организации. Эта программа определяет цели профессионального развития, средства их достижения и бюджет.

В последние годы все более  популярными становятся методы психологического тестирования, с помощью которых  определяется степень развития тех  или иных профессиональных навыков  у сотрудников организации. Сравнение  результатов оценки с портретом  «идеального» сотрудника дает возможность  определить пробелы в профессиональной подготовке и предусмотреть мероприятия  по их ликвидации.

Мероприятиями по профессиональному  развитию персонала являются семинары по маркетингу для сотрудников отдела персонала, посещение школы бизнеса  коммерческим агентом, изучение английского  языка инженером-механиком, работа только что принятого в организацию  начальника планового отдела сборщиком  на заводском конвейере и т.д. В крупных многонациональных  корпорациях существуют специальные  отделы профессионального развития, возглавляемые руководителем в  ранге директора или вице-президента, что подчеркивает их большое значение для организации. О важности профессионального  развития для современных организаций  свидетельствует и то, что цели в этой области включаются в личные планы (от выполнения которых зависит  размер вознаграждения) высших руководителей  многих корпораций: президентов, региональных вице-президентов, директоров национальных компаний.

 

 

  1. Процесс профессионального обучения персонала

 

 

Сегодня не обучает персонал только ленивый. Розничная сеть, аптеки, провайдеры услуг - все в равной мере озабочены повышением конкурентоспособности  и формированием корпоративной  культуры. Тренинги, семинары, конференции - нормальная практика, но поскольку  украинский бизнес в целом и рынок  образовательных услуг в частности  относительно молоды, в Украине наблюдается  слишком пестрая картина внутрифирменного обучения. В крупных компаниях  готовятся к пятому-десятому выпуску  студенты корпоративных университетов, у игроков поменьше сотни сотрудников  проходят обучение в учебных центрах, а где-то об их создании лишь задумываются. В то же время, как отмечает Андрей Громов, коммерческий директор компании MTI, «намечается очевидная тенденция  рынка к росту подобных внутрикорпоративных  структур. Это связано с тем, что  в современной рыночной среде  дополнительной стоимостью является уровень  подготовки персонала».

Профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков  или знаний сотрудникам организации.

Процесс профессионального  обучения

Управление этим процессом  профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые  формируются на основе потребностей развития персонала организации, а  также необходимости выполнения сотрудниками организации своих  текущих производственных обязанностей.

При планирование обучения необходимо учитывать:

  • требуемое количество учеников;
  • количество существующих работников, нуждающихся в обучении или переобучении;
  • новые курсы или расходы на существующие.

Выполнение должностных  обязанностей требует от сотрудников  организации знания рабочих процедур и методов, выпускаемой продукции  и оказываемых услуг, умения работать на установленном оборудовании и  т.п. Потребности, связанные с выполнением  производственных обязанностей, определяются на основе заявок руководителей подразделений  и самих работников, путем проведения опросов руководителей и специалистов, анализа результатов работы организации, тестирования сотрудников.

Еще один источник информации о потребностях в профессиональном обучении - индивидуальные планы развития, подготавливаемые сотрудниками в момент аттестации, а также заявки и пожелания  самих сотрудников, направляемые непосредственно  в отдел профессиональной подготовки.

На основании анализа  выявленных потребностей нужно сформулировать цели каждой программы обучения. Они  могут быть такими как: адаптация, внедрение  нововведений, повышение профессиональной квалификации и др. При определении  целей необходимо помнить о принципиальном различии между профессиональным обучением  и образованием: первое формирует  конкретные навыки и умения, необходимые  данной организации, второе направлено на общее развитие обучающегося в определенной сфере знаний.

Профессиональное обучение связано со значительными материальными  издержками, поэтому формирование и  контроль за исполнением бюджета являются важнейшими элементами управления профессиональным обучением. На величину бюджета влияют два фактора - потребности компании в обучении и ее финансовое состояние. Высшее руководство определяет, сколько может быть потрачено на профессиональное обучение в течение следующего года, и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливает приоритеты в профессиональном обучении.

Наличие полной информации о связанных с профессиональным обучением издержках дает возможность  принять оптимальное решение  о методе проведения обучения.

Оценка эффективности  программ обучения является центральным  моментом управления профессиональным обучением в современной компании. Все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала организации. Эти капиталовложения должны принести отдачу в виде повышения эффективности  деятельности организации. Так, многие экономические организации ожидают  от профессионального обучения дополнительной прибыли.

Оценить эффективность каждой отдельной программы достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить ее влияние на конечные результаты деятельности всей организации. В таком случае эффективность  может оцениваться по степени  достижения стоявших перед программой целей. Можно также использовать косвенные методы оценки эффективности:

  • тесты, проводимые до и после обучения и показывающие насколько увеличились знания обучающихся;
  • наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
  • оценку эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения.

В любом случае критерии оценки должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся, обучающих и управляющих процессом  профессионального обучения в организации.

Как показывают исследования, успех программы профессионального  обучения на 80% зависит от ее подготовки и только на 20% от желания и способности  обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае отношения к нему как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию». Специалисты в области обучения давно поняли, что не существует одного универсального метода обучения - каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому большинство современных программ профессионального обучения представляют собой сочетание различных приемов подачи материала - лекций, видеофильмов, деловых игр, моделирования и т.д.

Программы могут быть разработаны  и реализованы самой организацией или же она может прибегнуть к  помощи внешних консультантов. Сегодня  многие крупные корпорации обладают мощными образовательными структурами, однако, они же являются важнейшими потребителями услуг по профессиональному  обучению.

Существуют также центр  делового развития. Один из таких центр  «Профи-Карьера», который занимается организацией и проведением семинаров  и тренингов по актуальным вопросам ведения бизнеса. Спектр программ обучения персонала у них постоянно  расширяется.

Что касается вопросов управления развитием персонала и обучением  персонала, то можно заметить, как  современные руководители уже не задаются вопросом, зачем обучать  персонал, - они понимают, что это  повышает конкурентоспособность компании. А вот чему и как учить - еще  вопрос.

Четыре ошибки в обучении персонала:

1)Обучение - одна из самых затратных статей расходов службы персонала, однако оно поможет решить сразу несколько стратегических задач. Так, уровень квалификации сотрудников всегда будет соответствовать требованиям рынка. Кроме того, у компании появится кадровый резерв. Наконец, обучение и последующий карьерный рост повышают мотивацию сотрудников и укрепляют их лояльность. Вопрос лишь в том, как освоить бюджет на обучение с наибольшей эффективностью. Здесь-то многие организации и сталкиваются с проблемами. И фраза «нас всех учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» наиболее точно отражает четыре основные ошибки, допускаемые компаниями, которые только начинают обучать персонал.

Информация о работе Управление социальным развитием персонала предприятия