Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:46, контрольная работа
Большинство организаций обеспокоены тем, что необходимо изменить, для того, чтобы улучшить деятельность компании и качество ее продукции, но при этом человеческий фактор, непосредственно связанный с реализацией этих решений, нередко остается без внимания. Для успешного внедрения глобальных изменений, компаниям необходимо установить связь между организацией, работником и вводимыми изменениями.
Под сопротивлением понимается сложное поведенческое явление, вызывающее непредвиденные отсрочки, проблемы, дополнительные расходы и неустойчивость процесса стратегических изменений в организации.
Сопротивление может носить индивидуальный и групповой характер. Сопротивление отдельного лица возникает, если человек чувствует себя в опасном положении. Это происходит, когда отдельный индивид не уверен в положительных результатах и последствиях изменений; опасается, что не справится с новой работой и окажется лишним; не способен или не хочет переквалифицироваться или привыкать к новой организационной культуре. Менеджеры сопротивляются изменениям, когда их позиции в структуре управления оказываются в опасности, т. е. возникает реальная угроза уменьшения вознаграждения за труд, ослабления контроля над организационными ресурсами и, как следствие, снижение престижа. Индивидуальная реакция на изменения зависит от силы убеждений, движущих мотивов и отношения личности к изменениям.
Групповое сопротивление существенно
Руководители определенных уровней создают в организации своеобразные коалиции, обладающие большой силой и оказывающие влияние на всю систему управления. Поэтому сила группового сопротивления пропорциональна масштабам угрозы положению группы и скорости нарастания изменений, нарушающих принятые в ней ценности и нормы поведения.
Сила сопротивления изменениям определяется степенью несоответствия организационной структуры и культуры грядущим изменениям; длительностью периода и скоростью проведения изменений; угрозой потери престижа и власти для руководителей последствия ми изменений для организации в целом и отношением большинства ее сотрудников к проблеме выживаемости фирмы.
Любое изменение устоявшихся правил
создает сопротивление у всех работников,
кого эти изменения касаются. Основные
причины сопротивлений
Таблица 2 – Основные причины сопротивлений изменениям
Причина |
Составляющие |
1. Узкособственнический интерес |
Эта причина касается убеждения человека
в том, что он может потерять что-то ценное
в результате изменения. |
2. Непонимание и недостаток доверия |
Немногие организации могут утверждать, что у них существует высокий уровень доверия между сотрудниками и руководством. В результате очень легко возникает непонимание, когда предлагаются изменения, особенно если система коммуникаций между руководством и сотрудниками неэффективна. |
3. Различия в оценке ситуации |
Не все воспринимают происходящее одинаково, и весьма распространена ситуация, когда восприятие тех, кто планирует изменение, отличается от восприятия людей, которых, вероятнее всего, оно затронет. Причиной различного восприятия является недостаточная информированность людей и невовлеченность их в процесс планирования. Слишком часто менеджеры и другие сотрудники, занимающиеся планированием изменений, считают, что у всех остальных имеется точно такая же информация, которой обладают они. |
4.Низкий уровень готовности к изменениям |
Некоторые люди опасаются, что они не окажутся способными обучиться новым навыкам или выработать новое поведение, что необходимо при изменении практики работы. У каждого есть свой предел терпимости к изменениям, но у одних людей он гораздо ниже, чем у других. |
5. Влияние коллег |
Очень легко попасть под влияние коллег, которые оказывают сопротивление изменению, особенно если ни у кого нет полной информации, но зато имеется много слухов. Даже если сначала сопротивление изменению на индивидуальном уровне достаточно слабое, оно может усилиться, если люди собираются вместе и убеждают друг друга в том, что изменение представляет для них реальную или кажущуюся несправедливость. Когда сопротивление изменению становится общим делом, его очень трудно преодолеть. |
6. Усталость от изменений |
Там, где имел место период быстрых и непрерывных изменений, люди начинают усматривать в этом "изменения ради изменений". Даже те, кто был полностью вовлечен во все аспекты происходивших ранее изменений, теряют энтузиазм и приверженность изменениям, когда предлагается все больше и больше изменений. |
7.Предыдущий неудачный опыт изменений |
Если люди пострадали от ранее проведенных изменений, которые были плохо спланированы, о которых не было достаточной информации или которыми плохо управляли, то, скорее всего, они отнесутся с недоверием к последующим предложениям по изменениям и будут им сопротивляться. |
Универсальных способов преодоления сопротивления не существует, однако есть некоторые проверенные методы, с помощью которых их можно существенно уменьшить и даже полностью устранить.
Э. Хьюз выделяет восемь факторов преодоления сопротивления изменениям:
4. Проблемы проведения стратегических изменений
Реализация стратегии связана с преодолением сопротивлений соответствующим изменениям. Далее приведены причины сопротивления стратегическим изменениям.
1) Эгоистический интерес. Сотрудники ставят собственные интересы выше интересов организации. Развитие такого поведения может привести к возникновению неформальных групп, политика которых будет направлена на препятствие в реализации изменения.
2) Неправильное понимание стратегии обычно возникает из-за недостаточной информированности относительно целей, путей реализации стратегии и возможности оценки последствия стратегии.
3) Различная оценка последствий осуществления стратегии связана с неоднозначным восприятием стратегических целей.
4) Низкая терпимость к изменениям присуща из-за опасения, что сотрудники не смогут обучиться новым навыкам или новой работе. Такое сопротивление наиболее характерно для случаев внедрения новых технологий, методов продажи, новых форм отчетности и т.п.
Отношение сотрудников к изменению может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов: принятие или непринятие изменения и открытая или скрытая демонстрация отношения к изменению (табл. 3).
Таблица 3 - Отношение сотрудников к изменению
Проявление отношения К изменению |
Отношение к изменению | ||
Принимается |
Не принимается | ||
Открытое |
Сторонник |
Противник | |
Скрытое |
Пассивный сторонник |
Опасный элемент |
Сопротивление может проявляться на различных уровнях. На организационном уровне устаревшие системы не в состоянии справиться со стратегическими изменениями. Изменения возможны на продолжительном интервале времени и требуют затрат ресурсов. Уменьшение сопротивления возможно при использовании системного подхода к изменению. При проектировании осуществления стратегии на уровне группы необходимо иметь в виду, что корпорация как система состоит из формальных и неформальных групп. Широкое освещение стратегического замысла перед реализацией стратегии уменьшит сопротивление. Группы влияют на позицию индивида при проведении стратегических изменений.
В практике бизнеса существуют различные подходы к управлению процессом реализации стратегических изменений. Исследователи компании ADL выделяют пять основных подходов (табл. 4).
Далее будут рассмотрены различные методики преодоления сопротивления изменениям. Хьюз выделяет восемь факторов преодоления сопротивления изменениям.
1. Учет причин поведения
личности в организации:
2. Значение авторитета руководителя: достаточный авторитет (формальный или неформальный) и достаточные власть и влияние.
3. Предоставление информации группе.
4. Достижение общего понимания.
5. Чувство принадлежности к группе: ощущение причастности к изменениям и достаточная степень участия.
6. Авторитет группы для ее членов: согласованная групповая работа для снижения противодействия.
7. Поддержка изменений
лидером группы: привлечение лидера
в конкретной рабочей
8. Информированность группы: открытие каналов связи, обмен информацией, знание достигнутых результатов изменения.
Таблица 4 - Подходы к управлению процессом реализации стратегических изменений.
Название подхода |
Главный вопрос для лидера |
Ключевая роль топ-менеджеров |
Авторитарный (командир) |
Как формируется оптимальная стратегия |
Профессионал стратегического планирования |
Контролирующий (контролер) |
Как реализовать стратегию |
Создание системы контроля |
Сотрудничество (партнер) |
Как вовлечь менеджеров в процесс |
Основные координаторы |
Корпоративной культуры (культурный лидер) |
Как вовлечь в процесс весь персонал |
Обучающие тренеры |
Чемпионский (воспитатель чемпионов) |
Как мотивировать менеджеров |
Арбитраж победителей |
Дж. Коттер и Л. Шлезингер предлагают следующие методы преодоления сопротивления: информирование и общение, участие и вовлеченность, помощь и поддержка, переговоры и соглашения, манипуляции и кооптации, явное и неявное принуждение. Основные меры по преодолению сопротивлений представлены в табл. 5.
Таблица 5 - Меры по преодолению сопротивления изменениям.
Предпосылки применения |
Меры |
Преимущества |
Недостатки |
Недостаток ин-формации, недостоверная информация или ее неправильная интерпретация |
Обучение и предоставление информации |
При убежденности сотрудников в необходимости мероприятия они актив-но участвуют в пре-образованиях |
Требует много времени, если надо охватить большое число сотрудников |
Дефицит информации у инициаторов проекта относительно программы изменений и предполагаемого сопротивления им |
Привлечение к участию в проекте |
Участники поддерживают изменения и активно предоставляют релевантную информацию для планирования |
Требует много времени, если участники имеют неправильное представление о целях изменений |
Сопротивление в связи со сложностью индивидуальной адаптации к отдельным изменениям |
Стимулирование и поддержка |
Предоставление помощи при адаптации и учет индивидуальных пожеланий облегчают достижение целей изменения |
Требует много времени, а также крупных расходов, что может привести к неудаче проекта |
Сопротивление групп в руководстве предприятия, опасающихся потерять свои привилегии в результате изменений |
Переговоры и соглашения |
Предоставление стимулов в обмен на поддержку может оказаться относительно простым способом преодоления сопротивления |
Часто требует больших расходов и может вызвать претензии у других групп |
Несостоятельность других «тактик» влияния или недопустимо высокие затраты по ним |
Кадровые перестановки и назначения |
Сопротивление относительно быстро ликвидируется, не требуя высоких затрат |
Угроза будущим проектам из-за недоверия затрагиваемых лиц |
Дефицит времени или отсутствие соответствующей власти |
Скрытые и явные меры принуждения |
Угроза санкций заглушает сопро |
Связано с риском, порождает озлобленность к инициаторам |
Информация о работе Управление сопротивлением изменениям в процессе реализации стратегии