Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является: рассмотреть понятие и структуру собственного капитала, управление собственным капиталом: задачи, этапы, механизм, а так же роль дивидендной и эмиссионной политики в управлении собственным капиталом.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть собственный капитал предприятия.
Проанализировать управление собственным капиталом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….1
1.СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ.....................................……4
1.1 Понятие собственного капитала и его структура…………………....…..4
1.2 Источники финансирования собственного капитала…………….….…..8
2.УПРАВЛЕНИЕ СОВМЕСТНЫМ КАПИТАЛОМ………….………….…..13
2.1 Задачи и этапы управления собственным капиталом….........................13
2.2 Формирование собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия………………………………….……………………………....18
2.3 Дивидендная и эмиссионная политика предприятия в управлении собственным капиталом предприятия………….…………………….........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
- прибыли от реализации
- прибыли от реализации
- прибыли от внереализационных операций.
Среди этих видов главная роль принадлежит
операционной прибыли, на долю которой
приходится в настоящее время 90-95
% общей суммы балансовой прибыли.
На многих предприятиях она является
единственным источником формирования
балансовой прибыли. Поэтому управление
формированием прибыли
Основной целью управления формированием операционной прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.
Механизм управления формированием
операционной прибыли строится с
учетом тесной взаимосвязи этого
показателя с объемом реализации
продукции, доходов и издержек предприятия.
Система этой взаимосвязи, получившая
название „Взаимосвязь издержек, объема
реализации и прибыли" [Cost-Volume-Profit-
В процессе управления формированием операционной прибыли на основе системы «CVP» предприятие решает следующие задачи:
1. Определение объема реализации
продукции, обеспечивающего
2. Определение объема реализации
продукции, обеспечивающего
3. Определение необходимого
4. Определение суммы «предела
безопасности» (или «запаса
5. Определение необходимого
Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные позволяет использовать также механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный леверидж».
Действие этого механизма
Однако, степень такой чувствительности
операционной прибыли к изменению
объема реализации продукции неоднозначна
на предприятиях, имеющих различное
соотношение постоянных и переменных
операционных затрат. Чем выше удельный
вес постоянных издержек в общей
сумме операционных затрат предприятия,
тем в большей степени
Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее включать механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется коэффициентом операционного левериджа, который рассчитывается по следующей формуле :
(1.4.)
где Кол – коэффициент
Ипост – сумма постоянных операционных издержек;
Ио – общая сумма операционных издержек.
Чем выше значение коэффициента операционного
левериджа на предприятии, тем в
большей степени оно способно
ускорять темпы прироста операционной
прибыли по отношению к темпам
прироста объема реализации продукции.
Иными словами, при одинаковых темпах
прироста объема реализации продукции
предприятие, имеющее больший коэффициент
операционного левериджа, при прочих
равных условиях всегда будет в большей
степени приращивать сумму
Конкретное соотношение
(1.5.)
где Эол – эффект операционного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;
ВОП – темп прироста валовой операционной прибыли, в %;
ОР – темп прироста объема реализации продукции, в %.
Задавая тот или иной темп прироста объема реализации продукции, используя указанную формулу, можно определить, в каких размерах возрастет сумма операционной прибыли при сложившемся на предприятии коэффициенте операционного левериджа.
Управление собственным
Для того чтобы ответить на этот вопросы, необходимо ознакомиться с понятием финансового рычага и рассмотреть вопрос его функционирования.
Финансовый рычаг («финансовый леверидж») - это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств.
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
Эффект финансового рычага возникает
из-за расхождения между
Иными словами, предприятие должно изначально наработать такую экономическую рентабельность, чтобы средств хватило, по крайней мере, для уплаты процентов за кредит.
Для расчета эффекта финансового рычага можно применять следующую формулу:
ЭФР = (Рк - Рзк) х ЗС / СК, (1.6.)
где Рк - рентабельность совокупного капитала (отношение суммы чистой прибыли и цены, уплаченной за заёмные средства и сумме капитала);
Рзк - рентабельность заёмного капитала (отношение цены, уплаченной за заёмные средства к сумме заёмных средств);
ЗК - заёмный капитал (среднее значение за период);
СК - собственный капитал (среднее значение за период).
Таким образом, эффект финансового рычага определяет границу экономической целесообразности привлечения заёмных средств.
Высокое положительное значение ЭФР показателя свидетельствует о том, что предприятие предпочитает обходиться собственными средствами, недостаточно использует инвестиционные возможности и не преследует цели максимизации прибыли. В этой ситуации акционеры, получив скромные дивиденды, могут начать продавать акции, снижая рыночную стоимость компании.
Если рентабельность вложений в
предприятие выше цены заёмных средств,
следует увеличивать
Дальнейший рост удельного веса заёмного капитала чрезвычайно увеличивает риск банкротства хозяйствующего субъекта и должно восприниматься руководством как сигнал к погашению части долга или поиску источников роста прибыли.
Согласно (1.6.) рентабельность совокупного капитала изменяется в зависимости от динамики отдельных составляющих приведённой формулы. Влияние оказывают следующие факторы: прибыль от хозяйственных операций, цена привлечённых ресурсов, соотношение собственного и заёмного капитала.
Очевидно, с увеличением доли привлечённых средств в структуре капитала и снижением финансовой устойчивости происходит уменьшение темпа роста прибыли вплоть до отрицательного значения (т.е. до абсолютного уменьшения прибыли). Таким образом, преследуя цель максимизации прибыли, предприятие должно наращивать долю заёмного капитала в источниках финансирования при положительном значении ЭФР, одновременно не допуская финансовой неустойчивости.
При анализе ЭФР необходимо отметить проблему обеспечения достоверности информации, используемой при расчёте показателя. ЭФР рассчитывается на базе традиционных бухгалтерских источников информации, что предполагает её корректировку с учётом особенностей анализа. Например, замещение денежной формы расчётов товарной подрывает основу определения рентабельности и доходности предприятия, финансовый результат искажается бартерными сделками. В этой ситуации необходимо корректировать исходные данные с использованием детализированной информации.
Таким образом, эффективное управление
финансовыми ресурсами
На наш взгляд, решая задачу формирования рациональной структуры средств предприятия, помимо расчета количественных показателей, необходимо учитывать качественные факторы, в том числе:
Стабильность динамики оборота. Предприятие со стабильным оборотом может позволить себе относительно больший удельный вес заемных средств и более значительные постоянные расходы.
Уровень и динамика рентабельности. Предприятие генерирует достаточную прибыль для финансирования развития и обходится в большей степени собственными средствами.
Структура активов. Если предприятие
располагает значительными
Тяжесть налогообложения. Чем выше налог на прибыль, чем меньше налоговых льгот и возможностей использовать ускоренную амортизацию, тем более предпочтительным выглядит долговое финансирование из-за отнесения хотя бы части процентов за кредит на себестоимость. Более того, чем выше налоги, тем сильнее предприятие ощущает недостаток средств и тем чаще оно вынуждено обращаться к кредиту.
Отношение кредиторов к предприятию. Конкретные условия предоставления кредита могут отклоняться от средних в зависимости от финансово-хозяйственного положения предприятия. Для малого и/или начинающего свою деятельность предприятия доступ к кредитным ресурсам особенно затруднен из-за рискованного финансового положения предприятия, недостаточности обеспечения кредита, отсутствия кредитной истории.
Состояние рынка капиталов. При неблагоприятной конъюнктуре на рынке капиталов иногда приходится просто подчиняться обстоятельствам, откладывая до лучших времен формирование рациональной структуры источников средств.
2.3 Дивидендная и эмиссионная
политика предприятия в
Дивидендная политика предприятия
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.