Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:50, контрольная работа
Я хочу посвятить эту работу теме «Управление стрессами » т.к счи-таю что это важная тема для каждого руководителя.Одним из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека считается стресс. В науке и повседневной жизни много говорят о стрессе, связанном с предпринимательской или административной деятельностью, с потерей работы, с выходом на пен-сию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли задумываются над тем, что несет в себе стресс?
ВВЕДЕНИЕ 2
ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС? 4
ОТКРЫТИЕ СТРЕССА 4
МЕХАНИЗМ СТРЕССА 6
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС 8
СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ 9
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ 10
МЕТОДЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ СТРЕССА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Оцените ситуацию и примите решение об ответной реакции:
- как вам следует себя вести оптимальным образом,
- какой ресурс для этого нужен,
- где вы его можете
взять прямо сейчас. Самый надежный
источник ресурса – вы сами.
Допустим, вы видите, что для оптимального
поведения вам необходимо
Вспомните ситуацию, когда вы чувствуете себя уверенно: за рулем автомобиля, на теннисном корте или где-либо еще. Еще раз во всей полноте переживите это воспоминание уверенности в себе, ощутите в себе уверенность и силу.
С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Таким образом, вы можете призвать к себе на помощь любое нужно вам чувство: спокойствие, выдержку, уверенность и т.д. Все, что вам для этого нужно сделать – это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести его туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас (метод защищенного и конструктивного отреагирования).
Следующая техника быстрой
нейтрализации стресса
Факты – это реально происходящие события. Значения – это результат их интерпретации. Стресс, если он, конечно, не связан с физической угрозой, - есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее. Так, например, чтобы не сердиться по поводу шумного поведения своего ребенка, воспримите его резвость как признак хорошего здоровья и т.д. Обеспечьте себе доступ к различным значениям происходящего, и вы приобретете возможность выбора к реагированию на самые трудные ситуации.
Чрезвычайно важно не только защититься от самого стресса, но и освободить себя от возможных последствий. Наиболее опасным из них является остаточное физическое и психическое напряжение. Испытываемое в стрессе напряжение часто сохраняется и после того, как вызываемое его событие ушло. Затем это напряжение трансформируется в невротическое поведение и болезни.
Поэтому очень важно уметь своевременно расслабляться, снимая тем самым остаточное напряжение. Про стресс писать можно много и долго, но, как вы сами понимаете, все истинно познается только через практику.
Повышение уровня социально-психологической компетентности руководителя
Определенную помощь руководителю
может оказать специально организованное
социально-психологическое
Реально психологическое сопровождение осуществляется в отношении руководителей, проходящих обучение на различных курсах переподготовки в ходе лекционных, семинарских и практических занятий, при подготовке рефератов по проблемам психологии управления. В отдельных случаях могут использоваться тестовые психологические методики с последующим обсуждением результатов тестирования в процессе индивидуального собеседования. Программа психологической работы варьирует в зависимости от профиля профессиональной деятельности обучаемых, срока обучения и других факторов. Наиболее полная программа психологического сопровождения, как правило, реализуется с контингентом резерва выдвижения руководящего состава.
Как показывает опыт, тренинги и семинары по психологии управления проходят достаточно успешно, поскольку они восполняют дефицит психологических знаний слушателей. Содержание учебных занятий строится, как правило, в учебно-нормативном режиме. В них фиксируется, как психологически грамотно организовывать деловое общение (что делать), а затем описываются конкретные психотехнологии (как делать).
Со слушателями проводятся деловые игры, нацеленные на формирование у них практических навыков управленческого взаимодействия.
Неплохой эффект дает использование
методов психологической
В ходе психологической подготовки действующих руководителей перед слушателями этой категории ставится цель формирования психологической готовности к получению новых психологических знаний и опыта. Важно сформировать или хотя бы пробудить у слушателей установку на конструктивное самоизменение и саморазвитие.
Хорошо известно, что некоторые руководители, хотя и понимают необходимость приобретения новых знаний, часто внутренне сопротивляются им. В этом случае срабатывает своеобразный механизм психологической защиты от непрошеного вторжения в их внутренний мир. Руководители интуитивно чувствуют недоверие к себе и даже определенную угрозу своему должностному положению. Во время групповых занятий и индивидуальных собеседований некоторые из них говорят: "У нас вообще нет никаких психологических проблем"; "У нас все хорошо".
Проявляется и такой тип психологического отрицания, который можно выразить словами: "В стимулировании работников важны экономические факторы, а не психология" или "Успешность профессиональной деятельности зависит от знаний и опыта, а не от психологии".
Преодоление сопротивления может быть наиболее эффективным в ходе групповых занятий, на которых разбираются и проигрываются конкретные ситуации из практики управления. Одно из таких занятий может быть, например, посвящено рассмотрению ситуации, когда руководитель сталкивается с необходимостью предотвратить увольнение сотрудника. Психологический анализ этой ситуации нацелен на выделение действительных причин, в силу которых из подразделения увольняются опытные сотрудники. В процессе обсуждения показывается, что в ряде случаев увольнение сотрудников продиктовано недостаточной востребованностью их профессиональных возможностей, ощущением дефицита внимания к ним со стороны руководства, низкой сплоченностью коллектива, неблагоприятной обстановкой в семье и т.д.
На практических занятиях
со слушателями проигрывались
Социально-психологическая подготовка сотрудников, готовящихся к руководящей работе, должна содержать ряд мероприятий, направленных на формирование их психологической готовности к процессу вхождения в роль руководителя. Основной акцент должен быть сделан на актуализации имеющегося у сотрудников опыта работы с людьми и позитивного переноса его на исполнение новой должности. Управленческие возможности будущего руководителя уже содержатся, как правило, в сформированных навыках профессионального мышления, в успешном опыте по организации и проведению различных служебных мероприятий, в выработанном ранее индивидуальном управленческом стиле, органически присущем предпринимательской деятельности.
Далее проводится формирующая
работа по повышению у них самооценки
и уверенности в себе. Задается
импульс к позитивному
В ходе занятий разыгрываются
Организация социально-психологической поддержки ускоряет процесс адаптации к руководящей работе и позволяет профилактически устранить возможные психологические срывы, вызванные резким снижением самооценки, высокой тревожностью, стремлением перестраховаться и др.
Как показывает практика, руководители по сравнению с исполнителями гораздо четче осознают актуальность собственных личностных проблем, в принципе требующих консультации с психологом при их осмыслении и разрешении. Ведь руководителями становятся, как правило, люди, находящиеся в возрасте 35 - 45 лет, а может быть, и несколько старше. Известно, что именно в этом возрасте и мужчины, и женщины переживают кризис "середины жизни", обусловливающий проявление элементов психологического неблагополучия.
К этому возрастному периоду
у некоторых руководителей
Серьезной проблемой является формирование у руководителей навыков психогигиены, осознанной привычки к здоровому образу жизни. Результаты экспериментальных исследований позволяют говорить о том, что психологическое обеспечение профессиональной деятельности руководителя тесно связано с проблемой сохранения его физического и психического здоровья. Точнее, здесь целесообразно говорить о диалектической взаимосвязи состояния здоровья руководителя и результатов его профессиональной деятельности. С одной стороны, очевидно, что состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, с другой - успешная либо наоборот неуспешная профессиональная деятельность воздействует на здоровье профессионала.
В целом отношение руководителей к своему здоровью можно охарактеризовать как весьма пассивное. Практически мало кто из опрошенных руководителей регулярно и систематически занимается поддержанием своего здоровья, практикует использование специальных оздоровительных систем, использует методики саморегуляции эмоциональных состояний, техники релаксации и т.д. Так же, как и в случае освоения новых для себя психологических знаний, руководители весьма настороженно относятся к рекомендациям психологов. За профессиональной помощью к психологу они обращаются лишь в крайних случаях, а сталкиваясь с проблемами в области здоровья (как физического, так и психического), они склонны их игнорировать или даже отрицать.
В связи с этим на тренинговых занятиях освещаются вопросы, касающиеся стресса в работе руководителя, их участники знакомятся с методикой психической саморегуляции, приемами релаксации и другими способами предупреждения и преодоления стрессовых состояний.
Состояние, которое столетия назад было важным защитным механизмом, в современном мире превратилось в основной источник заболеваний. Как в древние времена стресс был жизненно необходимым, так в наше время жизненно необходимо научиться защищаться от стресса.
Современный руководитель должен держать руку на пульсе и не допускать состояние глубокого стресса у своих подчиненных, в тоже время, работая над своей стрессоустойчивостью.
В наше время пришло осознание
того, что выгоднее вкладывать деньги
в антистрессовые программы, нежели
в лечение своих сотрудников,
либо поиск их замены. В связи
с этим получили распространение
следующие способы
Подводя итог, можно сказать, что проблема стресса в современном обществе стоит особенно остро. Именно в связи с этим специалисты, владеющие искусством стресс-менеджмента, становятся особенно популярны, ведь благодаря их усилиям можно избежать серьезных потерь для компании, связанных с отсутствием стрессоустойчивости у сотрудников.
1. Карпов А.В «Психология менеджмента»,Москва,Гардарики,
2. Сандомирский М.Е «Защита от стресса»,Москва,2001
3. Журнал "Психология руководителя" №8, август 2008.
4. Журнал "Стресс и тревога – что это такое и как с ними справиться? " №9, 2001.