Управление стрессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

Я хочу посвятить эту работу теме «Управление стрессами » т.к счи-таю что это важная тема для каждого руководителя.Одним из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека считается стресс. В науке и повседневной жизни много говорят о стрессе, связанном с предпринимательской или административной деятельностью, с потерей работы, с выходом на пен-сию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли задумываются над тем, что несет в себе стресс?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС? 4
ОТКРЫТИЕ СТРЕССА 4
МЕХАНИЗМ СТРЕССА 6
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС 8
СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ 9
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ 10
МЕТОДЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ СТРЕССА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА %22УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Оцените ситуацию и примите  решение об ответной реакции:

- как вам следует себя  вести оптимальным образом, 

- какой ресурс для этого нужен,

- где вы его можете  взять прямо сейчас. Самый надежный  источник ресурса – вы сами. Допустим, вы видите, что для оптимального  поведения вам необходимо чувство  уверенности. 

Вспомните ситуацию, когда  вы чувствуете себя уверенно: за рулем  автомобиля, на теннисном корте или где-либо еще. Еще раз во всей полноте переживите это воспоминание уверенности в себе, ощутите в себе уверенность и силу.

С этим чувством войдите в  стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Таким  образом, вы можете призвать к себе на помощь любое нужно вам чувство: спокойствие, выдержку, уверенность и т.д. Все, что вам для этого нужно сделать – это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести его туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас (метод защищенного и конструктивного отреагирования).

Следующая техника быстрой  нейтрализации стресса основывается на различии между фактами и значениями.

Факты – это реально  происходящие события. Значения – это  результат их интерпретации. Стресс, если он, конечно, не связан с физической угрозой, - есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее. Так, например, чтобы не сердиться по поводу шумного поведения своего ребенка, воспримите его резвость как признак хорошего здоровья и т.д. Обеспечьте себе доступ к различным значениям происходящего, и вы приобретете возможность выбора к реагированию на самые трудные ситуации.

Чрезвычайно важно не только защититься от самого стресса, но и  освободить себя от возможных последствий. Наиболее опасным из них является остаточное физическое и психическое напряжение. Испытываемое в стрессе напряжение часто сохраняется и после того, как вызываемое его событие ушло. Затем это напряжение трансформируется в невротическое поведение и болезни.

Поэтому очень важно уметь  своевременно расслабляться, снимая тем  самым остаточное напряжение. Про  стресс писать можно много и долго, но, как вы сами понимаете, все истинно  познается только через практику.

Повышение уровня социально-психологической компетентности руководителя

Определенную помощь руководителю может оказать специально организованное социально-психологическое сопровождение  руководителей. К основным направлениям психологического сопровождения руководителей  относятся:

  • повышение уровня общей психологической культуры руководителей;
  • совершенствование их управленческой социально-психологической компетентности;
  • оптимизация стиля управленческой деятельности;
  • совершенствование способов разрешения конфликтных ситуаций.

Реально психологическое сопровождение осуществляется в отношении руководителей, проходящих обучение на различных курсах переподготовки в ходе лекционных, семинарских и практических занятий, при подготовке рефератов по проблемам психологии управления. В отдельных случаях могут использоваться тестовые психологические методики с последующим обсуждением результатов тестирования в процессе индивидуального собеседования. Программа психологической работы варьирует в зависимости от профиля профессиональной деятельности обучаемых, срока обучения и других факторов. Наиболее полная программа психологического сопровождения, как правило, реализуется с контингентом резерва выдвижения руководящего состава.

Как показывает опыт, тренинги и семинары по психологии управления проходят достаточно успешно, поскольку они восполняют дефицит психологических знаний слушателей. Содержание учебных занятий строится, как правило, в учебно-нормативном режиме. В них фиксируется, как психологически грамотно организовывать деловое общение (что делать), а затем описываются конкретные психотехнологии (как делать).

Со слушателями проводятся деловые игры, нацеленные на формирование у них практических навыков управленческого  взаимодействия.

Неплохой эффект дает использование  методов психологической диагностики: объективных тестов, личностных опросников и проективных методик. Они применяются для психологической оценки управленческого потенциала обучаемых, поиска эффективного индивидуального стиля управления для конкретного руководителя и др.

В ходе психологической подготовки действующих руководителей перед слушателями этой категории ставится цель формирования психологической готовности к получению новых психологических знаний и опыта. Важно сформировать или хотя бы пробудить у слушателей установку на конструктивное самоизменение и саморазвитие.

Хорошо известно, что некоторые  руководители, хотя и понимают необходимость  приобретения новых знаний, часто  внутренне сопротивляются им. В этом случае срабатывает своеобразный механизм психологической защиты от непрошеного вторжения в их внутренний мир. Руководители интуитивно чувствуют недоверие к себе и даже определенную угрозу своему должностному положению. Во время групповых занятий и индивидуальных собеседований некоторые из них говорят: "У нас вообще нет никаких психологических проблем"; "У нас все хорошо".

Проявляется и такой тип  психологического отрицания, который  можно выразить словами: "В стимулировании работников важны экономические  факторы, а не психология" или "Успешность профессиональной деятельности зависит от знаний и опыта, а не от психологии".

Преодоление сопротивления  может быть наиболее эффективным  в ходе групповых занятий, на которых  разбираются и проигрываются  конкретные ситуации из практики управления. Одно из таких занятий может быть, например, посвящено рассмотрению ситуации, когда руководитель сталкивается с необходимостью предотвратить увольнение сотрудника. Психологический анализ этой ситуации нацелен на выделение действительных причин, в силу которых из подразделения увольняются опытные сотрудники. В процессе обсуждения показывается, что в ряде случаев увольнение сотрудников продиктовано недостаточной востребованностью их профессиональных возможностей, ощущением дефицита внимания к ним со стороны руководства, низкой сплоченностью коллектива, неблагоприятной обстановкой в семье и т.д.

На практических занятиях со слушателями проигрывались различные  ситуации, в которых моделировались случаи увольнения сотрудников и  демонстрировались способы применения техник убеждения и конструктивного  разрешения конфликтов и противоречий. Цель занятий - практически убедить слушателей в эффективности применяемых психотехник управленческого общения.

Социально-психологическая  подготовка сотрудников, готовящихся  к руководящей работе, должна содержать  ряд мероприятий, направленных на формирование их психологической готовности к процессу вхождения в роль руководителя. Основной акцент должен быть сделан на актуализации имеющегося у сотрудников опыта работы с людьми и позитивного переноса его на исполнение новой должности. Управленческие возможности будущего руководителя уже содержатся, как правило, в сформированных навыках профессионального мышления, в успешном опыте по организации и проведению различных служебных мероприятий, в выработанном ранее индивидуальном управленческом стиле, органически присущем предпринимательской деятельности.

Далее проводится формирующая  работа по повышению у них самооценки и уверенности в себе. Задается импульс к позитивному осознанию  своего движения в ходе профессионального  роста и укрепления мотивации к руководящей работе.

В ходе занятий разыгрываются ситуации, в которых руководители могут  проявить и закрепить свою успешность, сформировать приемы профессионального  и личностного самоутверждения  при освоении новой профессиональной роли. Особое внимание уделяется способам налаживания позитивных взаимодействий с подчиненными, коллегами и вышестоящим руководством.

Организация социально-психологической  поддержки ускоряет процесс адаптации  к руководящей работе и позволяет  профилактически устранить возможные психологические срывы, вызванные резким снижением самооценки, высокой тревожностью, стремлением перестраховаться и др.

Как показывает практика, руководители по сравнению с исполнителями  гораздо четче осознают актуальность собственных личностных проблем, в принципе требующих консультации с психологом при их осмыслении и разрешении. Ведь руководителями становятся, как правило, люди, находящиеся в возрасте 35 - 45 лет, а может быть, и несколько старше. Известно, что именно в этом возрасте и мужчины, и женщины переживают кризис "середины жизни", обусловливающий проявление элементов психологического неблагополучия.

К этому возрастному периоду  у некоторых руководителей обостряются  не только нереализованные профессиональные амбиции, но и нарастают проблемы в семейной жизни (требуют все больших материальных и эмоциональных затрат взрослеющие дети, нуждаются в заботе и внимании стареющие родители). Возникают проблемы и с собственным здоровьем (у большинства людей начинается снижение физиологических показателей общей активности, выносливости и работоспособности организма). При проведении психологического сопровождения руководителей необходимо учитывать отмеченные специфические особенности.

Серьезной проблемой является формирование у руководителей навыков психогигиены, осознанной привычки к здоровому образу жизни. Результаты экспериментальных исследований позволяют говорить о том, что психологическое обеспечение профессиональной деятельности руководителя тесно связано с проблемой сохранения его физического и психического здоровья. Точнее, здесь целесообразно говорить о диалектической взаимосвязи состояния здоровья руководителя и результатов его профессиональной деятельности. С одной стороны, очевидно, что состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, с другой - успешная либо наоборот неуспешная профессиональная деятельность воздействует на здоровье профессионала.

В целом отношение руководителей  к своему здоровью можно охарактеризовать как весьма пассивное. Практически мало кто из опрошенных руководителей регулярно и систематически занимается поддержанием своего здоровья, практикует использование специальных оздоровительных систем, использует методики саморегуляции эмоциональных состояний, техники релаксации и т.д. Так же, как и в случае освоения новых для себя психологических знаний, руководители весьма настороженно относятся к рекомендациям психологов. За профессиональной помощью к психологу они обращаются лишь в крайних случаях, а сталкиваясь с проблемами в области здоровья (как физического, так и психического), они склонны их игнорировать или даже отрицать.

В связи с этим на тренинговых  занятиях освещаются вопросы, касающиеся стресса в работе руководителя, их участники знакомятся с методикой  психической саморегуляции, приемами релаксации и другими способами предупреждения и преодоления стрессовых состояний.

 

Заключение

 

Состояние, которое столетия назад  было важным защитным механизмом, в  современном мире превратилось в  основной источник заболеваний. Как  в древние времена стресс был жизненно необходимым, так в наше время жизненно необходимо научиться защищаться от стресса.

Современный руководитель должен держать руку на пульсе и не допускать  состояние глубокого стресса  у своих подчиненных, в тоже время, работая над своей стрессоустойчивостью.

В наше время пришло осознание  того, что выгоднее вкладывать деньги в антистрессовые программы, нежели в лечение своих сотрудников, либо поиск их замены. В связи  с этим получили распространение  следующие способы предотвращения стресса в организациях:

  • Поощрение тех, кто занимается физкультурой в обеденный перерыв;
  • Строительство спортивных залов;
  • Открытие кабинетов релаксации;
  • Оплата научных исследований по снижению уровня стресса и разработка практических рекомендаций;
  • Создание таких условий, чтобы подчинённые не стремились бы брать работу на дом;
  • Разработка методов получения удовольствия от работы.

Подводя итог, можно сказать, что  проблема стресса в современном  обществе стоит особенно остро. Именно в связи с этим специалисты, владеющие искусством стресс-менеджмента, становятся особенно популярны, ведь благодаря их усилиям можно избежать серьезных потерь для компании, связанных с отсутствием стрессоустойчивости у сотрудников.

 

Список литературы

 

1. Карпов А.В «Психология менеджмента»,Москва,Гардарики,2005

2. Сандомирский М.Е «Защита от стресса»,Москва,2001

3. Журнал "Психология руководителя" №8, август 2008.

4. Журнал "Стресс и тревога  – что это такое и как  с ними справиться? " №9, 2001.


Информация о работе Управление стрессами