Управление трудовой мотивацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале и его стимулировании, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности.

Файлы: 1 файл

Управленние трудовой мотивацией.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

Эти теории оказали сильное  влияние на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на них сегодня можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных.

Так Уильям Оучи предложил  свое понимание этого вопроса, получившее название “Теория Z” и “Теория A”,чему в большой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках [5].  Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.

В целом японский и  американский подходы разнонаправлены:

 

 

США

Япония

“Человеческий капитал”

Малые вложения в обучение

Обучение конкретным навыкам

Формализованная оценка

Крупные вложения в обучение

Общее обучение

Неформализованная оценка

“Трудовой рынок”

На первом месте - внешние факторы

Краткосрочный наем

Специализированная лестница продвижения

На первом месте - внутренние факторы

Долгосрочный наем

Неспециализированная лестница продвижения

“Преданность организации”

Прямые контракты по найму

Внешние стимулы

Индивидуальные задания

Подразумеваемые контракты по найму

Внутренние стимулы

Групповая ориентация


 

Однако можно видеть, что управление развивалось большей  частью в сторону идей, заложенных в “Теории Y”,демократического стиля  управления.

Таким образом, с определенными  допущениями “Теорию Z” можно  назвать развитой и усовершенствованной  “Теорией Y”, адаптированной прежде всего под Японию. ”Теория A” в большей степени характерна для США.

1.3 Опыт  апробации мотивационных моделей  за рубежом и на предприятиях  России

 

На Западе существует множество теорий мотивации труда. К примеру, в практике американских фирм «Форд», «Дженерал Моторс» и других используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые аналитические системы заработной платы, особенность которых - дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и другие. При этом переменная часть заработной платы, которая выступает в качестве награды за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию сырья достигает 1/3 зарплаты. Используются различные формы участия рабочих в распределении прибыли. Для решения производственных задач формируются кружки качества и совместные комиссии рабочих и администрации, принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от вклада, в том числе в повышении производительности труда.

Материальное поощрение  практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме  подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризировать достижения в области повышения эффективности работы ее качества, которые прежде оставались незамеченными.

Применяемые промышленными  фирмами системы мотивации работников путем продвижения их по службе можно  свести к ротации с учетом личных качеств и стажа работы. Первое чаще применяется на предприятиях США, второе характерно для Японии.

Одной из форм мотивации, нашедшей широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий  стало внедрение гибких графиков работы. В государственных учреждениях  графства Оксфордшир (Великобритания) в начале 90-хх годов в экспериментальном порядке введена новая форма организации труда, дающая служащим значительную степень свободы - возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома, в зависимости от конкретных обязанностей сотрудника и договоренности между ним и его руководителем. В некоторых случаях количество часов, проводимых в учреждении, оговаривается заранее. Могут быть назначены конкретные часы сбора всех сотрудников подразделения для обмена информацией, ознакомление с новыми заданиями. Такой режим рекомендуется и руководителям. Так, контракт начальника бухгалтерии одного из учреждений предполагает следующее распределение рабочего времени: 75% (30 часов в неделю) - в учреждении, 25% (10 часов в неделю) - в домашних условиях. Начальник бухгалтерии дома в основном работает на компьютере, проверяет цифровые данные финансовых документов, а в учреждении участвует в совещаниях и занимается другой работой, требующей контакта с сотрудниками.

Работа, которая выполняется  только дома за компьютером называется телеработой. Основной ее недостаток - изоляция, однако, для некоторых категорий работников, к тому же обременённых семейными обязанностями, предпочтительнее именно такая форма организации труда.

Эксперимент оправдал ожидания и был подхвачен другими компаниями. Фирма «Бритиш Телеком» прогнозирует, что к 2000 году телеработой будет занято около 15% рабочей силы. Если этот прогноз оправдается будет получен колоссальный эффект: количество автомобилей на дорогах сократится на 1,6 млн. единиц, а бензина будет сожжено на 7.5 млрд. литров меньше, фирмы сэкономят по 20 тыс. фунтов стерлингов (около 33 тыс. долларов) в год на каждом сотруднике, а сами сотрудники будут в среднем экономить по 750 фунтов стерлингов в год на бензине и дорожных расходах.

Один из действенных  методов мотивации - создание самоуправляемых  групп. В качестве примера можно  сослаться на опыт американской фирмы  «Digital Equipment», где такие группы сформированы в управлении общего учета и отчетности, входящим в один из 5 центров управления финансовой деятельностью. Группы самостоятельно решают вопросы планирования работ, приема на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с другими отделами. Члены групп поочередно участвуют в совещаниях менеджеров компаний.

Анализ мотивационных  моделей предприятий зарубежных стран позволил разработать свою общую мотивационную модель и  ее разновидности в соответствии с приведенной классификацией мотиваторов  и апробировать их на российских предприятиях. Апробация показала, что реализация систем мотивации в любом коллективе требует, как правило, больших затрат по фонду заработной платы и премиальным системам. Затраты эти должны составить до 30% объема продаж, а не 10-15%, как делается это сегодня на российских предприятиях. Исходя из предлагаемой концепции мотивации с учетом результатов исследования на предприятиях России и накопленного опыта организации стимулирования предлагается модель мотивации, включающая в себя:

- материальное стимулирование (оплата по труду, премиальные системы);

- моральное поощрение,  в котором проявляется объективный  характер личных моральных интересов  отдельного индивида, признание  его значимости;

- социально-натуральное  поощрение; 

- поощрение социально-должностной  карьеры; 

- дополнительное поощрение за достижения в труде;

- социальное.

Модель мотивации в  общем виде приведена на рис. 2 в  соответствии с изложенной выше классификацией и структурой мотивов [18].

 

Мотивационная модель

 

 

Мотиваторы 

 

 

Материальные 

 

Социальной карьеры

 

 

|

 

 

Моральные

|

|

Дополнительные стимулы 

 

|

 

 

Социальные 

 

Социально-натуральные 


Рис. 2. Модель мотивации персонала

 

Материальные мотивы:

1. Повышение должностного  оклада:

- за увеличение объема;

- за рост квалификации;

- за совмещение должностей, выполнение объема работ с меньшей численностью работников;

- за увеличение объема  продаж.

    1. Премирование:

- за внедрение новых  разработок и новой техники:

- за изготовление продукции  на экспорт;

- за повышение качества  продукции;

- по итогам работы за год;

- за внедрение хозрасчета  и снижение трудоемкости работ  и т.д.

Моральные стимулы:

1. Корпоративные;

    1. Муниципального, городского, регионального значения;
    2. Республиканского значения;
    3. Государственного значения;
    4. Межгосударственного значения;
    5. Международные моральные стимулы.

Мотивы социальной карьеры:

1. Стремление быть  признанным в своем коллективе.

2. Неуклонное повышение  своих знаний после окончания  университета, колледжа.

    1. Долгосрочное обеспечение денежного дохода.
    2. Расширение области полномочий в принятии решений.
  1. Полная реализация своего творческого потенциала.
  1. Неуклонное продвижение по службе.
  2. Избрание в руководящие органы управления (технические, экономические, социальные, управленческие, правовые).
  3. Избрание в руководящие органы управления (всей иерархии снизу доверху).
  4. Участие в работе межгосударственных органов и совместных предприятий.
  5. Избрание руководителей (фирмы, концерна, холдинга) в государственные органы управления.

Дополнительные стимулы:

1. Стимулирование персонала за участие, разработку и внедрение рационализаторских предложений и изобретений.

    1. Разовые выплаты за вклад в создание прибыли предприятия.
    2. За участие в создании акционерного капитала.
  1. Разовые выплаты из сберегательных фондов.
  1. Льготная продажа акций и облигаций своим работникам.
  2. Разовые выплаты по итогам года.
  3. Выплата дивидендов по акциям.

Социально-натуральные:

1. Выделение работникам  на заработную плату товаров,  выпускаемых предприятием.

2. Покупка для работников  продукции широкого спроса других предприятий (машины, телевизоры и другая бытовая техника).

3. Строительство и  выделение в пользование работникам  на бесплатной основе или с  частичной оплатой дач, гаражей  и т.д.

4. Льготная покупка  вышеперечисленных товаров, включая  продукты питания.

    1. Выделение льготных кредитов.
    2. Представление отсрочки платежей на определенный период.

Социальные:

1. Бесплатное пользование  дошкольными учреждениями.

    1. Бесплатное питание на работе.
    2. Бесплатное медицинское обслуживание.
  1. Кредитование бесплатного получения образования.
  1. Оплата транспортных расходов.
  2. Бесплатное пользование спортивными сооружениями.
  3. Досрочный выход на пенсию за счет предприятия.
  4. Повышение квалификации за счет предприятия.
  5. Материальные гарантии по безработице.
  6. Покупка для работников жилья.
  7. Снижение норм выработки в связи с ухудшением здоровья.
  8. Скидка на покупку товаров.
  9. Выделение беспроцентных кредитов.

Мотивация социальной карьеры  управленческих работников должна учитывать  всю иерархию возможного должностного роста, допустим, в рамках отдельного предприятия, должна быть ориентирована исключительно на личностные характеристики конкретного кандидата, его потенциальные возможности занимать должность соответствующего уровня управления.

Информация о работе Управление трудовой мотивацией