Управление трудовым
коллективом
Формирование коллектива
При формировании
коллектива большое значение
имеет выбор размера, состава
коллектива, формы и способа взаимосвязей
между его членами.
По мере увеличения
размера коллектива общение между
его членами усложняется и
становится все труднее достигать
согласия при решении общих
проблем. Принято считать, что
нижний предел численности коллектива
составляет 5-7 человек, верхний —
25-30. Как слишком малые, так
и слишком большие коллективы
затрудняют общение.
В небольших
коллективах часто возникает
обстановка психологической несовместимости,
и возникающие конфликты имеют
особо острую форму. Здесь также
может появиться обстановка панибратства,
беспринципности, покрывательства.
В больших коллективах отсутствуют
постоянное общение и контакты
между работающими, возникают
мелкие группировки, что снижает
его целостность и сплоченность.
Некоторые исследования показали,
что группы, насчитывающие от 5 до
11 человек, обычно принимают более
адекватные решения. Члены таких
групп испытывают большую удовлетворенность
от совместной деятельности.
Оптимальная численность
коллектива необходима еще и
для того, чтобы руководитель
имел возможность входить в
непосредственный контакт с сотрудниками,
контролировать их деятельность,
проводить индивидуальную работу,
своевременно поддерживать творческую
инициативу.
С этой целью
для руководителей разных уровней
иерархии разработаны нормы управляемости.
Так, для начальника цеха рекомендуется
иметь в своем непосредственном
подчинении 6-8 человек, для сменных
мастеров в серийном производстве
— 20-30 рабочих.
Большое значение
имеет формирование состава коллектива.
Для значительной части коллективов
оптимальным будет разнородный
их состав по возрасту, полу, уровню
квалификации и образования.
Такой коллектив
обладает большими возможностями
для обмена опытом работы и
знаниями. Однако в некоторых
случаях целесообразно создавать
более однородные коллективы: мужские,
женские, молодежные и т.д.
При формировании
первичного коллектива необходимо
также учитывать психологические
характеристики работников: их темперамент,
характер и другие.
Это необходимо
для комплектования устойчивых
групп, выделения лидеров, подбора
руководителей, пользующихся авторитетом
и способных воздействовать на
создание здорового морального
климата в коллективе. Официальные
права руководителей в этом
случае получат дополнительную
поддержку.
Вновь поступающим
работникам необходимо обеспечить
привыкание (адаптацию) к условиям
труда и установлению необходимых
контактов с членами коллектива.
Необходимо выделить
рабочее место, исправное оборудование,
инструмент, приспособления, материалы
и подробно ознакомить новичка
с особенностями труда, системой
его оплаты, действующими правилами
и инструкциями. Желательно, чтобы
непосредственный руководитель
сам представил новичка и ознакомил
его с членами коллектива. Для
благоприятного прохождения процесса
адаптации очень важен доброжелательный
настрой коллектива по отношению
к новому работнику.
Развитие коллектива
В своем развитии
коллектив проходит три основные
стадии, которые характеризуют его
с качественной стороны.
Для управления
конкретным коллективом руководитель
должен определить на какой
стадии развития находится коллектив
в настоящий момент и выбрать
стиль управления коллективом.
Первая стадия
- начальная.
Она характеризует
процесс создания формальной
внешней целостности коллектива.
На этой стадии люди присматриваются
друг к другу и к руководителю.
Руководитель, в свою очередь,
изучает личный состав коллектива.
В этот период
начинается адаптация членов
коллектива к условиям труда,
друг к другу, к руководителю
и его требованиям. В стиле
управления руководителя преобладает
волевая сторона. Руководитель
знакомит коллектив с задачами
подразделения, ближними и перспективными
целями, распределяет обязанности
с учетом подготовленности и
личных склонностей сотрудников,
определяет режим работы и
организует его строгое выполнение.
Особое внимание
в этот период руководитель
должен уделять контролю за
исполнением своих решений и
заданий. Именно на этой стадии
у членов коллектива формируется
чувство ответственности, точность
и аккуратность при выполнении
работы.
Руководитель
также изучает индивидуальные
особенности сотрудников, привлекает
наиболее сознательных и инициативных
к решению общественных задач
коллектива.
Вторая стадия
- дифференцирование.
На этой стадии
на основе общности интересов
и склада характеров формируются
малые группы, различные по своей
ориентации к руководителю и
к задачам коллектива. Из наиболее
сознательных и деятельных людей
формируется актив, который раньше
других осознает общественную
значимость задач коллектива, необходимость
предъявляемых руководителем требований
и оказывает ему поддержку.
Однако подлинного
единства пока еще нет. Добросовестные,
но пассивные исполнители соблюдают
дисциплину, выполняют задания руководителя,
но не проявляют инициативы
и активности в поддержке действий
администрации. Могут выявиться
и дезорганизаторы, отрицательно
настроенные к работе и действиям
руководителя.
На этой стадии
руководитель, опираясь на актив,
должен вести борьбу с дезорганизаторами
и лодырями, формировать общественное
мнение, активизировать добросовестных
исполнителей, воспитывать высокую
сознательность у членов коллектива.
Завершение этой работы будет
означать переход на качественно
новую ступень развития коллектива.
Важным признаком
второй стадии развития является
увеличение числа решений, принимаемых
руководителем с привлечением
подчиненных.
Третья стадия
- интегрирование.
На этой стадии
создается коллектив с единством
интересов и целей, сознательной
дисциплиной. Все члены коллектива
усваивают требования руководителя,
теперь весь коллектив требует
от каждого.
На этой стадии
руководитель должен изменить
тактику руководства. Если на
начальной стадии он выступал
по отношению к подчиненным
как внешняя сила, как организатор
формирования и развития коллектива,
то теперь эту роль берет
на себя коллектив, а руководитель
является авторитетным представителем
и выразителем его интересов.
Роль руководителя
на этой стадии заключается
в организации трудовых процессов
и в тактичном регулировании
социальной жизни коллектива, в
прогнозировании и определении
путей развития коллектива.
Стадией интегрирования
не заканчивается развитие коллектива.
Он должен развиваться постоянно,
во всей полноте своих функций,
так как застой в развитии
приведет к распаду коллектива.
Рассмотренные
стадии развития коллектива являются
типичными, характерными для всех
коллективов. Но темпы и сроки
прохождения отдельных стадий
могут быть различными, так как
они зависят от объективных
и субъективных условий жизни
и деятельности коллектива.
Тактика руководства
в зависимости от стадии развития
должна гибко меняться. Не разобравшийся
в обстановке руководитель может
стать причиной замедления развития
или распада коллектива.
Взаимодействие формальных
и неформальных групп
Управлять коллективом
— это прежде всего создавать
такую обстановку, в которой с
уверенностью будет получен требуемый
результат. Для этого необходимы
организация, мотивация и контроль
деятельности.
Одними из важнейших
задач руководителя являются
сближение формальных и неформальных
структур, положительная ориентация
неформальных групп и борьба
с отрицательными проявлениями
в коллективе.
Для эффективной
работы в коллективе руководитель
должен прежде всего иметь
реальное представление о действительном
положении дел в коллективе. Он
должен знать о существовании
неформальных групп, их лидеров,
степени авторитетности лидеров,
направленности их деятельности,
иметь представление об их
моральном облике.
В зависимости
от конкретной обстановки руководитель
должен принимать соответствующие
меры. Но в любом случае он
должен считаться с существованием
неформальных групп и уметь
использовать направленность их
действий в интересах дела.
Неформальная
структура может быть и нейтральной
по отношению к формальной. Это
бывает в тех случаях, когда
интересы членов неформальных
групп находятся вне производственной
сферы (рыболовы, спортсмены и
т.п.).
Неформальные
отношения членов коллектива
неизбежны, так как их деятельность
и интересы не могут уложиться
полностью в рамки официально
утвержденных структур, должностей,
функций и процедур. Кроме того,
неформальные отношения также
необходимы, так как без них
формальная структура в значительной
степени снижает свою работоспособность.
Взаимодействие
формальных и неформальных групп
в коллективе -явление естественное
и распространенное. Оно есть
в каждом коллективе. Подобно
многим факторам, действующим в
области управления, оно несет
в себе как отрицательные, так
и положительные моменты.
Идеальным состоянием
коллектива является такое, при
котором формальные и неформальные
группы максимально совпадают.
Такое совпадение формальной
и неформальной структур создает
сплоченность в коллективе и
дает заметный производственный
эффект.
При несовпадении
структур, когда руководитель не
пользуется авторитетом в коллективе,
а групповые нормы и правила
расходятся с коллективными, в
коллективе может возникнуть
борьба между формальной и
неформальной структурами, которая
препятствует эффективной деятельности.
Неформальные
отношения в некоторых случаях
могут регулироваться через систему
формальных связей. Это возможно
при соблюдении следующих важнейших
правил:
• Создавая
организационную структуру и
подбирая руководителей первичных
коллективов, следует на эти
должности назначать людей, пользующихся
авторитетом в коллективе.
• При распределении
поручений и работ необходимо
учитывать сложившуюся неофициальную
структуру коллектива.
При работе
с отрицательно направленными
неформальными группами необходимо
проявлять индивидуальный подход,
находить в каждом отдельном
случае истинные причины отрицательного
поведения людей.
Меры воздействия
в таких случаях тоже должны
быть различными:
На одного достаточно
воздействовать проявлением к нему
внимания, похвалой.
Другого перевести
на более подходящую работу.
Третьего направить
в другой коллектив (при несовместимости
его с группой).
С четвертым требуется
длительная воспитательная работа.
Пятого надо "проработать"
на собрании коллектива.
Шестого вообще уволить.
Но эту меру следует применять
в самом крайнем случае, соблюдая
все правовые нормы.
В управлении коллективом
очень важно уметь вовремя
использовать положительное влияние
авторитетных лиц и нейтрализовать
их отрицательное воздействие.
Особого внимания
заслуживает взаимоотношение руководителя
с лидером неформальной группы.
Выявить неформальную группу
и ее лидера можно в ходе
обычных бесед с членами коллектива
и с помощью постоянных наблюдений
за контактами сотрудников между
собой.