Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 17:22, контрольная работа
Эффективная организация планирования на предприятия представляет собой формирование целой системы планов. Разработка системы планов должна включать в себя следующие виды планирования: стратегическое планирование, бизнес-планирование, бюджетирование. Эти три вида планов должны быть четко увязаны между собой. На предприятии необходимо применять все три вида планирования. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие бюджета торгового предприятия…………………….………….…..4
2. Цели и задачи бюджета………………………………………………………..6
3. Структура системы бюджетов торговой фирмы……………………………..9
4. Виды бюджетов и их особенности в торговле……………………………....17
Введение…………………………………………………………
1.Понятие бюджета торгового предприятия…………………….………….…..4
2. Цели и задачи бюджета………………………………………………………..
3. Структура системы бюджетов торговой фирмы……………………………..9
4. Виды бюджетов и их особенности в торговле……………………………....17
Практическая часть………………………………
Библиографический список……………………………………………………..22
Введение
Эффективная организация планирования на предприятия представляет собой формирование целой системы планов. Разработка системы планов должна включать в себя следующие виды планирования: стратегическое планирование, бизнес-планирование, бюджетирование. Эти три вида планов должны быть четко увязаны между собой. На предприятии необходимо применять все три вида планирования. Они должны находиться в строгой соподчиненности: основываясь на долгосрочных стратегических целях и миссии предприятия, разрабатывается бизнес-план, который представляет собой инструмент достижения этих целей, и, далее, в процессе бюджетирования, создается система детальных планов с организацией системы координации и контроля их выполнения, ориентированная на бизнес-план. Ниже в статье приведены теоретические методики и некоторые практические особенности реализации третьего (конечного) компонента системы планирования - бюджетирования.В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.
1. Понятие бюджета торгового предприятия
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Однако данное определение слишком узкое, оно характеризует всего лишь одну сторону бюджета - как «форму образования и расходования денежных средств». Следует отметить, что в экономической науке вообще нет единого подхода к определению понятия и сущности бюджета. В разных научных изданиях можно встретить различные мнения по вопросам теории бюджета.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
В юридическом аспекте бюджет рассматривается как финансовый план государства. То есть, бюджет можно определить как основной финансовый план образования, распределения, и использования денежного фонда государства или административно - территориального образования. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Наконец, в материальном понимании бюджет определён как денежный фонд государства или административно - территориального образования, который находится в распоряжении соответствующих органов власти и местного самоуправления.
Бюджет как экономико-правовое явление выполняет следующие функции:
- перераспределение ВВП;
- распределительную;
- общетеоретическую;
- аналитическую;
- контрольную;
- критическую.
Значение первых двух функций обуславливается тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).
Общетеоретическая функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки, и науки об обществе, государстве и экономике вообще (например, способствовать развитию науки государственного управления общей теории финансов и т.д.).
В свою очередь, аналитическая и контрольная функции бюджета состоят в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.
Значение критической функции бюджета заключается в первую очередь в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего законодательства и пробелов права в сфере бюджетной деятельности, установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической деятельности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому, в широком смысле, эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства.
Указанные функции бюджета взаимозависимы и как бы вытекают одна из другой. Кроме того, необходимо отметить, что так как наука о бюджетной деятельности развивается в рамках финансовой науки, она тесно взаимосвязана и активно использует (претворяет в жизнь, реализуя на практике) передовые научные достижения российского права и экономической мысли.
2. Цели и задачи бюджета
Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.
Различают текущее (краткосрочное) планирование (разработка смет, бюджетов) -- сроком до года -- и перспективное (сроком более года).
Планирование и контроль являются
необходимыми атрибутами управления предприятием.
При этом под управлением понимается
процесс обеспечения
Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.
Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации.
Составление бюджетов преследует следующие цели:
- Разработка концепции ведения бизнеса;
- Планирование финансово-
- Оптимизация затрат и прибыли предприятия;
- Координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
- Коммуникация - доведение планов
до сведения руководителей
- Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
- Контроль и оценка
- Выявление потребностей в
- Использование системы
1) содействует четкой
и целенаправленной
2) бюджет создает основу для
оценки результатов
3) бюджет является средством,
координирующим работу
4) бюджет - показатель работы центров
ответственности и их
Правильно поставленное, полноценное бюджетирование позволит также решить проблемы оптимизации финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования и многие другие управленческие задачи.
Бюджетирование выполняет следующие основные задачи:
Бюджеты должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для установления объективности затрат по достижению поставленных целей.
3.Структура
системы бюджетов торговой
Прежде всего, надо видеть различия в целях построения каждого из бюджетов. Смешение принципов выбора бюджетных статей для различных видов бюджетов – типовая ошибка при построении бюджетных систем.
Бюджет доходов и расходов – определяет экономическую эффективность деятельности предприятия. Данный бюджет формирует основной финансовый результат деятельности предприятия, т.е. его прибыльность.
Однако надо иметь в виду, что на значения статей БДР и его итоговый результат непосредственным образом влияют положения внутренней учетной политики в части момента признания и правил соотнесения доходов и расходов.
Бюджет движения денежных средств
(БДДС) носит более очевидный
И, наконец, последний из финансовых бюджетов – Бюджет по балансовому листу (ББЛ), который определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. ББЛ является результирующим бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС.
Прогнозы относительно каждого вида ресурса составляются не только теми подразделениями, которые эти ресурсы используют, но и теми, кто может оценить будущие тенденции изменений в их объемах и цене, а также реально повлиять на эти изменения (например, путем анализа рынка поставщиков). В краткосрочном БДР за планирование величины прямых производственных затрат отвечает только ЦФО производства. В долгосрочной же перспективе за прогнозирование этой группы затрат, наряду с производством и технологическим отделом могут отвечать отдел снабжения и планово-экономический отдел. Поэтому в целях долгосрочного планирования обычно создается специальный бюджетный комитет. [8, стр.182]
При составлении бюджетов рекомендуется применять документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что значительно облегчает составление бюджетов и упрощает сравнение плановых и фактических данных. Рекомендуется также составлять бюджет на три года вперед с разбивкой в первый год по месяцам.
Бюджет продаж
Прогноз объема продаж – это необходимый предварительный этап работы. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными. Факторы, влияющие на прогноз объема продаж, следующие:
• объем продаж предшествующих периодов;
• производственные мощности;
• зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и других;
• относительная прибыльность продукции;
• изучение рынка, рекламная компания;
• ценовая политика, качество продукции;
• конкуренция;
• сезонные колебания;