Управление затратами в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Эффективная организация планирования на предприятия представляет собой формирование целой системы планов. Разработка системы планов должна включать в себя следующие виды планирования: стратегическое планирование, бизнес-планирование, бюджетирование. Эти три вида планов должны быть четко увязаны между собой. На предприятии необходимо применять все три вида планирования. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие бюджета торгового предприятия…………………….………….…..4
2. Цели и задачи бюджета………………………………………………………..6
3. Структура системы бюджетов торговой фирмы……………………………..9
4. Виды бюджетов и их особенности в торговле……………………………....17

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

                                           Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Понятие бюджета торгового  предприятия…………………….………….…..4

2. Цели и задачи бюджета………………………………………………………..6

3. Структура системы бюджетов торговой фирмы……………………………..9

4. Виды бюджетов и их особенности в торговле……………………………....17

Практическая часть………………………………………………………...……20

Библиографический список……………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эффективная организация планирования на предприятия представляет собой  формирование целой системы планов. Разработка системы планов должна включать в себя следующие виды планирования: стратегическое планирование, бизнес-планирование, бюджетирование. Эти три вида планов должны быть четко увязаны между собой. На предприятии необходимо применять все три вида планирования. Они должны находиться в строгой соподчиненности: основываясь на долгосрочных стратегических целях и миссии предприятия, разрабатывается бизнес-план, который представляет собой инструмент достижения этих целей, и, далее, в процессе бюджетирования, создается система детальных планов с организацией системы координации и контроля их выполнения, ориентированная на бизнес-план. Ниже в статье приведены теоретические методики и некоторые практические особенности реализации третьего (конечного) компонента системы планирования - бюджетирования.В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.

1. Понятие бюджета торгового  предприятия

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Однако данное определение слишком узкое, оно характеризует всего лишь одну сторону бюджета - как «форму образования и расходования денежных средств». Следует отметить, что в экономической науке вообще нет единого подхода к определению понятия и сущности бюджета. В разных научных изданиях можно встретить различные мнения по вопросам теории бюджета. 

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств.

В юридическом аспекте бюджет рассматривается  как финансовый план государства. То есть, бюджет можно определить как  основной финансовый план образования, распределения, и использования  денежного фонда государства  или административно - территориального образования. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Наконец, в материальном понимании бюджет определён как денежный фонд государства или административно - территориального образования, который находится в распоряжении соответствующих органов власти и местного самоуправления.

     Бюджет как экономико-правовое явление выполняет следующие функции:

- перераспределение ВВП;

- распределительную;

- общетеоретическую;

- аналитическую;

- контрольную;

- критическую.

Значение первых двух функций обуславливается тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).

Общетеоретическая функция  бюджета  заключается в его назначении способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки, и науки об обществе, государстве и экономике вообще (например, способствовать развитию науки государственного управления общей теории финансов и т.д.).

В свою очередь, аналитическая и контрольная функции бюджета состоят в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

Значение критической  функции бюджета заключается в первую очередь в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего законодательства и пробелов права в сфере бюджетной деятельности, установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической деятельности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому, в широком смысле, эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства.

Указанные функции бюджета взаимозависимы и как бы вытекают одна из другой. Кроме того, необходимо отметить, что  так как наука о бюджетной  деятельности развивается в рамках финансовой науки, она тесно взаимосвязана и активно использует (претворяет в жизнь, реализуя на практике) передовые научные достижения российского права и экономической мысли.

2. Цели и задачи бюджета

Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.

Различают текущее (краткосрочное) планирование (разработка смет, бюджетов) -- сроком до года -- и перспективное (сроком более года).

Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами управления предприятием. При этом под управлением понимается процесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его  целей в соответствии с намеченными планами.

Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии  предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и  функциональность.

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность  управленческих решений, оптимальным  образом распределить ресурсы между  подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной  ситуации.

Составление бюджетов преследует следующие цели:

- Разработка концепции ведения  бизнеса;

- Планирование финансово-хозяйственной  деятельности предприятия на  определенный период;

- Оптимизация затрат и прибыли  предприятия;

- Координация - согласование деятельности  различных подразделений предприятия;

- Коммуникация - доведение планов  до сведения руководителей разных  уровней;

- Мотивация руководителей на  местах на достижение целей  организации;

- Контроль и оценка эффективности  работы руководителей на местах  путем сравнения фактических затрат с нормативом;

- Выявление потребностей в денежных  ресурсах и оптимизация финансовых  потоков.

- Использование системы бюджетирования  создает для организации ряд  преимуществ:

1) содействует четкой  и целенаправленной деятельности  организации (без наличия бюджета управляющий, как правило, только реагирует на сложившуюся обстановку, вместо того, чтобы ее контролировать);

2) бюджет создает основу для  оценки результатов деятельности  предприятия. Сравнение показателей  текущего периода с показателями  предыдущего нередко приводит к ошибочным выводам, поскольку последние не учитывают появившиеся возможности и изменившиеся условия;

3) бюджет является средством,  координирующим работу различных  подразделений организации. Он  побуждает управляющих отдельных  звеньев строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом;

4) бюджет - показатель работы центров  ответственности и их руководителей:  работа менеджеров оценивается  по отчетам о выполнении бюджета;  сравнение фактически достигнутых  результатов с плановыми данными позволяет выявить проблемные области и выработать способы их устранения.

    Правильно поставленное, полноценное бюджетирование позволит также решить проблемы оптимизации финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования и многие другие управленческие задачи.

Бюджетирование выполняет  следующие основные задачи:

  1. Планирование. Исходя из стратегических целей предприятия, система бюджетирования решает задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Формируется количественная определенность выбранным перспективам развития предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение.
  2. Учет. Формирует основу управленческого учёта. Позволяет получать точную информацию: по подразделениям, видам продукции и т.п. Также позволяет сравнивать намеченные цели с действительными результатами работы предприятия.
  3. Контроль. Бюджет представляет собой набор показателей (критериев) которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Также, бюджетное планирование позволяет выявить отклонения от плановых показателей и скорректировать действия.

Бюджеты должны постоянно  пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для установления объективности затрат по достижению поставленных целей.

 

 

3.Структура  системы бюджетов торговой фирмы

Прежде всего, надо видеть различия в целях построения каждого  из бюджетов. Смешение принципов выбора бюджетных статей для различных видов бюджетов – типовая ошибка при построении бюджетных систем.

Бюджет доходов и расходов –  определяет экономическую эффективность  деятельности предприятия. Данный бюджет формирует основной финансовый результат  деятельности предприятия, т.е. его прибыльность.

Однако надо иметь в виду, что  на значения статей БДР и его итоговый результат непосредственным образом  влияют положения внутренней учетной  политики в части момента признания  и правил соотнесения  доходов и  расходов.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) носит более очевидный характер, он непосредственно планирует и  фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост  для составления. БДДС определяет «платежеспособность» предприятия как разницу поступлений и «выбытий» денежных средств за период. Многие компании начинают построение бюджетной системы именно с него и, впрочем, им же и заканчивают.

И, наконец, последний из финансовых бюджетов – Бюджет по балансовому  листу (ББЛ), который определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. ББЛ является результирующим бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС.

Прогнозы относительно каждого вида ресурса составляются не только теми подразделениями, которые эти ресурсы используют, но и теми, кто может оценить будущие тенденции изменений в их объемах и цене, а также реально повлиять на эти изменения (например, путем анализа рынка поставщиков). В краткосрочном БДР за планирование величины прямых производственных затрат отвечает только ЦФО производства. В долгосрочной же перспективе за прогнозирование этой группы затрат, наряду с производством и технологическим отделом могут отвечать отдел снабжения и планово-экономический отдел. Поэтому в целях долгосрочного планирования обычно создается  специальный бюджетный комитет. [8, стр.182]

При составлении бюджетов рекомендуется  применять документы, по форме и  структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что значительно  облегчает составление бюджетов и упрощает сравнение плановых и фактических данных. Рекомендуется также составлять бюджет на три года вперед с разбивкой в первый год по месяцам.

Бюджет продаж

Прогноз объема продаж – это необходимый  предварительный этап работы. Прогноз  объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными. Факторы, влияющие на прогноз объема продаж, следующие:

•             объем продаж предшествующих периодов;

•             производственные мощности;

•             зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и других;

•             относительная прибыльность продукции;

•             изучение рынка, рекламная компания;

•             ценовая политика, качество продукции;

•             конкуренция;

•             сезонные колебания;

Информация о работе Управление затратами в торговле