Управления деятельностью предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение предприятия, как субъекта хозяйствования, основных функций управления предприятием, а также понятие и сущность стратегического планирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.1 Понятия, цели и направления деятельности
1.2 Сущность и функции управления
1.3 Методы управления деятельностью предприятий
1.4 Организационные структуры управления предприятиями
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

260240.rtf

— 178.64 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Понятия, цели и направления деятельности

1.2 Сущность и функции управления

1.3 Методы управления деятельностью предприятий

1.4 Организационные структуры управления предприятиями

ВЫВОД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия.

Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методы управления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке. Профессионализм и интуиция менеджера являются немаловажными элементами успешного управления, также как и участие коллектива в делах предприятия.

Объектом изучения в данной работе является вся система управления организацией; предметом - организация в целом и методы управления деятельностью предприятия.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение предприятия, как субъекта хозяйствования, основных функций управления предприятием, а также понятие и сущность стратегического планирования.

Задачи:

  • рассмотреть предприятие, как субъект хозяйствования;
  • выделить основные функции управления предприятием;
  • объяснить теоретическую основу стратегического планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятия, цели и направления деятельности

 

Главная задача предприятия состоит в удовлетворении потребности рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли. Важно знать, что каждое предприятие или фирма является юридическим лицом, имеет замкнутую систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием и товарный знак. В практике хозяйствования каждое предприятие осуществляет множество конкретных видов деятельности, которые можно объединить в отдельные направления такие как: изучение рынка товаров; инновационная деятельность; производственная деятельность; коммерческая деятельность; послепродажный сервис; экономическая и социальная деятельность. Изучение рынка товаров или ситуационный анализ необходим для комплексного исследования: рынка; уровня конкурентоспособности и цен на продукцию; различных требований покупателя товаров, методов формирования спроса и каналов товарооборота; внешней и внутренней среды предприятия. Инновационная деятельность охватывает научно-технические разработки, технологическую и конструкторскую подготовку производства; внедрение технических, организационных и других нововведений; формирование инвестиционной политики на ближайший период, определение объема необходимых инвестиций и т.д. Важнейшими мероприятиями производственной деятельности, из которых она состоит можно считать: обоснование объема изготовления продукции определенной номенклатуры и ассортимента соответственно требованиям рынка; формирование маркетинговых программ для отдельных рынков и каждого вида продукции, их оптимизацию относительно производственных возможностей предприятия; сбалансирование производственной мощности и программы выпуска продукции на текущий и каждый последующий год прогнозируемого периода; обеспечение производства необходимыми материально техническими ресурсами; разработку и соблюдение согласованных во времени оперативно-календарных графиков выпуска продукции. От масштаба и качества коммерческой деятельности предприятия наиболее зависит финансовая результативность производства, которую характеризует величина получаемой прибыли. Необходимым условием достижения является реклама и организация сбыта своей продукции, развитие системы товарных бирж, стимулирование покупателей. Послепродажный сервис ― охватывает пусконаладочные работы в сфере эксплуатации купленных на рынке товаров, их гарантийное техническое обслуживание на протяжении определенного периода, обеспечение необходимыми запчастями и проведение ремонтов во время нормативного срока службы. Экономическая деятельность включает: стратегическое и текущее планирование; учет и отчетность; ценообразование; систему оплаты труда; ресурсное обеспечение производства; внешнеэкономическую и финансовую деятельность. Социальная деятельность существенно влияет на эффективность всех перечисленных видов деятельности, результативность которых непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки и компетентности всех категорий работников, от действенности применяемого мотивационного механизма, от постоянно поддерживаемых на необходимом уровне условий труда и трудовых отношении. Предприятие имеет определенные признаки:

- производственно-техническое единство (общность продукции, что изготавливается, процессов ее производства, определенный состав производственных фондов, единая техническая политика, совместное вспомогательное и обслуживающее хозяйство);

- организационно-социальное единство (наличие единого трудового коллектива, руководства и администрации предприятия, присвоение предприятию реквизитов и прав юридического лица);

- финансово-экономическая самостоятельность (возможность самостоятельно определять направления экономического развития, направления распределения и использования прибыли предприятия, формы и размеры материального стимулирования, единая система планирования и учета).

Предприятие -- это организационно выделенное и экономически самостоятельное первичное звено национального хозяйства, которое производит продукцию (выполняет работу или предоставляет платные услуги). Главная задача предприятия состоит в удовлетворении потребности рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли. В практике хозяйствования каждое предприятие осуществляет множество конкретных видов деятельности, которые можно объединить в отдельные направления такие как: изучение рынка товаров; инновационная деятельность; производственная деятельность; коммерческая деятельность; послепродажный сервис; экономическая и социальная деятельность. Предприятия разделяют по большому количеству критериев, таких как цель и характер деятельности; форма собственности имущества; национальная принадлежность капитала; правовой статус и форма хозяйствования; отрасле-функциональный вид деятельности, технологическая (территориальная) целостность и степень подчиненности; количество работников; структура; объединение научно-технической, производственной, коммерческой и другой деятельности.

 

 

1.2 Сущность и функции управления

 

Особенность предприятия, как системы состоит в том, что оно может существовать лишь при условии активного взаимодействия с внешней средой. Предприятие выбирает из внешней среды основные факторы производства и перерабатывает их в продукцию (товары, услуги, информацию) и отходы, передавая опять во внешнюю среду. Условием жизнедеятельности системы является полезный обмен между "входом" и "выходом". Следующей особенностью предприятия, как системы это, что оно является искусственной системой, созданной человеком для личных интересов, прежде всего совместного труда, следовательно, очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда. Различают две формы разделения труда: горизонтальную; вертикальную. Горизонтальная форма -- это разделение трудовых операций на отдельные задания. Результатом этого разделения является формирование подразделений предприятия, которые выполняют определенную часть общего процесса. Необходимость управления связана с процессом вертикального разделения труда и, следовательно, дифференциация и координирование уровней управления осуществляется с помощью вертикального разделения труда. Предприятия различают по размерам, сферам деятельности, технологическим процессам и т.д., но они как система имеют определенные общие характеристики-- функции управления. Функции управления-- объективно обусловленные общие направления или сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование совместного труда. Выделим основные функции управления: планирование; организация; мотивация; контроль.

Планирование -- процесс определения цели деятельности, предвидение будущего развития и объединение коллективных (индивидуальных) заданий для получения ожидаемого общего результата.

Организация -- это процесс формирования структуры системы, распределения заданий, полномочий и ответственности между работниками фирмы для достижения общей цели стоящей перед ней.

Мотивация -- причины, которые побуждают членов трудового коллектива к общим согласованным действиям, что бы обеспечить достижение поставленной цели.

Контроль - установление параметров деятельности, сравнение их с запланированными показателями и при необходимости корректировка деятельности.

Все функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Управление предприятием отображает совокупность взаимосвязанных процессов планирования, организации, мотивации и контроль, которые обеспечивают формирование и достижение целей предприятия. Сущность управленческой деятельности состоит в осуществлении влияния на процессы посредством принятия решений.

 

1.3 Методы управления деятельностью предприятий

 

Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Основой использования методов управления являются законы, закономерности и принципы общественного производства, научно-технический уровень развития фирмы, социальные, правовые и психологические отношения между людьми. Методы управления-- это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, которые необходимы для достижения цели предприятия (организации). Методы управления делятся на: экономические, социально-психологические и организационные.

Экономические методы управления -- это такие методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственных процессах (любой другой деятельности), путем использования товарно-денежных отношений. Эти методы включают: материальную ответственность, ценообразование, государственное регулирование, стимулирование, налогообложение.

Социально-психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения человека. Уровень современного производства, рост общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников являются причиной существенных изменений в системе ценностных ориентации и в структуре мотивации трудовой деятельности людей. Традиционные формы материального поощрения постепенно теряют свое приоритетное стимулирующее влияние. Все большую значимость приобретают такие факторы, как содержательность и творческий характер труда, возможности проявления инициативы, общественное признание, моральное поощрение и т. п. Поэтому понимание закономерностей социальной психологии и индивидуальной психики работника является необходимым условием эффективного управления производством или любым другим видом деятельности. Практическая реализация социально-психологических методов управления осуществляется с помощью различных способов социального ориентирования и регулирования, групповой динамики, решения конфликтных ситуаций и т. п. Организационные методы управления базируются на мотивах принудительного характера. Их существование и практическое применение обусловлены заинтересованностью людей в совместной организации труда. Организационные методы управления-- это комплекс способов и приемов влияния на работников, основанных на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Профессионально умелое применение экономических, социально-психологических и организационных методов управления в большинстве случаев обеспечивает достаточно эффективное хозяйствование.

 

1.4 Организационные структуры управления предприятиями

 

Организационная структура управления субъектом хозяйствования ― это форма системы управления, которая определяет состав взаимодействия и подчинения в иерархии ее элементов.

Известны следующие организационные структуры управления предприятиями, которые определяются и конкретизируются масштабом и составом объектов управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, матричная (по продукту или по проекту) и смешанная.

Линейное управление ― наиболее упрощенная система, которая предусматривает отсутствие между руководителем и исполнителем промежуточных звеньев. Применяется для малых предприятий, с простейшей технологией производства. Преимущества: четкость взаимодействий, оперативность управленческих решений, надежный контроль. Недостатками является то, что руководитель должен выполнять, кроме координирующих функций, целый ряд работ: учет, работа с кадрами, контроль качества и т.д.

Линейно-штабная форма управления используется на средних по масштабам предприятиях, а также на крупных ― в управлении цехами и отделами. При этой форме управления для подготовки решений, приказов, заданий руководитель привлекает специалистов штабов, которые осуществляют сбор информации, ее анализ и разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов. Руководитель несет ответственность за обоснованность решений, поступающих исполнителям, а специалисты отвечают только перед руководителем.

Функциональная форма управления состоит в том, что руководитель, часть своих полномочий передает своим заместителям или руководителям функциональных отделов.

Матричная форма управления по своему содержанию отличается от функциональной лишь созданием главного подразделения или назначением менеджера по управлению проектом, и полномочия руководителя в этом направлении деятельности передаются созданному подразделению, чьи распоряжения становятся обязательными для всех.

Смешанная форма управления представляет собой сочетание вышеперечисленных форм, то есть в нижнем звене (на уровне бригады) действует линейная форма, в среднем (на уровне цеха, отдела) ― линейно-штабная, а на уровне предприятия ― функциональная и частично-матричная форма управления. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, набирает штат. Усовершенствование управления предприятием должно осуществляться по определенным направлениям: усовершенствование структуры управления производством; улучшить управление производственными ресурсами; усовершенствование управления научно-техническим прогрессом и качеством продукции; улучшение системы планирования. При создании рациональной структуры управления предприятием необходимо правильно установить численность занятых в сфере управления фирмой. Численность работников функциональных отделов предприятия определяется на основе соответствующих нормативов. На предприятиях чаще всего численность управленческого персонала устанавливается в процентах к численности рабочих и фиксируется в штатном расписании предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Различают две формы разделения труда: горизонтальную; вертикальную.

Основные функции управления: планирование; организация; мотивация; контроль. Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Методы управления-- это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, которые необходимы для достижения цели предприятия (организации). Методы управления делятся на: экономические, социально-психологические и организационные.

Принципы-- это основные правила, требования, идеи управления. Основные принципы управления: принцип целевой совместимости и сосредоточения; непрерывности и надежности функционирования системы управления; планомерности, пропорциональности и динамизма управления; демократичность в распределении прав, обязанностей и ответственности; научность и обоснованность принципиальных решений; эффективность управления; совместимости личных, коллективных и государственных интересов.

Организационная структура управления субъектом хозяйствования ― это форма системы управления, которая определяет состав взаимодействия и подчинения в иерархии ее элементов. Известны следующие организационные структуры управления предприятиями: линейная, линейно-штабная, функциональная, матричная (по продукту или по проекту) и смешанная.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанной работы я пришел к следующему выводу:

Предприятие -- это организационно выделенное и экономически самостоятельное первичное звено национального хозяйства, которое производит продукцию (выполняет работу или предоставляет платные услуги). Главная задача предприятия состоит в удовлетворении потребности рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли. В практике хозяйствования каждое предприятие осуществляет множество конкретных видов деятельности, которые можно объединить в отдельные направления такие как: изучение рынка товаров; инновационная деятельность; производственная деятельность; коммерческая деятельность; послепродажный сервис; экономическая и социальная деятельность. Предприятия разделяют по большому количеству критериев, таких как цель и характер деятельности; форма собственности имущества; национальная принадлежность капитала; правовой статус и форма хозяйствования; отрасле-функциональный вид деятельности, технологическая (территориальная) целостность и степень подчиненности; количество работников; структура; объединение научно-технической, производственной, коммерческой и другой деятельности. Различают две формы разделения труда: горизонтальную; вертикальную.

Информация о работе Управления деятельностью предприятий