Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 02:56, контрольная работа
Занимая нейтральную позицию между конфликтующими сторонами, посредник помогает им в преодолении разногласий и конструктивном разрешении конфликта, устанавливая и поддерживая непосредственное общение между ними. Содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы, посредник не может вместе с тем определять выбор окончательного решения, который является прерогативой конфликтующих сторон. Посредник должен сразу же подчеркнуть тот факт, что ответственность за неудачу на переговорах и дальнейшую эскалацию конфликта несет не третья сторона, а сами участники конфликта.
Введение
Урегулировние конфликтов с участием третьей стороны
Требования, предъявляемые к третьей стороне
Модели посреднической деятельности
Оценка эффективности посреднической деятельности
Задача разрешения и конструктивного завершения конфликта
Заключение
Список литературы
Ориентация в разрешении конфликтов на выигрыш предполагает следующее:
• участник стремится доказать другому, что тот не прав;
• участник недоволен и обижается, пока другой не передумает;
• каждый (и все вместе) стремится перекричать другого/других;
• кто-то пытается применить физическое давление или насилие;
• участники конфликта стремятся не принимать явного отказа.
Быть под властью такой
привычной формы разрешения конфликтов
означает потерять гибкость и вызвать
к жизни ненужные трудности. Это
случается преимущественно
Наиболее позитивной и перспективной из перечисленных является ориентационная стратегия (или способ) разрешения конфликтов "выиграть/выиграть", не предполагающая проигрыша другой стороны. Применение рассматриваемой стратегии предполагает и психотехнологию ее реализации, которую разработали австралийские психологи X. Корнелиус и Ш. Фэйр.
Психотехнологические преимущества рассматриваемой стратегии "выиграть/выиграть" заключаются в том, что с ее помощью не только находится наиболее приемлемое решение, но и укрепляются и улучшаются взаимоотношения. Когда выигрывают обе стороны, повышается их склонность придерживаться принятого решения, продолжать отношения с тем же партнером, повторить опыт плодотворного сотрудничества.
Психотехнология реализации стратегии "выиграть/выиграть "предполагает обязательное изучение ситуации и вариантов ее разрешения перед принятием окончательного решения и включает четыре этапа.
• Этап 1. Узнайте, почему он/они испытывают потребность в объекте желания. При этом необходимо установить, какая именно потребность стоит за желаниями другой стороны.
• Этап 2. Быть может, разногласия компенсируются в каком-то ином аспекте? Необходимо узнать, в чем именно.
• Этап 3. Каковы варианты решений? Разработайте новые варианты решений, наиболее удовлетворяющие потребности каждого.
• Этап 4. Сотрудничество. Сделайте это вместе. Покажите ясно, что вы партнеры, а не противники.
Приведем рекомендации для эффективной реализации стратегии разрешения конфликтов "выиграть/выиграть":
• необходимо определить потребности (скрытые и явные) всех участников;
• нужно стремиться удовлетворить потребности всех участников;
• необходимо признать ценности других, равно как и собственные;
• нужно быть объективными, отделять проблему от личности;
• необходимо искать творческие и неординарные решения;
• следует щадить не проблему, а людей.
Стратегия "выиграть/выиграть" делает из участников конфликта оппонентов, а из оппонентов — партнеров. Это означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликта и стремление к удовлетворению потребностей всех.
Такие стратегия и технология разрешения конфликтов ведут к успеху как в делах, так и в личной жизни. Иными словами, стратегия "выиграть/ выиграть" — стратегия успеха и взаимовыгодных решений.
Важным является соблюдение соглашений и договоренностей. Если выигрывают обе стороны, они более склонны исполнять принятые решения, поскольку они приемлемы для них и участие в процессе достижения соглашения принимали обе стороны.
Окончательное и реальное
разрешение конфликтов возможно лишь
посредством переговоров с
• подготовка переговоров;
• поведение участников переговоров;
• ведение и завершение переговоров.
В подготовке переговоров при разрешении конфликтов желательно и целесообразно:
• "выкладывание на стол переговоров" каждым из участников своих нужд и опасений, а также желаемых выходов из конфликта и результатов переговоров;
• собирание фактов;
• осознание и стремление к пониманию доводов другой стороны, а не только собственных;
• стремление сделать согласие легким и принимаемым.
При проведении переговоров крайне важно выбрать психологически адекватный стиль поведения и придерживаться таких важнейших рекомендаций:
• прислушиваться к мнениям другой стороны;
• расценивать другую сторону как равную и не стремиться подчинить ее своей воле;
• объяснять другой стороне свою точку зрения;
• знать, что по-настоящему успешные переговоры означают выигрыш для всех сторон;
• уважать право другой стороны на личное мнение и не стремиться убедить ее принять Вашу точку зрения;
• избегать исходов по принципу "выиграть/проиграть". Если окажется, что проигрыш одной стороны неизбежен, попытаться понять, можно ли изменить точку зрения или установку на решение проблемы конфликта;
• не бояться задавать вопросы; стремиться к четкости и избегать отклонений. Желательно задавать вопросы в случае неясностей и для направления переговоров в нужное и продуктивное (с точки зрения эффективности решения проблемы) русло;
• отделять личность от проблемы. Нападать желательно не на личность, а на проблему;
• учитывать возражения других участников. Желательно прибегать к "и", а не к "но";
• использовать в обсуждении тон и манеру, способствующие достижению согласия и понимания;
• давать понять участнику, что Вы уважаете и цените предлагаемые им варианты решения проблемы и не будете перечеркивать их;
• уважать ценности и опыт другой стороны;
• быть гибким и неригидным, уметь отступать от своей точки зрения и от своего видения проблемы. Желательно установить нижний предел, дальше которого Вы не пойдете, и придерживаться цели, но не маршрута к ней. Желательно при этом изменить ожидания, если они нереалистичны;
• максимально использовать обратную связь. Если что-то не срабатывает, нужно сменить тактику, усилить обратную связь, задавать вопросы.
Завершая переговоры, следует
учитывать, что четкие договоренности
предотвращают будущие
Конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным в зависимости от того, как он разрешается.
Иногда можно изменить направление развития конфликта, просто посмотрев на него по-другому. Уяснение прежде всего того, что ссоры и разногласия являются частью жизни и что ошибочно пытаться избежать их — это один из путей преодоления и разрешения конфликтов.
Картография, или визуализация
конфликта, — одна из наиболее применимых,
доступных и психологически желательных
психотехник и технологий, которая
может применяться как
Технология визуализации
конфликта имеет такие
• позволяет яснее увидеть как собственную точку зрения, так и точку зрения других;
• придает систематический характер взглядам каждой стороны на проблему;
• наталкивает на новые направления в выборе решений;
• создает атмосферу эмпатии и признания мнения людей, считавших, что они не поняты и к ним не прислушивались;
• предоставляет возможность выразить то, что нужно, то, в чем испытывают потребность, но о чем не задумывались ранее;
• создается групповой процесс, в ходе которого возможно совместное обсуждение проблемы;
• дискуссия ограничивается определенными формальными рамками, что обычно помогает избежать чрезмерного проявления эмоций. Во время составления карты люди склонны сдерживаться, анализируя себя, других и ситуацию.
Составление карты конфликта — упорядоченный, систематизированный, осознанный подход к проблеме конфликта.
Технология картографии конфликта позволяет прежде всего сосредоточиться на проблеме, а не на эмоциях, углубиться не в переживания, не в удовлетворение своих обид и амбиций, а в решение проблемы и разрешение разногласий.
При составлении карты
конфликта целесообразно
Технология картографии конфликта предполагает обязательное наличие трех этапов (шагов).
Этап 1. В чем проблема?
• Следует описать проблему в общих чертах. При этом необходимо избегать излишней детализации проблемы или попыток найти выход из нее.
• Важно определить природу конфликта, отображением которого занимаются.
Этап 2. Кто вовлечен в конфликт?
• Необходимо определить главные стороны конфликта.
• Следует выявить, кто является скрытым и, нередко, манипулятивным участником конфликта.
• Можно сгруппировать вовлеченных в конфликт людей по общим потребностям.
Этап 3. Каковы подлинные потребности, нужды и опасения каждого участника или группы?
• Необходимо перечислить основные потребности и опасения каждого из главных участников, связанных с данной проблемой.
• Следует прояснить мотивы, стоящие за позициями участников в данном вопросе.
При графическом отображении потребностей и опасений участников конфликта расширяется кругозор и создаются условия для более широкого круга потенциальных решений, становящихся доступными после окончания этого процесса.
В карту конфликта необходимо включить и озабоченность, опасения, тревоги. Существенным в их описании является возможность высказать и отразить на карте иррациональные страхи, подсознательные опасения.
Важно помнить, что люди должны сосредоточиваться на потребностях и опасениях всех сторон, пока карта не будет полностью готова. Карту можно создать в любое время, в любом месте и с любым человеком.
Одним из наиболее распространенных в последние годы является метод (и технология) посредничества, или подключения третьей стороны (медиатора) к мирному разрешению конфликта. Появилось много исследований в области медиации, особого подбора кадров для посредничества и форм их профессиональной подготовки [19; 20; 37].
Сформулированы и достаточно четко обозначены правила и технология посредничества при разрешении конфликтов.
1. Придите к согласию.
Вам, как посреднику, необходимо ознакомить участников конфликта с Вашей ролью и объяснить ее. Следует, например, сказать:
• Наша задача—решить проблему избегая обвинений, оправданий, не прерывая друг друга, говоря только правду.
2. Выслушайте другого.
• Каждый участник рассказывает, что произошло с ним, в то время как другие слушают его.
• Каждый слушающий повторяет то, что было сказано до него, своими словами, во избежание недопонимания.
• Каждая сторона рассказывает о своем отношении к конфликту.
3. Разрешите конфликт.
• Каждая сторона объясняет, что ей необходимо для достижения соглашения.
• Соглашение можно записать на бумагу с подписью каждой стороны.
• Покажите, что разногласия можно решать лучшим способом, чем те способы, которыми стороны пользовались ранее.
Заключение
В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:
Фундаментальная идея, лежащая в основе современных методов управления конфликтами сводится к тому, что конфликт поддается управлению, причем управлению таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.
Среди способов урегулирования конфликтов отчетливо доминирующее положение на современном этапе занимают переговорные модели. В этих целях активно разрабатываются принципы и технологии эффективного проведения переговоров по разрешению конфликтов;
Особое место в практике управления конфликтами занимает привлечение третьей стороны. Существуют разнообразные формы участия третьей стороны, среди которых особое место занимают медиаторство и арбитраж.
Список литературы
Информация о работе Урегулирование конфликтов при участии третьей стороны