Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 18:10, реферат
Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели.
Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры.
• усвоенные и применяемые членами организации ценности и нормы, которые определяют ее поведение;
• атмосфера или социальный климат в организации;
• доминирующая в организации система ценностей и стилей поведения.
Введение 3
Организационная культура 4
Виды организационной культуры 10
Функции организационной культуры 11
Элементы организационной культуры 12
Атрибуты организационной культуры предприятия: 13
Кто влияет на организационную культуру? 15
Культура отношения к жизни 16
Схожесть и различие организационных культур 17
Компоненты культуры 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Санкт-Петербург
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(Технический университет)
Кафедра экономики и менеджмента.
Реферат по организационной культуре
Тема: «Уровни организационной культуры»
Выполнил
Студент уч. Гр. 6372
Степаненко Татьяна
Алексеенко Анна
Принял
Преподаватель
Костюк Л.В.
Оглавление
При изучении какого-либо явления, процесса, предмета зачастую возникает следующая ситуация. Простое на первый взгляд явление по мере его изучения в восприятии исследователя претерпевает значительные изменения, становясь все более сложным как по содержанию, так и по используемым методам познания. Иногда по мере изучения явления представление о нем меняется на прямо противоположное. Такое происходит, в частности, и при изучении организационной культуры предприятия.
Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели.
Существует несколько
определений организационной (корпоративной)
культуры.
• усвоенные и применяемые
членами организации ценности и нормы,
которые определяют ее поведение;
• атмосфера или социальный климат в организации;
• доминирующая в организации
система ценностей и стилей поведения.
Исходя из этих определений,
под организационной культурой понимаются
в основном ценности и нормы, разделяемые
большинством членов организации, а также
их внешние проявления (организационное
поведение). Чаще всего организационная
(или корпоративная, что несколько сужает
это понятие) культура определяется как
совокупность ценностей, обычаев, традиций,
норм, верований и предположений, воплощенных
в различных сторонах деятельности организации,
и которые делают ту или иную организацию
уникальной.
Организационная культура выполняет две основные функции:
• внутренней интеграции:
осуществляет внутреннюю интеграцию членов
организации таким образом, что они знают,
как им следует взаимодействовать друг
с другом;
• внешней адаптации:
помогает организации адаптироваться
к внешней среде.
Основные элементы
организационной культуры:
• Поведенческие стереотипы:
общий язык, используемый членами организации;
обычаи и традиции, которых они придерживаются;
ритуалы, совершаемые ими в определенных
ситуациях.
• Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов.
• Провозглашаемые ценности:
артикулированные, объявляемые во всеуслышание
принципы и ценности, к реализации которых
стремится организация или группа («качество
продукции», «лидерство на рынке» и т.п.).
• Философия организации:
наиболее общие политические и идеологические
принципы, которыми определяются ее действия
по отношению к служащим, клиентам или
посредникам.
• Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».
• Организационный
климат: чувство, определяемое физическим
составом группы и характерной манерой
взаимодействия членов организации друг
с другом, клиентами или иными сторонними
лицами.
• Существующий практический
опыт: методы и технические приемы, используемые
членами группы для достижения определенных
целей; способность осуществлять определенные
действия, передаваемая из поколения в
поколение и не требующая обязательной
письменной фиксации.
Аналогично культуре
общества в целом, культуру организации
нельзя понимать как абсолютно однородную
и внутренне неразделимую сущность. Специфика
организационной культуры определяется
ее носителями: как в обществе есть различные
социальные группы, которые могут выражать
ценности, в определенной степени, отличающиеся
от общей культуры социума, так и в организации
существуют отдельные группы.
Организационная
культура — заведомо
неоднородное явление, так как в любой
культуре главенствуют формирующие ее
базовые характеристики, указывающие,
какие принципы должны преобладать, если
возникает конфликт внутри культуры. Это
делает возможным наличие отличных от
доминирующей культуры систем ценностей.
Таким образом, в любой организации потенциально
заложено множество субкультур, причем
почти любая из них может стать доминирующей,
если она поддерживается и используется
руководством организации как консолидирующий
элемент.
Организационная культура сама по себе является определенной субкультурой в рамках культуры социума.
Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение.
Однако при этом всегда
необходимо учитывать стихийно сложившуюся
в данной организации корпоративную культуру.
Часто в бизнес-среде руководители пытаются
сформировать философию своего предприятия,
где декларируют прогрессивные ценности,
нормы, и получают не соответствующие
своим желаниям и вложениям средств результаты.
Происходит это отчасти и потому, что искусственно
внедряемые организационные нормы и ценности
вступают в конфликт с реально существующими
и поэтому активно отвергаются большинством
членов организации.
Формирование организационной
культуры обычно осуществляется в процессе
профессиональной адаптации персонала.
Познание организационной культуры начинается с первого, "поверхностного", или "символического", уровня, включающего в себя такие видимые внешние факторы, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п.
То есть все то, что человек может ощущать и воспринимать своими пятью чувствами (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно интерпретировать в терминах организационной культуры.
В попытках познать организационную культуру глубже, затрагивается ее второй, "подповерхностный" уровень провозглашаемых ценностей. Изучению подвергаются провозглашаемые цели, стратегии и философия, ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи чаще всего ограничиваются именно этим уровнем, поскольку следующий уровень весьма сложен и нуждается в применении особых аналитических приемов.
Третий, "глубинный" уровень включает в себя базовые предположения, которые непросто осознать даже самим членам организации (без специального сосредоточения). Скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
В числе таких предположений - особенности восприятия, мысли и чувства, подсознательные убеждения и представления. В зависимости от того, какие из указанных уровней являются объектом изучения, организационную культуру подразделяют на субъективную и объективную.
Субъективная организационная культура базируется на разделяемых работниками предположениях, ожиданиях, групповом восприятии организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими пне личности. Сюда включают некоторые элементы символики, истории об организации и ее лидерах, мифы, табу, обряды, ритуалы, язык общения, лозунги. Субъективная организационная культура служит основой для формирования культуры управления, т.е. стилей руководства и принятия решений, делегирования полномочий и участия в управлении, отношений с клиентами и поставщиками, систем мотивации персонала и т.д.
Объективную организационную культуру обычно связывают с предметным окружением организации, природными условиями, особенностью архитектуры и дизайна здания фирмы, оборудованием, мебелью, коммуникациями, инфраструктурой, дорогами, стоянками, кафетериями и т.п. Они отражают организационную культуру в той степени, в которой отражают основные ее ценности и представления, и, следовательно, могут быть изменены в соответствии с этими ценностями. Скажем, не всегда суровые климатические условия и сложность архитектурных шедевров свидетельствуют об убогости организационной культуры фирм, расположенных в таких природных зонах. За достаточно непритязательным дизайном может скрываться глубокое содержание.
Глубинный уровень, безусловно, представляет наибольший интерес, поскольку именно в нем и развивается "социально-духовное поле", формирующее оргкультуру компании. Для его изучения необходимо достаточно глубокое изучение культурных представлений сотрудников, их базовые философские представления (о смысле жизни, предметов и явлений, роли человека в мире).
Сомнение в состоятельности своих базовых представлений и существенном их расхождении с общепринятыми всегда вызывает у человека чувство тревоги и незащищенности. В этом смысле культурное поле организации - это носитель определенных защитных функций, которые позволяют человеку испытывать комфорт и ощущать стабильность рядом с людьми, разделяющими его базовые представления.
Культура позволяет создать
условия, способствующие тому, что
коллективные представления
Глубинный уровень изучения организационной культуры наиболее ассоциируется с понятием изучения культуры в широком смысле слова. Однако чаще изучают первые два уровня: поверхностный и подповерхностный.
На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.
С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:
Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.
Носителями организационной культуры являются люди.
Организационная культура бывает:
Выделяют организационную культуру:
Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получениясинергетического эффекта.