Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:59, контрольная работа
волюция менеджмента как науки насчитывает немногим свыше ста лет, хотя первые попытки организации промышленного производства на научных основах были отмечены в Англии уже в первые десятилетия XIX века.
Основы изучения менеджмента были заложены реальным опытом людей, управлявших первыми фабриками и фирмами. Однако менеджмент не признавался в качестве важной составляющей успеха или неудачи фирмы до тех пор, пока не возникло сравнительно много предприятий со схожими проблемами, превратившими деловое администрирование в особое искусство и род занятий, независимые от конкретной фирмы или отрасли промышленности.
Как и в любой другой науке, в развитии менеджмента можно наблюдать качественные скачки, связанные с переходом на следующий уровень научного познания и обусловленные теми или иными открытиями.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ В РОССИИ……………………………….4
2. УПРЯМЫЙ МИСТЕР «ВОПРЕКИ»……………………………………16
3. ЛУЧШИЙ МЕНЕДЖЕР СТОЛЕТИЯ……………………………….......18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..………………..26
ВВЕДЕНИЕ 2.1. Особенности американской
модели 2.2. Характеристика японской
модели 3. Школа научного управления 3.1. Классическая (административная) школа в управлении 19 3.2. Школа психологии и человеческих
отношений 3.3 Школа науки управления (количественная школа) 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Эволюция менеджмента
как науки насчитывает немногим
свыше ста лет, хотя первые попытки
организации промышленного
Основы изучения менеджмента были заложены
реальным опытом людей, управлявших первыми
фабриками и фирмами. Однако менеджмент
не признавался в качестве важной составляющей
успеха или неудачи фирмы до тех пор, пока
не возникло сравнительно много предприятий
со схожими проблемами, превратившими
деловое администрирование в особое искусство
и род занятий, независимые от конкретной
фирмы или отрасли промышленности.
Как и в любой другой науке, в развитии
менеджмента можно наблюдать качественные
скачки, связанные с переходом на следующий
уровень научного познания и обусловленные
теми или иными открытиями.
Из истории менеджмента
Представления о роли и
месте управления организацией, о
содержании управленческой деятельности
и методах ее осуществления неоднократно
претерпевали существенные изменения
с тех пор, как управление стало
рассматриваться как особый вид
деятельности, осуществляемой в организации.
Взгляды на управление развивались
по мере того, как развивались общественные
отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась
технология производства, появлялись
новые средства связи и обработки
информации. Менялась практика управления
– изменялось и учение об управлении.
Однако управленческая мысль не играла
роль пассивного следования за практикой
менеджмента. Более того, именно выдвинутые
и сформулированные ведущими умами
управленческой мысли новые идеи
в области управления и новые
подходы к осуществлению
Развитие управленческой мысли вращается
вокруг трех явлений – задачи, человек,
управленческая деятельность. Для начальной
стадии развития учений об управлении,
когда закладывались основы современного
представления об управлении, был характерен
упор на какое-то одно из этих явлений.
Позже, с углублением знаний об управлении
и с изменением характера управления все
большее развитие стал получать синтетический
подход, увязывающий эти и другие явления
бизнеса в единое и органичное целое.
Вопрос о том, когда управленческая деятельность
перестала быть только косвенным проявлением
власти и превратилась в самостоятельную,
давно интересует историков менеджмента
(Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.).
Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент,
как вид деятельности, сложился в результате
трех управленческих революций, произошедших
в древности, которые пробили определенную
"нишу" для его существования.
1. Религиозно-коммерческая. Она произошла
в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э.,
суть ее заключается в трансформации шумерских
жрецов в менеджеров по роду своей деятельности:
на определенном этапе они отказались
от приношения кровавых жертв богам, а
стали взымать дань продуктами. Они накапливались,
обменивались и пускались в дело. Таким
образом, стали осуществляться первые
коммерческие операции при помощи посредников.
2. Светско-административная. Связана с
деятельностью вавилонского правителя
Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался
организовать эффективную систему управления
своей огромной империей. Знаменитый свод
Хаммурапи, содержащий 285 законов управления
государством, является определенным
этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи,
по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал
целенаправленно работать над созданием
своего образа «заботливого покровителя
народа».
3. Производственно-строительная. Связана
с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора
XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно
усовершенствовал организацию труда на
текстильных фабриках и зернохранилищах.
Платон называл управление «наукой о питании
людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее
значение в обеспечении материального
существования общества. Философ считал,
что управлять страной должны законы,
но поскольку они слишком абстрактны,
то потому осуществлять надзор за их исполнением
должен политик, владеющий искусством
управления. Суть его управленческой деятельности
должна заключаться в преломлении этих
догматических законов к реально складывающейся
ситуации. У Платона также мы находим зарождение
идей о стилях управления и размышления
о самом «современном» сейчас ситуационном
подходе в управлении.
Аристотель называл управление «господской
наукой», смысл которой заключается в
надзоре за рабами.
Современная наука управления развивается
очень интенсивно, быстрыми темпами, она
представляет собой синтез теоретических
разработок и осмысление выводов, сделанных
из многолетней практической деятельности.
В современном представлении менеджмент
как наука отражает деятельность общества
по генерированию и систематизации управленческой
мысли, ее организации и актуализации
для применения в деятельности, регулированию
содержания теории в образовательной
деятельности субъектов управленческих
отношений, систематизации предметной
области менеджмента, самопознания в управленческой
практике.
Для современного менеджмента характерна
многокомпонентная структура, которая
предполагает его рассмотрение как «системы
менеджмента».
Рационализм в менеджменте понимается
как система норм, отклонение от которой
является дисфункцией, понижающей эффективность
системы.
Концепция рационализации подразумевает
процесс, в ходе которого выбор действующими
лицами средств достижения цели становится
все более ограниченным правилами, предписаниями
и законами, имеющими универсальное применение.
Бюрократия как важнейшая область использования
этих правил, законов и предписаний является
одним из основных результатов данного
процесса рационализации, однако наряду
с ней существуют и другие, например капиталистический
рынок, система рационально-правовой власти,
заводы и сборочные линии. Общим для них
является наличие формальных рациональных
структур, которые заставляют всех входящих
в их состав индивидов действовать в рациональной
манере, стремясь к достижению целей посредством
выбора наиболее прямых и эффективных
методов.
Развитие науки управления в России
Начиная с XVII в., вопросам управления
в России уделялось серьезное
внимание. Заметный след в истории
России и улучшении ее системы
управления оставили известный русский
экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский
(кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н.
Татищев (главный управляющий горных
заводов в Сибирской и
В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.
Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.
Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.
Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.
Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна - от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ.
Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.
В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.
В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.
Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.
К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.
Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:
Реформа системы управления экономикой 1965 г.
Реформа системы управления 1979 г.
Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).
В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.
В настоящее время в
России наблюдается
Западноевропейская модель менеджмента
Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.
Английские ученые
внесли существенный вклад в
разработку метода «
Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.
Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.
В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию в управлении».
Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.
В 1929—1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:
Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования.
Введение индикативного
планирования, пришедшего на смену директивного
планирования. Индикативное
Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.
Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах мира. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.