Виды конфликтов и стили их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:19, реферат

Описание работы

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей.
Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
1. Понятие конфликта...................................................................................... 4
2. Классификация конфликтов.......................................................................... 6
3. Структура и динамика конфликта.................................................................. 8
4. Функции конфликтов....................................................................................... 11
5. Стили поведения людей в конфликтных ситуациях..................................... 13
6. Заключение..................................................................................................... 16
7. Список литературы...................................................................................... 17

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 43.54 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

 

Кафедра управления

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Управление персоналом»

Тема: «Виды конфликтов и стили их разрешения»

 

 

Выполнил: студентка 5 курса заочной формы обучения

факультета таможенного дела,

группа Т081ЗС Гейнц Е.О. 

 

Проверил:

Оценка: ______________________

 

Подпись ______________________

«__»______________________2012г.

 

 

 

 

Москва

2012

 

Содержание  
 
Введение.................................................................................................................. 3 
1. Понятие конфликта...................................................................................... 4 
2. Классификация конфликтов.......................................................................... 6 
3. Структура и динамика конфликта.................................................................. 8 
4. Функции конфликтов....................................................................................... 11 
5. Стили поведения людей в конфликтных ситуациях..................................... 13 
6. Заключение..................................................................................................... 16 
7. Список литературы...................................................................................... 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

Возможность возникновения  конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются  на почве ежедневных расхождений  во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей.                                                

Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано  рассогласованием и конфликтом.

Проблема социальных конфликтов стала предметом изучения социологов лишь в 19-20 в.в. Первоначально описанием конфликтных ситуаций, изучением причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений).                        

Так, выдающийся философ  Томас Гоббс полагал, что «война всех против всех» - это естественное состояние общества.

В рамках социологии сложилось  специальное научное направление, которое в настоящее время  обозначается как «социология конфликта». Проблематике социальных конфликтов (в  частности, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном  обществе) уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Г.Спенсер, М.Вебер, К.Маркс, Э.Дюргейм, Р.Дарендорф, Н.Смелзер и другие.

Вместе с тем, изучение конфликтов носит не только теоретический, но и сугубо прикладной характер. Например, при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа  сторон. Интересен также и тот  факт, что изначально правительство  и предприниматели рассматривали  именно социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. 

1.     Понятие конфликта.

 
   Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. 
 Одно из первых определений конфликта предложено видным американским исследователем L.Cozer, оказавшим значительное воздействие на формирование подхода к пониманию природы конфликта. Согласно L.Cozer, конфликт в собственном смысле слова есть «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников».    
 Позже K.Fink дал определение конфликта, которое обнаруживает теснейшую зависимость по позиции L.Cozer. “Социальный конфликт – пишет K.Fink – это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интрактивного антагонизма”. Психологический антагонизм – это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм - понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы или вмешательства в дела противоборствующей стороны. 
 Известный польский социолог Я.Щепаньский определяет конфликт – как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации. 
 Реальный конфликт представляет собой социально-психологический процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно К.Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и созревание противоречия и столкновения интересов. 
 Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:

 
1.     отсутствия согласия между участниками дискуссии;

2.     противоречия  интересов                                                                 

3.     коллизии, 
4.     соперничества, 
5.     соревнования. 
 
 Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Часто конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти. 
 Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития". 
 Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт “спором”, считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. 
 
 Классик социологии Р. Дарендорф указывал в своих трудах на тесную связь конфликта с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р. Дарендорфу,  - это результат патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с традиционными нормами и ценностями. По мнению Р.Дарендорфа, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.   
 Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Классификация конфликтов.

 
  Разные авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности (конфликты в трудовой, религиозной, политической, экономической сферах жизни), по группам участников, по степени их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д. 
 Рассмотрим некоторые из классификаций. 
 
 Например, классификацию конфликтов можно провести по двум параметрам: по типам субъектов (личностный, групповой, организационный, нация как специфическая макрогруппа, государство как специфический институт) и по протеканию конфликта внутри системы или вне системы. 

 

 
Внутри системы

 
Вне системы

 
Личностный

 
Внутриролевые

 
Межличностные

 
Групповой

 
Внутригрупповые

 
Межгрупповые

 
Организационный

 
Внутриорганизационные

 
Межорганизационные

 
Нация

 

 
Межэтнические

 
Государство

 
Внутригосударственные

 
Межгосударственные


 

По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов: 
 
 1). Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. 
 2). Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. 
 3). Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой. 
 4). Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между группами. Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами. 
 По формам конфликты можно разделить на: 
- полномасштабный - открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения. 
- неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, непринимающий формы массовой забастовки). 
 Конфликты по протеканию делятся на: 
-         кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений); 
-         продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер). 
 По природе возникновения выделяют конфликты: 
-         деловые - имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны. 
-         эмоциональные - имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости; 
 По направленности взаимодействия - вертикальные и  горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга. 
 Предметная сторона конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические – с властными отношениями, экологические - порождены глобальными проблемами современного поведения участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Структура и динамика конфликта.

 

  Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта. Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой. 

Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что  претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.).

В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости  от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства  людей).

В структуре конфликта  также выделяют внутреннюю и внешнюю  позицию участников. 
 
 
Рис.1. Структура конфликтной ситуации. 

Во внутренней позиции  участников можно выделить цели, интересы  и мотивы участников; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.

Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих в конфликте людей необходимо, чтобы увидеть за внешним и ситуативным – внутреннее и существенное.

Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая  всегда предшествует собственно конфликту  и может существовать задолго  до  его возникновения, никак не проявляясь.

Чтобы из конфликтной ситуации вырос конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При  этом люди могут начать инцидент, когда  реального противоречия нет (конфликт иллюзорен). Либо, напротив, конфликтная  ситуация  может существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).

Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем может происходить (преднамеренно  или стихийно) подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта надо учитывать.

Информация о работе Виды конфликтов и стили их разрешения