Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:19, реферат
Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей.
Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.
Введение.................................................................................................................. 3
1. Понятие конфликта...................................................................................... 4
2. Классификация конфликтов.......................................................................... 6
3. Структура и динамика конфликта.................................................................. 8
4. Функции конфликтов....................................................................................... 11
5. Стили поведения людей в конфликтных ситуациях..................................... 13
6. Заключение..................................................................................................... 16
7. Список литературы...................................................................................... 17
Динамика конфликта
Рис.2. Динамика конфликта.
· Первая стадия - накопление обострения противоречий
из-за резкого расхождения интересов,
ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность,
угрозы.
· Вторая стадия - острые разногласия, разрушение
прежней структуры, нормальных связей;
атака одной из сторон своего противника
через открытое противоборство.
· Третья стадия - тенденция к нормализации
конфликта и ликвидации его как такового.
Однако настроение участников некоторое
время еще подогревается воспоминаниями
о причиненных друг другу неприятностях.
Отсюда - необходимость профилактических
мер для снятия стресса.
На первой стадии нарастает напряженность между двумя участниками.
Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».
Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадия 3).
Конфликт считается
Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе одного из оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).
Большинство людей видят
в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия
рода человеческого. Но можно отнестись
к конфликтам по-другому - увидеть в них
потенциальный прогресс. То есть, конфликты
как неотъемлемый момент социального
бытия могут выполнять две функции: позитивную
(конструктивную) и негативную (деструктивную).
Поэтому, как считают многие исследователи,
задача состоит не в том, чтобы устранить
или предотвратить конфликт, а в том, чтобы
найти способ сделать его продуктивным.
В общем плане возможность
конфликта выполнять
Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.
В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.
Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.
Тем не менее, конфликт чаще
всего ассоциируется с
Конфликт часто настолько
меняет приоритеты, что ставит под
угрозу истинные интересы сторон, препятствует
осуществлению перемен и
Конфликт является деструктивным в том случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным.
5. Стили поведения людей в конфликтных ситуациях.
При создании конфликтной
ситуации или начале развертывания самого
конфликта его участникам необходимо
выбрать форму, стиль своего дальнейшего
поведения с тем, чтобы это в наименьшей
степени отразилось на их интересах.
К.Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
- приспособление, уступчивость;
- уклонение;
- противоборство;
- сотрудничество;
- компромисс.
Основу классификации составляют два независимых параметра:
1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей,
2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.
Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решение. Такое поведение нельзя назвать бесконфликтным, так как затягивание решения конфликта приводит к нарастанию напряженности в коллективе.
Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждением, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Такое поведение неконструктивно, так как партнер в лучшем случае пассивно подчиняется диктату при внутреннем несогласии.
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентами путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Нередко этот вариант используется для манипулирования партнером.
Существуют различные
причины возникновения
1) социологическом (анализ организации процесса взаимодействия людей как определенной системы общественных отношений);
2) социально-
3) индивидуально-
Личностные причины конфликтов
нередко коренятся в
Ситуативные предпосылки
– это такие психические
К характерологическим
В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.
Широко распространены житейские соображения, что конфликты – это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.
Нередко осуждение самого
факта существования конфликтов
и наивная вера в то, что можно
прожить жизнь, ни разу ни с кем
не конфликтуя, связаны с недостаточными
разграничениями между самим
конфликтом и способом его разрешения.
А ведь существуют эффективные способы
разрешения конфликтов, вызванных различиями
во взглядах, установках, несовпадениях
целей и поступков. Они укрепляют
взаимоотношения и тем
Список используемых источников
1. Андреев В.И. Конфликтология. М., 2005.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. / Уч. пособие. М., 1995.
4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.
5. Радугин А.А. Социология. М., 1995.