Виды конфликтов и стили их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:19, реферат

Описание работы

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей.
Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
1. Понятие конфликта...................................................................................... 4
2. Классификация конфликтов.......................................................................... 6
3. Структура и динамика конфликта.................................................................. 8
4. Функции конфликтов....................................................................................... 11
5. Стили поведения людей в конфликтных ситуациях..................................... 13
6. Заключение..................................................................................................... 16
7. Список литературы...................................................................................... 17

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 43.54 Кб (Скачать файл)

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: предконфликтную (нарастание), конфликтную (реализация) и послеконфликтную (затухание). 
 
 
 
Рис.2. Динамика конфликта. 
 
·        Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность, угрозы. 
 
·        Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство. 
 
·        Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда - необходимость профилактических мер для снятия стресса.

На  первой стадии нарастает напряженность между двумя участниками.

Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».

Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадия 3).

Конфликт считается завершенным, если устранена его причина –  конфликтная ситуация;  устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта.

Конфликт может закончиться  или субъективно (по инициативе одного из оппонентов), или объективно (в  результате изменения конфликтной  ситуации).

 

 

 

 

 

 

4.     Функции конфликтов.

 
      Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность  конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности  и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой  возникновения всякого конфликта  является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя  созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта  для отдельного человека могут также  состоять и в том, что посредством  него будет изжита внутренняя напряженность.

Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто  служат выражению неудовлетворенности  или протеста, информированию конфликтующих  сторон об их интересах и потребностях.

В определенных ситуациях, когда  негативные взаимоотношения между  людьми контролируемые, и, по крайней  мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение  принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами  коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя  предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К  негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения  между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление  о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны –  как об отрицательных.

Конфликт часто настолько  меняет приоритеты, что ставит под  угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению  нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической  напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как  результат, рост текучести кадров и  снижение производительности труда), меньшая  степень сотрудничества в будущем.

Конфликт является деструктивным  в том случае, если участники конфликта  не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если же участники  удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Стили поведения людей в конфликтных ситуациях.

 
 
       При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.

К.Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: 

 

-         приспособление, уступчивость;

-         уклонение;

-         противоборство;

-         сотрудничество;

-         компромисс.

Основу классификации  составляют два независимых параметра:

1)     степень реализации собственных интересов, достижения своих целей,

2)     уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Каждый человек может  в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

Рассмотрим подробнее  эти стили поведения.

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решение. Такое поведение нельзя назвать бесконфликтным, так как затягивание решения конфликта приводит к нарастанию напряженности в коллективе.

Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждением, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Такое поведение неконструктивно, так как партнер в лучшем случае пассивно подчиняется диктату при внутреннем несогласии.

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентами путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.

При компромиссе  действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Нередко этот вариант используется для манипулирования партнером.

Существуют различные  причины возникновения конфликтов: объективные особенности взаимодействия людей, социально-психологические, индивидуально-психологические, возрастные, половые особенности  индивидов, приводящие к обострению внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий. В зависимости от того, какие факторы и причины  вычленяются при рассмотрении данного  конфликта, он может анализироваться  на следующих трех уровнях:

1)     социологическом (анализ организации процесса взаимодействия людей как определенной системы общественных отношений);

2)     социально-психологическом (анализ социально-психологического строения и особенностей участвующих в конфликте групп людей);

3)     индивидуально-психологическом (анализ психологических особенностей индивидов – участников конфликта).

Личностные причины конфликтов нередко коренятся в предрасположенности  человека к конфликтам, которая имеет  либо ситуативные либо характерологические предпосылки.

Ситуативные предпосылки  – это такие психические состояния  человека, в которых он более склонен  к конфликтному реагированию. К ним  относятся такие состояния, как  неудовлетворенность актуальной потребности, повышенная возбудимость, недостаточная  или искаженная информированность, состояние внушаемости и т.д.

К характерологическим предпосылкам конфликта следует отнести те черты характера, которые предрасполагают  к столкновению с окружающими, вызывают отрицательное отношение к человеку, чувство антипатии, противодействие. Такими чертами являются: нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность к  агрессивному поведению, к подчинению других, невнимании к людям, корыстолюбие, эгоизм. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

        В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.

Широко распространены житейские  соображения, что конфликты –  это нечто неблагоприятное и  опасное, что следует любой ценой  их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В  результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть  конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.

Нередко осуждение самого факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно  прожить жизнь, ни разу ни с кем  не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим  конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы  разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках, несовпадениях  целей и поступков. Они укрепляют  взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей  больше, чем многие годы проведенные во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже устойчивые многолетние связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1.     Андреев В.И. Конфликтология. М., 2005.

2.     Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

3.     Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. / Уч. пособие. М., 1995.

4.     Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.

5.     Радугин А.А. Социология. М., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды конфликтов и стили их разрешения