Виртуальные организации как новая форма экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является обоснование методологии исследования виртуальных организаций, раскрытие принципов и условий их функционирования, а также обоснование методов управления виртуальными организациями.
Для реализации этой цели в диссертационной работе необходимо поставить и решить следующие задачи:
* Проанализировать современные подходы к сущности и факторы развития новой институциональной формы "виртуальной организации";
*Уточнить понятие виртуальной организации;
* Установить видовые отличия виртуальной организации как особой формы организации;
*Обосновать фундаментальные принципы построения, функционирования и развития, выделить подходы к формированию виртуальных предприятий;
* Проанализировать функциональное содержание процесса управления виртуальной организацией;
* Выявить особенности управления ресурсами в виртуальной бизнес-сети;
* Определить основные институции виртуальной организации.

Содержание работы

1. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
1.1. Историко-генетический и теоретико-методологический аспекты формирования и развития виртуальных организаций.
1.2. Определение специфических характеристик внутренней и внешней среды бизнеса виртуальных организаций.
1.3. Обоснование основных функций процесса управления виртуальной организацией.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПРИНЦИПАМИ УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ФОРМАМИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1. Обоснование принципов управления виртуальной организацией.
2.2. Определение основных форм управления виртуальной организацией.
2.3. Установление институций виртуальной организации как
способов взаимосвязи между принципами и формами управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 172
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ... 180

Файлы: 1 файл

вирт орг как нов форма эко сист.docx

— 30.37 Кб (Скачать файл)

6. Фундаментальные  принципы управления виртуальными  организациями соответствуют современному  подходу к их управлению и  в тоже время преемственны  по отношению к классическим  принципам общей теории управления. Для их обоснования необходимо  обобщение результатов анализа  функционального содержания, элементов  объектной структуры и способа  субъектной институционализации  виртуальной организации. Совокупность  фундаментальных принципов управления  виртуальной организации отражает  интеграционную природу данной  организационной формы, ее принадлежность  к инновационному типу воспроизводства.

7. Основные  институции виртуальной организации  представляют собой устойчивые  формы типизации функций, субъектов  данного комплекса, определяющие  их статусы и способы поведения  в реальной экономической жизни.  К числу основных институций  виртуальной организации относятся:  инновационное воспроизводство  в виртуальной организации достигается  путем объединения финансового,  человеческого, физического и  социального капиталов; комбинирование  ресурсов, ключевых компетенций  и технологий предприятий, входящих  в виртуальную организацию; согласование экономических интересов всех основных участников виртуальной организации (органа-координатора, предприятий-партнеров, заказчика-сопроизводителя) в режиме реального времени; взаимодействие предприятий-участников виртуальной организации в рамках контракта на основе свободного и осознанного выбора индивидов в заданных институциональных рамках; генерирование и распространение производственных институтов и соглашений, действующих в рамках виртуальной организации; формирование сетевой организационной культуры, позволяющей преодолевать барьеры непонимания и недоверия между участниками виртуальной организации; функционирование предприятий-партнеров на основе принципа доверия; участие заказчика во всех этапах производственного цикла приводит к соединению производителя и потребителя в едином информационном пространстве; главенство потоков работ; создание синергизма в области знаний между работниками; легализм работы виртуальной организации.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем обоснован. научный подход к исследованию виртуальных организаций, раскрыты принципы и факторы их функционирования, а также обоснованы методы управления ими. Конкретные элементы новизны представлены следующим образом: 

¦S Классифицированы различные подходы к понятию "организация" и "виртуальная организация", выявлены основные видовые отличия данной формы организации, состоящие в  наличии центра координации, который  помогает преодолевать региональную сегментацию  хозяйственного пространства и координировать действия различных элементов виртуальной  организации; возможности эффективного комбинирования ресурсных потенциалов  предприятий-участников виртуальной  организации, что приводит к синергическому эффекту и помогает удовлетворять потребности инновационного воспроизводства; комбинировании элементов различных хозяйственных укладов и форм собственности; наличие множества альтернативных способов реализации процесса создания конечного продукта с возможностью оперативного управления ресурсами всех агентов на базе современных ИТ;

S Уточнено  понятие виртуальной организации  как временного или постоянного  образования экономически независимых  и географически разрозненных  рыночных агентов, комбинирующих  человеческий, физический, финансовый, социальный капиталы и ключевые  компетенции, обладающих единой  сетевой организационной культурой,  действующих в рамках контракта и единого информационного пространства и производящих на их основе конечный продукт или услугу. При этом конечный продукт или услуга могут быть как виртуальными, так и традиционными.; 

S Обоснованы  функции институционального центра, разрабатывающего и внедряющего правила поведения хозяйствующих субъектов, входящих в виртуальную организацию: разработка институций для виртуальной организации; поиск клиентов и анализ их запросов; синтез товарно-производственных решений, отвечающих требованиям запросов; регламентацию и корректировку деятельности предприятий, входящих в виртуальную организацию; управление ресурсами данных предприятий.;

•S Определено функциональное содержание системы  управления виртуальной организацией. Основные функции управления классифицированы по признакам способа субъектно-объектного взаимодействия, вида элементов внутренней структуры самого процесса управления и его целевой ориентации, что  дает возможность сформировать разветвленную  систему управления виртуальной  организацией;

¦S Обоснованы на принципах общей теории менеджмента  фундаментальные положения концепции  управления виртуальной организацией: многосторонняя взаимозависимость  участников сети, открытость и прозрачность действий всех участников виртуальной  организации, согласование экономических  интересов в режиме реального  времени, главенство потоков работ, принцип примата органа-координатора, И принцип единого информационного пространства, индивидуализация деятельности и продукта.

•S Определены основные институции виртуальной организации, представляющие собой устойчивые формы  типизации функций субъектов  виртуальной организации, определения  их статусов, ролей и способов экономического поведения, что позволяет определить возможности и ограничения функционального  взаимодействия указанных субъектов  в условиях создания новой интеграционной организационной формы;

S Разработана  организационная структура виртуального  предприятия с учетом особой  роли заказчика, который выступает  в качестве сопроизводителя продукции.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные соискателем положения, выводы и предложения развивают  и дополняют ряд существенных аспектов теории управления организациями. 

Теоретическая значимость исследования заключается  в обосновании комплексного подхода  к исследованию виртуальных организаций, выявлении специфических функций, принципов менеджмента и институций для данного вида организаций, обосновании  специфического подхода к управлению ими.

Практическая  значимость исследования состоит в  возможности использования предложенной автором концепции при выработке  комплекса стратегического управления виртуальными предприятиями.

Выводы  и предложения, сформулированные в  работе, могут быть положены в основу дальнейших исследований по вопросам функционирования виртуальных организаций, а также в ходе преподавания дисциплин  «Общий менеджмент», «Стратегический  менеджмент», «Теория организаций», «Организационное проектирование»  в высших учебных заведениях.

Реализация  и апробация исследования. Основные положения и рекомендации диссертации используются в учебном процессе Южного

института менеджмента в ходе преподавания учебных курсов «Общий менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Теория  организаций», «Организационное проектирование».

Теоретические и методические результаты исследования апробированы в деятельности ряда предприятий  Краснодарского края, а также на российских научно-практических конференциях, в публикациях научных работ, в семинарах и совещаниях.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 12 статьях, авторский  объем которых — 3,7 п.л. 
 
 

1. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО  СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССА  УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМИ  ОРГАНИЗАЦИЯМИ 

1.1. Историко-генетический  и теоретико-методологический аспекты  формирования и развития виртуальных  организаций 

Термин "организация" происходит от латинского organizo - "сообщаю стройный вид", "устраиваю". Многообразие трактовок организации соответствует сложности и многомерности данного понятия. 

Одни  авторы считают, что организации  представляют собой "совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической  структуры" \ Из этого определения  следует,: что "костяком" организации  являются люди - персонал, который формирует "под себя" все базовые составляющие, необходимые для работы организации, разрабатывает какой-то общей вектор дальнейшего развития, создает определенные формальные и неформальные отношения, которые определяются в зависимости от мотивов поведения и отношения его субъектов как носителей функций. 

Другие  авторы полагают, что "организация ... сознательно координируемое социальное образование с определенными  границами, которое функционирует  на относительно постоянной основе для  достижения общей цели или целей"2. 

Третьи  под организацией понимают активный относительно независимый элемент  общественной системы, через который  преломляются интересы индивида и общества. Организация создается как инструмент решения общественных задач, складывающихся как человеческая общность.3 

1 Советский  энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Просвещение, 1990. - с. 126. Мейтус В. Виртуализация производства // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 1. - с. 92. 3 Коренченко Р.А. Общая теория организации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - с. 280.

Существуют  также другие определения организации  как социальной системы: "система  сознательной координации двух или  более людей, выполняющих разнородную  деятельность, для достижения единой цели" (Ч. Бернард); "система принятия и реализации управленческих решений, где люди — механизм принятия решений " (Г. Саймон); "система скооперированной и скоординированной деятельности с целью получения максимальной выгоды от взаимодействия с внешней средой" или "посредник во взаимодействии индивида со средой" (П. Лоуренс, Дж. Лорш). ' 

Выведем на основе обобщения приведенных  определений общие признаки организации:

D Система  определенных элементов, созданная  для достижения какой-либо

цели  или целей;

? Использование  всех видов ресурсов для достижения  целей организации; D Совокупность  взаимоотношений, видов деятельности, прав, ролей,

формирующихся в процессе совместного труда; D Постоянное взаимодействие с внешней средой; D Получение прибавочного продукта в разных формах; D Преобразование ресурсов в ходе деятельности;

D Социальная  общность, совокупность индивидов,  отличающаяся относительной целостностью, имеющая определенные границы  и выступающая самостоятельным  субъектом социального поведения.  Соискатель согласен с предложенными  Т.А. Акимовой общими свойствами  организаций как сложных систем2:

- структурированность  организации;

- необходимое  разнообразие;

- свойство  эмергентности как степень несводимости свойств целого к сумме свойств отдельных частей, из которых состоит организация;

- свойство  открытости организаций как социальных  систем;

- свойство  динамичности социальных систем;

1 Щербина  В.В. Социальные теории организации:  Словарь.- М.: ИНФРА-М, 2000. - с. 132.

2 Акимова  Т.А. Теория организации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - с. 164-166.

- способность  к самосохранению;

- адаптивность  системы;

- эволюция  системы;

- неравномерность,  отсутствие монотонности как  общее системное свойство организаций;

- управление  и самоорганизация;

- моделирование  организаций.

Заметим, что каждая организация состоит  из определенного смоделированного набора элементов (подразделения, связи, процессы), причем все эти составляющие упорядочены таким образом, который  позволяет данной организации эволюционировать и динамично развиваться, адаптироваться к изменениям, происходящим на макроуровне. Организация выступает в качестве открытой системы, что объясняет отсутствие в ней монотонности, способности к самосохранению, а управление и самоорганизация обеспечивают многообразие форм организаций.

Информация о работе Виртуальные организации как новая форма экономических систем