Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:17, реферат
Понятие власти в организации неразрывно связано с влиянием поведения одного индивидуума на поведение другого. В общем случае власть определяет потенциальную способность индивида влиять на поведение других людей. Применительно к управлению организацией властные полномочия определяют официальное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых результатов деятельности организации. При этом власть необходима в управлении в дополнение к формальным полномочиям руководителя.
Власть в менеджменте отражает реальную возможность влиять па поведение других (подчиненных) людей и распоряжаться ограниченными ресурсами организации для достижения ее целей. В целом власть характеризует способность руководителя оказывать влияние на конкретные рабочие действия и принимаемые решения, направленные на достижение желаемого результата деятельности организации.
Власть: понятие, содержание. Отношения
и формы власти
Понятие власти имеет широкое применение.
В рамках организации управления и рассматриваемой
темы применение понятия «власть» ограничено
двумя уровнями:
уровнем национальной политической и социально-экономической системы (государственная власть)
уровнем юридического лица (власть в организации)
Государственная власть
регламентирована Конституцией Республики
Беларусь, законодательством и законодательными
актами Республики Беларусь, другими нормативными
документами, определяющими виды, формы
органов и содержание государственной
власти применительно к конкретным органам
государственного управления. Использование
понятия государственной власти связано
с рассмотрением деятельности конкретных
органов государственного управления
применительно к их влиянию на процессы
реализации менеджмента в организации
(предприятии, корпорации). Конкретные
виды и формы власти государственных органов
управления (республиканских и административно-
Власть в организации. Понятие власти в организации неразрывно связано с влиянием поведения одного индивидуума на поведение другого. В общем случае власть определяет потенциальную способность индивида влиять на поведение других людей. Применительно к управлению организацией властные полномочия определяют официальное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых результатов деятельности организации. При этом власть необходима в управлении в дополнение к формальным полномочиям руководителя.
Власть в менеджменте отражает реальную возможность влиять па поведение других (подчиненных) людей и распоряжаться ограниченными ресурсами организации для достижения ее целей. В целом власть характеризует способность руководителя оказывать влияние на конкретные рабочие действия и принимаемые решения, направленные на достижение желаемого результата деятельности организации.
Необходимость власти в управлении определяется зависимостью руководителя от людей как внутри организации, так и вне неё. Руководители различного уровня зависят от вышестоящего руководителя, своих подчиненных и коллег при принятии управленческих решений в процессе выполнения конкретных функций, определяемых должностными обязанностями.
Кроме того, различные руководители могут испытывать влияние людей, находящихся за пределами организации. Влияние могут оказывать заказчики, поставщики, конкуренты, координирующие и регулирующие деятельность организации ведомства, профсоюзы и др. Зависимость менеджеров от людей и факторов, которыми нельзя управлять непосредственно, определяет главную причину трудностей взаимодействия с ними при реализации менеджмента в организации. Власть и влияние руководителя при организации этого взаимодействии служат необходимыми условиями и практически единственными средствами, которые он может использовать для разрешения возникающих проблем в деятельности предприятия. Важным условием достижения успеха организации является баланс применения конкретных форм власти в управлении, учет влияния их применения в конкретной ситуации к конкретным лицам и способность руководителя оказывать требуемое влияние на всех участников процесса достижения желаемого (ожидаемого) результата деятельности организации.
Формы власти в организации определяются источниками власти. Можно выделить следующие типы или формы власти руководителя:
законная власть и полномочия, которыми обладает руководитель в соответствии с занимаемой им должностью в организации
власть, основанная на принуждении и вознаграждении
власть, в основе которой лежат опыт и личный пример
Власть руководителя может проявляться через его влияние на подчиненных путем привития им разумной веры в конкретные идеи, вовлечения их в процесс принятия решений и убеждения в правоте и необходимости своих решений.
Все руководители пользуются законной властью в силу того, что им делегированы полномочия по управлению другими людьми. Такую власть часто называют традиционной. Конкретные должностные полномочия дают руководителю власть в организации (подразделении), основанную на вознаграждении и на приношении в силу прав, которыми он обладает по должности. Власть, основанная на принуждении, предусматривает применение наказания (увольнение или понижение работника в должности, критика его действий или наложение взыскания). Власть, основная на вознаграждении, позволяет руководителю влиять на починенных через возможности официально их поощрять (повышение зарплаты, выдвижение на повышение в должности, похвала, благодарность, проявление внимания, признание). Эффективные руководители используют для оказания влияния на конкретных сотрудников, группы и персонал в целом, как правило, различные формы власти. Важным элементом выбора (определения) конфетных форм власти в конкретных ситуациях является учет и использование власти подчиненных для достижения целей предприятия.
Власть подчиненных
проявляется в зависимости
Роль менеджмента в реализации властных отношений. Менеджмент является динамической системой, поддерживающей жизнеспособность и устойчивое функционирование предприятия. Без эффективного управления производственные ресурсы остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством, приносящим выгоду собственнику. В условиях конкуренции обеспечение устойчивого функционирования любого предприятия и достижение его успеха в значительной степени определяются опытом и эффективностью менеджмента. Опыт и умение менеджмента правильно действовать (принимать необходимые решения и добиваться их реализации) в реальной ситуации являются главными преимуществами предприятия в рыночной экономике. В основе механизма эффективного управления предприятием (корпорацией) лежит совокупность властных отношений собственника, предпринимателя и менеджмента.
Властные отношения собственника направлены на использование права собственности на имущественный комплекс предприятия или его части (принадлежащей собственнику доли) для влияния на менеджмент с целью получения максимальной выгоды использования своего капитала в обороте при формировании национального валового продукта и участия в международном обмене. Как отмечалось выше, важным элементом реализации этого права является установление собственником прав, обязанностей и ответственности органов управления юридического лица (предприятия), создаваемого для реализации предпринимательской деятельности. Властные отношения собственника проявляется также через утверждение основных направлений и целей развития конкретного бизнеса (в рамках предпринимательской деятельности предприятия) и контроль эффективности менеджмента в реализации этих целей (в том числе рост капитала собственника). Определение и развитие конкретного бизнеса, а также оценка и достижение ожидаемой выгоды при его реализации обеспечиваются эффективным управлением. Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности, в свою очередь, опирается на использование власти менеджмента и влияние руководителя в организации.
Менеджмент, его
компетенция и эффективность
на предприятии при осуществлении конкретного
бизнеса, реализуемые через властные отношения
менеджмента и влияние руководителя на
персонал предприятия, имеют решающее
значение в достижении предпринимательских
целей и реализации властных отношений
собственника.
Властные отношения и отношения собственности.
Главное внимание менеджмент всегда должен
уделять обеспечению экономической эффективности
деятельности предприятия, созданного
собственником (собственниками) для осуществления
предпринимательской деятельности с целью
получения выгоды. Иными словами, само
существование менеджмента и власть, которая
ему предоставлена, могут быть оправданы
лишь в случае, когда управление деятельностью
предприятия обеспечивает экономические
результаты, требуемые собственником.
В этом проявляется диалектика взаимосвязи
собственности, власти и менеджмента.
В силу этого менеджмент является экономическим
органом предприятия и общества. При таком
подходе к менеджменту потребность в профессиональных
руководителях будет постоянно возрастать.
В то же время необходимо учитывать, что менеджмент имеет социальную составляющую его эффективности и властных отношений в организации. Она (социальная составляющая) проявляется через социальную ответственность менеджмента и через учет власти покупателя и подчиненных. Диалектическая взаимосвязь собственности, власти и менеджмента определяет экономическую сущность менеджмента и выдвигает требование экономического измерения результатов эффективного управления организацией как главного фактора развития менеджмента. Социальная составляющая отражает социальную ответственность и социальное измерение эффективности менеджмента, а также его развитие в контексте постиндустриального развития мирового сообщества.
Авторитет и его виды
Власть руководителя
прямо связана с его авторитето
Применительно к деловым организациям авторитет подразделяется на:
должностной или формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям и должностям, признании права их представителей командовать, убежденности в необходимости поддерживать порядок и подчиняться руководству;
деловой, предполагающий высокую профессиональную компетентность руководителя (или любого другого сотрудника), его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха;
личный (персональный), формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных непосредственно с должностными обязанностями. Это, например, такие качества, как порядочность, ум, коммуникабельность и приятность в общении, забота о людях, обширность познаний, скромность образа жизни, музыкальные и иные способности и т.п.
Ведущее место
среди указанных видов
Иногда авторитет
и власть трактуют как противоположные
понятия, поскольку в случае авторитета
подчинение полностью зависит не
от возможностей принуждения, а от согласия
сотрудников [74]. Однако противопоставление
власти и авторитета едва ли правомерно,
так как согласие подчиняться
присуще и большинству других
проявлений власти, например, в случае
повиновения в силу общности интересов
или при убежденности сотрудников
в необходимости выполнять
Исходя из этого, авторитет целесообразнее трактовать как разновидность (а, точнее, основание) власти, главная особенность которой состоит в том, что мотивация подчинения основывается не столько на вере в обладание руководителем значимыми для подчиненных внешними ресурсами или средствами и в его способность применить их, сколько на вере в самого руководителя и его личностную значимость для подчиненных. При этом обладание руководителем ресурсами, ценными для подчиненных, подразумевается само собой (крайний случай таких ресурсов — высокая ценность нравственных качеств руководителя и удовлетворение потребности исполнителей в самоуважении в ситуации «альтруистического» подчинения). Однако авторитет, как и власть (кроме ее видов, связанных с наказанием), сориентирован на ожидание от руководителя, при условии подчинения, каких-либо благ (в крайнем, предельном варианте — психологического комфорта).
Отличие авторитета от других оснований власти состоит, так сказать, в количестве доверия к руководителю и переносе акцентов с ожидания непосредственного внешнего вознаграждения по принципу «стимул — реакция» (в этом случае можно говорить об инструментальности подчинения) на косвенное, личностно опосредованное, растянутое по времени и детально не дифференцированное вознаграждение (например, оправдание подчинения по принципу «с таким человеком не пропадешь, рано или поздно добьешься успеха»). В случае авторитета имеет место опосредование ожидаемого вознаграждения личностью руководителя. Принципиальных же различий между авторитетом и другими разновидностями позитивной, основанной на вознаграждении власти нет, а есть лишь различия в степени доверия к руководителю и акцентах в восприятии вознаграждения.
Ресурсы власти
Как уже указывалось, вторая сторона взаимоотношения субъекта и объекта власти – это осуществление субъектом своей властной воли в отношении объекта. Посредством чего достигается осуществление властной воли? Посредством использования ее субъектом особых средств. В западной политологии они получили название ресурсов власти.
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:
— утилитарные;
— принудительные;
— нормативные.
Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.
Информация о работе Власть: понятие, содержание. Отношения и формы власти