Власть: понятие, содержание. Отношения и формы власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Понятие власти в организации неразрывно связано с влиянием поведения одного индивидуума на поведение другого. В общем случае власть определяет потенциальную способность индивида влиять на поведение других людей. Применительно к управлению организацией властные полномочия определяют официальное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых результатов деятельности организации. При этом власть необходима в управлении в дополнение к формальным полномочиям руководителя.
Власть в менеджменте отражает реальную возможность влиять па поведение других (подчиненных) людей и распоряжаться ограниченными ресурсами организации для достижения ее целей. В целом власть характеризует способность руководителя оказывать влияние на конкретные рабочие действия и принимаемые решения, направленные на достижение желаемого результата деятельности организации.

Файлы: 1 файл

менежмент власть лидерство.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения  и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.

Лидерство в организации

Динамические процессы группы формируют феномен лидерства, обеспечивающий гармонизацию групповых отношений. Существует множество определений  лидерства. Наиболее часто встречающиеся  приведены в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Определения лидерства

Авторы

Лидерство

М. Мескон, М. Альберт Ф. Хедоури

Г. Вайрих, Г. Контц, Дж. Терри, Р. Стогдилл, Н.И. Ильин, И. Г. Лукманова, А.Н. Немчин

Это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы  побудить их работать для достижения целей

М. Ричарде, П. Гринлоу, О.С. Виханский

Это тип управленческого  взаимодействия (в данном случае между  лидером и последователями), основанный на более

эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей, т.е. лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных

Г. Трумэн

Это способность человека заставлять других делать нежелательную  для них работу и умение добиваться того, чтобы они эту работу полюбили

Р. Таннебаум, И. Вэшлер, Ф. Массарик

Это межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направленное на достижение специфической  цели

П. Друкер

Это способность поднять  человеческое видение на уровень  более широкого кругозора, на уровень  более высоких стандартов, а также  способность формировать личность

Дж. Хэмпил

Это последовательность действий, которая обеспечивает систему внутригруппового взаимодействия, направленную на решение  общих проблем


 

Эти определения имеют  три общих компонента:

1) каждое из них указывает  на то, что лидер должен иметь  последователей. Никто не может  быть лидером без людей, которых  необходимо вести за собой;

2) определения предполагают, что лидер имеет большее влияние  на подчиненных, чем они на  него;

3) лидерство предполагает  воздействие на последователей  для достижения ими общих групповых  целей.

Можно определить организационное лидерство как деятельность, которая состоит в том, чтобы влиять на индивидуальное или групповое поведение других людей для достижения желаемых целей.

Существуют различия понятий  «лидер» и «руководитель»:

· понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», т.е. с точки зрения доминирования и подчинения,

· понятие руководства относится к организации всей деятельности группы, к процессу управления ею.

Эффективные лидеры не всегда являются эффективными руководителями, например, в случае, когда лидер  воодушевляет, мотивирует подчиненных  на достижение неверно выбранной  им цели. В этом случае эффективное  лидерство будет сочетаться с  неэффективным руководством.

Возможны и другие сочетания. Человек может быть слабым лидером, но эффективным руководителем, особенно если он управляет работниками, четко  осознавшими свои задачи и мотивированными  к труду.

Можно выделить следующие  различия лидера и руководителя:

· лидер в основном регулирует межличностные отношения в группе, в то время как руководитель — официальные отношения группы как некоторой социальной организации;

· лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е.оно связано со всей системой общественных отношений;

· лидерство возникает стихийно; руководитель реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем элементов социальной структуры;

· явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;

· руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой санкций, которых в руках лидера нет;

· процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) более сложен и опосредован множеством обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с интересами данной группы, в то время как лидер принимает решения, касающиеся групповой деятельности;

· сфера деятельности лидера— в основном малая группа, где он является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он «представляет» малую группу в более широкой социальной системе.

В нормально функционирующих  организациях должны быть созданы условия  для формирования как лидеров, так и руководителей.

Дж. Блэйк и П. Лоуренс утверждают, что разные виды деятельности требуют усиления либо лидерских (кризис, стратегические изменения), либо управленческих (текущая работа профильных управленцев) навыков.

О.С. Виханский считает, что лидерство и руководство являются ролями эффективного менеджера. Роли менеджера представлены в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Роли менеджера

Роли эффективного менеджера

Описание

Характер деятельности

Межличностные роли

Руководитель

Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера

Церемониалы, действия, обязываемые  положением, ходатайства

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности

Все управленческие действия с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют  информацию и оказывают услуги

Переписка, участие в совещаниях вне организации, другая работа с  внешними организациями и лицами

Информационные  роли

Приемник информации

Разыскивает и получает разнообразную  информацию (в основном текущую) специализированного  характера, которую, понимая организацию  и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает  как нервный центр внешней  и внутренней информации, поступающей  в организацию

Обработка всей почты, осуществление  контактов, связанных преимущественно  с получением информации (периодические  издания и т.п.)

Распространитель информации

Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть  этой информации носит чисто фактический  характер, другая требует интерпретации  отдельных фактов для формирования взглядов организации

Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным

Представитель

Передает информацию для  внешних контактов организации  относительно планов, политики, действий, результатов работы организации

Участие в заседаниях, обращение  через почту, устные выступления

Роли, связанные  с принятием решений

Предприниматель

Изыскивает возможности  внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает  «проекты по совершенствованию», приводящие к изменениям, контролирует разработку определенных проектов

Участие в заседаниях с  обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности

Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с серьезными сбоями в работе или  кризисом

Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая рроблемы и кризисы

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Составление графиков, запросы  полномочий, действия, связанные с  составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах

Ведение переговоров


 

 

К настоящему времени проведено  более 10 тыс. исследований лидерства. Можно  выделить два измерения, относительно которых группируются предложенные модели лидерства:

· особенности человека;

· характер ситуации.

Особенности человека можно  рассматривать исходя из двух подходов:

1) описания личностных  черт лидера;

2) характеристик его поведения.

Характер ситуации можно  рассматривать с точки зрения ее универсальности или изменчивости.

Комбинация двух измерений  дает четыре качественно различных  варианта моделей, представленных в  табл. 3.7.

Таблица 3.7

Классификация моделей лидерства

Классификация моделей лидерства

Особенности человека

Характер ситуаций

универсальность ситуации

изменчивость  ситуации

Личностные черты

Теория лидерских качеств (структурные теории) (Р. Стогдилл, У. Беннис и др.)

Атрибутивное лидерство, преобразующее лидерство, харизматическое  лидерство (М. Гантер, Дж. Коттер)

Характеристики поведения

Поведенческое лидерство (К. Левин, Ф. Лайкерт, Р. Блейк, Дж. Моутон)

Ситуационное лидерство (Д. Мисуми, Ф. Фидлер, П. Херси, К. Бланшар)




Информация о работе Власть: понятие, содержание. Отношения и формы власти