Влияние информационных технологий на развитие предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить концептуальные основы использования информационных технологий в экономике предприятия как фактора повышения эффективности его деятельности в современных условиях.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены и последовательно решаются следующие задачи:
- выявить особенности использования информационных технологий;
- исследовать концепцию управления предприятием с использованием ИТ;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....................3
1. Информационные Технологии……………………. 5
1.1 История внедрения ИТ на предприятии………………………..5
1.2 Внедрение информационных технологий в деятельность предприятия………………..6
1.3 Рынок ИТ в России ……...8
2. Повышение конкурентоспособности компании на основе эффективного использования ИТ ……………………………………………….13
2.1. Экономическая эффективность ИТ и инвестирования в них ………….13
2.2. Опыт внедрения ИТ, на примере ОАО «Майкопский редукторный завод (ЗАРЕМ)…..16
2.3. Степень влияния сети Интернет на деятельность организаций ………18
3. Информационные системы на предприятиях………………19
3.1. Методы внедрения системы………….27
3.2. Менеджер в информационных системах управления…………..29
Заключение……………………………………………………………… 31
Список использованной литературы…………………………………… 33

Файлы: 1 файл

курс раб менеджмент.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, если рассмотреть инвестиционную эффективность проектов внедрения ERP–систем, то становится не совсем понятно, чем можно объяснить объем рынка этих систем. По-видимому, основной эффект этих систем заключается в том, что они значительно влияют на конкурентоспособность компаний. Иными словами, без них компания просто не в состоянии вести свой бизнес. В значительной степени это можно объяснить тем, что системы класса ERP позволяют быстро и с высокой точностью консолидировать информацию для принятия решений высшим управленческим персоналом. При этом последний при принятии решений получает возможность оперировать не приближенными оценками, а точными значениями, либо устанавливать с высокой достоверностью доверительные интервалы оцениваемых параметров. Подводя итог сказанному выше, можно предположить, что ERP-системы для западных компаний в стратегическом плане являются критическими бизнес–приложениями. Отсутствие в компании подобной системы со временем приводит к утере конкурентоспособности или управляемости, причем, чем больше размер компании, тем быстрее это происходит.

Но являются ли ERP-системы  таким же необходимым условием выживаемости и российских предприятий? Для ответа на этот вопрос попробуем рассмотреть  влияние на развитие политики в области  информационных технологий отечественных предприятий тех же, что и для Запада, факторов:

   * состояние экономики

   * состояние предприятий

   * состояние рынка  ИТ.

При этом из дальнейшего  рассмотрения исключаются предприятия, которые, будучи резидентами в России, по существу являются дочерними предприятиями транснациональных корпораций. Для таких компаний внедрение ERP-систем диктуется корпоративными стандартами, а также потребностями управления большим транснациональным бизнесом. Причем тип системы, ее функциональный состав и количество рабочих мест как правило определяются теми же корпоративными стандартами.

Итак, состояние экономики  в России характеризуется явной  нестабильностью и, несмотря ни на что, высокими инфляционными ожиданиями. Причем процентные ставки банковских долгосрочных кредитов практически постоянно превышают реально возможную рентабельность предприятий. В таких условиях выполнение инвестиционных проектов сопряжено с большим риском.

Состояние отечественных  предприятий в большинстве случаев  характеризуется наличием устаревших технологий основного производства и высокой степенью износа основных фондов. Крайне низка и выработка на одного сотрудника. Большинство управленцев слабо знакомо с современными методами управления, т.е. не являются, как это принято говорить, менеджерами в полном смысле этого слова, т.к. имеют техническое, в ряде случаев еще и не профильное, базовое образование, а программа переобучения управленческих кадров на российских предприятиях - большая редкость. Кроме того, предприятия в большинстве случаев не обладают развитой телекоммуникационной инфраструктурой, поэтому внедрение автоматизированной системы управления начинается с инвестиций в телекоммуникации, что приводит к существенному увеличению стоимости проектов. Общий уровень компьютерной грамотности российских управленцев недостаточно высок, что, в свою очередь, приводит к увеличению затрат на обучение. Нередки случаи, когда обучение управляющих начинается с обучения их базовым понятиям информационных технологий, затем офисным приложениям, и только потом появляется возможность перейти к обучению их собственно как пользователей автоматизированной системы управления предприятием.

Так же ERP системы внедряются и  на российских предприятиях. Как  уже отмечалось, ERP-системы ориентированы на обслуживание бизнеса. Многие ли предприятия имеют сформулированные стратегии развития бизнеса, корпоративные стандарты в области информационных технологий и стратегию развития ИТ.? Ответ прост. Выбор и внедрение системы в этих условиях становится зачастую просто бессмысленным, а инвестиции в ИТ. - омертвленным капиталом.

Другим существенным препятствием при внедрении ERP-систем становится уровень организации  управления. На российских предприятиях в основной массе отсутствует  традиция детально документировать управленческие решения. Необходимо понимать, что одним из основных конкурентных преимуществ, которое дает ERP-система, является возможность представления консолидированной информации высшему управленческому персоналу. А это требует ввода информации в систему, причем регулярно и на всех уровнях управления. Т.е. менеджер любого уровня должен документировать свои действия. Естественно, что это повышает загрузку низшего и среднего звена управленцев, которое просто не привыкло работать подобным образом и зачастую может оказывать существенное сопротивление процессу внедрения системы. И, наконец, в условиях слабой конкуренции оперативное представление консолидированной информации высшему управленческому персоналу может просто не понадобиться.

Кроме того, существенно затрудняет процесс внедрения таких систем и отсутствие у нас школы управления (базовое образование и навыки), основанной на западных подходах, в первую очередь на стандартах управления производством и запасами. Примером может служить стандарт MRPII - планирования производственных ресурсов. Следует отметить и такой факт, что общественная организация APICS (American Production and Inventory Control Society, - Американское общество управления производством и запасами), поддерживающая данный стандарт, насчитывает в своем составе более 70 тысяч членов из более чем 20 тысяч компаний всего мира.

Итак, какие же рекомендации по формированию стратегии внедрения  ИТ. на российских предприятиях можно  дать в сложившейся ситуации? Прежде всего - это решение только тех проблем, которые необходимо решить. Т.е. необходимо правильно идентифицировать проблемы, стоящие перед предприятием, и существующие возможности для их решения. Например, если годовой оборот предприятия составляет 50 млн. долларов США, то оно вряд ли нуждается в системе с годовой стоимостью владения более миллиона долларов. Кроме того, если предприятие действует в слабо конкурентной среде, ему также не требуется и возможность быстрого принятия решений в области смены линии выпускаемых продуктов или системы продаж.

Однако если все-таки принято решение о создании или  внедрении автоматизированной системы  управления предприятием, то, так же как и на Западе, начинать внедрение  таких систем следует с автоматизации  критичных бизнес – функций. К  таким функциям в России, как правило, следует отнести подготовку внешней отчетности и оптимизацию налогообложения, что требует внедрения регулярных процедур учета с последующей их автоматизацией.

Второй задачей, которую  необходимо решать, является задача подготовки управленческих кадров, способных не только воспринимать подходы к управлению, реализованные в ERP–системах, но и готовых внедрять их на практике. Как известно, менеджеры не появляются мгновенно. Таким образом, нам требуется повторить путь, который прошли западные корпорации, только намного быстрее. 

Так же хотелось бы поговорить о  системах MES и их месте в общей  модели современного производственного  предприятия.

Один из лидеров промышленной автоматизации в России компания «РТСофт» дает достаточно полное и  яркое определение MES – это система управления производством,  которая связывает воедино все бизнес-процессы предприятия с производственными процессами, оперативно поставляет объективную и подробную информацию руководству. Кроме того, она проводит анализ и определяет наиболее эффективное решение проблемы. Например, для конкретного руководителя таким решением может быть переход на другие источники сырья, внедрение систем автоматизации в определенные точки технологического процесса, изменение графика поставок или сокращение ручного труда.

По определению APICS (American Production and Inventory Control Society), система MES –  это информационная и коммуникационная система производственной среды  предприятия. Более развернутым  является определение, принятое в некоммерческой ассоциации MESA (Manufacturing Enterprise Solutions Association), объединяющей производителей и консультантов-внедренцев MES-систем: MES – это автоматизированная система управления производственной деятельностью предприятия, которая в режиме реального времени документирует производственные процессы от начала формирования заказа до выпуска готовой продукции. [3, 65-68]

Основные функции MES

Системы MES определяются как совокупность программных функций, отличающихся от функций систем планирования ресурсов предприятия (ERP), автоматизированного проектирования и программирования (CAD/CAM) и автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУТП).

1. Контроль состояния  и распределение ресурсов (RAS) –  управление ресурсами производства (машинами, инструментальными средствами, методиками работ, материалами, оборудованием) и другими объектами (например, документами о порядке выполнения каждой производственной операции). В рамках этой функции описывается детальная история ресурсов и гарантируется правильность настройки оборудования в производственном процессе, отслеживается состояние оборудования в режиме реального времени.

2. Оперативное детальное  планирование (ODS) – оперативное  и детальное планирование работы, основанное на приоритетах, атрибутах, характеристиках и свойствах конкретного вида продукции, детальный и оптимальный расчет загрузки оборудования при работе конкретной смены.

3. Диспетчеризация производства (DPU) – текущий мониторинг и  диспетчеризация процесса производства, отслеживание выполнения операций, занятости оборудования и людей, выполнения заказов, объемов, партий, контроль в реальном времени выполнения работ в соответствии с планом. В режиме реального времени отслеживаются все происходящие изменения и вносятся корректировки в план цеха.

4. Управление документами  (DOC) – контроль содержания и  прохождения документов, которые  должны сопровождать выпускаемое  изделие, включая инструкции и  нормативы работ, способы выполнения, чертежи, процедуры стандартных  операций, программы обработки деталей, записи партий продукции, сообщения о технических изменениях, передачу информации от смены к смене, а также обеспечение возможности вести плановую и отчетную цеховую документацию. Предусматривается архивирование информации.

5. Сбор и хранение  данных (DCA) – информационное взаимодействие различных производственных подсистем для получения, накопления и передачи технологических и управляющих данных, циркулирующих в производственной среде предприятия. Данные о ходе производства могут вводиться как вручную персоналом, так и автоматически с заданной периодичностью из АСУТП или непосредственно с производственных линий.

6. Управление персоналом (LM) – предоставление информации  о персонале с заданной периодичностью, включая отчеты о времени и  присутствии на рабочем месте, слежение за соответствием сертификации, а также возможность учитывать и контролировать основные, дополнительные и совмещаемые обязанности персонала, такие как выполнение подготовительных операций, расширение зоны работы.

7. Управление качеством продукции (QM) – предоставление данных измерений о качестве продукции, в том числе и производственного уровня, обеспечение должного контроля качества и особый контроль «критических точек». Может предложить действия по исправлению ситуации в данной точке на основе анализа корреляционных зависимостей и статистических данных причинно-следственных связей контролируемых событий.

8. Управление производственными  процессами (PM) – отслеживание 

заданного производственного  процесса, автоматическое внесение корректив или предложение соответствующего решения оператору для исправления или повышения качества текущих работ.

9. Управление производственными  фондами (техобслуживание) (MM) – поддержка  процесса технического обслуживания, планового и оперативного ремонта производственного и технологического оборудования и инструментов в течение всего производственного процесса.

10. Отслеживание истории  продукта (PTG) – предоставление информации  о том, где и в каком порядке  велась работа с данной продукцией. Информация о состоянии может включать отчет о персонале, работающем с этим видом продукции, компоненты продукции, материалы от поставщика, партию, серийный номер, текущие условия производства, несоответствие установленным нормам, индивидуальный технологический паспорт изделия.

11. Анализ производительности (PA) – отчеты о реальных результатах  производственных операций, сравнение  их с предыдущими и ожидаемыми  результатами. Представленные отчеты  могут включать такие измерения,  как использование ресурсов, наличие  ресурсов, время цикла производственного ресурса, соответствие плану, стандартам и др.

Система управления производством  – это связующее звено между  ориентированными на хозяйственные  операции ERP-системами, системами планирования цепочки поставок и деятельностью в реальном масштабе времени на уровне производства. Некоторые функции MES связаны и зачастую перекликаются с функциями других систем на предприятии:

• система управления сбытом и обслуживанием (SSM);

• система управления цепочкой поставок (SCM);

• система планирования ресурсов производства (ERP);

• система проектирования производственных процессов и продукции (P/PE);

• PLC, распределенные системы  управления, средства автоматики [Industrial (АСУТП)].

1. Классификация MES-функций  определяет их четкую ориентацию на достижение заданных реальных целей повышения эффективности производства с учетом организационной структуры промышленного предприятия. Широкий набор этих функций и наличие на рынке достаточного ассортимента систем и отдельных продуктов, реализующих эти функции для различных отраслей промышленности, позволяют создавать интегрированные системы, учитывающие конкретные типы, уровни как правило, уже интегрированы с источниками физических данных уровня АСУТП — программируемыми логическими контроллерами (ПЛК), SCADA-системами и базами данных реального времени, с одной стороны, и ERP-системами – с другой, что обеспечивает интеграцию всех уровней управленческой и информационной вертикалей предприятия.

3. Методология внедрения  MES не требует серьезной реорганизации производственного предприятия и подстройки его под конкретный продукт, а основывается на выборе оптимального набора продуктов, решающих конкретные задачи повышения эффективности производства конкретного предприятия.

По мнению экспертов, внедрение систем управления производством — жизненно важный этап реализации общей стратегии бизнеса в плане решения как организационно-хозяйственных, так и технических задач. Эти системы могут стать одним из основных элементов повышения конкурентоспособности производственного предприятия и устранить разрыв между производственными и административными уровнями управления. Выгода от внедрения систем управления производством может многократно превысить расходы на их разработку и дать весьма ощутимые результаты с точки зрения рентабельности и возможностей дальнейшего развития предприятия.

Информация о работе Влияние информационных технологий на развитие предприятия