Влияние организационно управленческих условий на процесс и социально-психологическую адаптацию молодых специалистов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:55, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование влияния организационно-управленческих условий на процесс социально-психологической адаптации молодых специалистов.
Поставленная в дипломной работе цель предопределила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие и значение социально-психологической адаптации;
2) исследовать основные параметры социально-психологической адаптации;
3) определить проблемы социально-психологической адаптации;
4) проанализировать процесс адаптации молодых специалистов на предприятии;
5) проанализировать социально-психологический климат на предприятии и его корпоративную культуру;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1. Понятие и значение социально-психологической адаптации
1.2. Основные параметры социально-психологической адаптации
1.3. Проблемы социально-психологической адаптации
2. ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ООО «САЛЮТ»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Процесс адаптации молодых специалистов на предприятии
2.3. Анализ социально-психологического климата на предприятии. Корпоративная культура
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ООО «САЛЮТ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Влияние на адаптацию.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)
1494 Менеджмент Влияние организационно управленческих условий  на процесс и социально-психологическую  адаптацию молодых специалистов на предприятии Диплом МГУУ 85 2007   4000

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru 

       Содержание

       Введение

       В условиях научно-технического прогресса  характер труда предъявляет более  высокие требования к психологическим  особенностям человека - к его мышлению, быстроте реакции и др. Усложнение техники и технологии позволило сократить долю физического и увеличить долю умственного труда работника. С другой стороны, большую часть своей жизни работающий человек проводит именно в трудовом коллективе, и этот коллектив дает ему психологическую поддержку, помогая ощутить свою принадлежность, наполнить содержанием свой образ «я». В силу указанных причин результаты труда теперь в значительной степени зависят от психического состояния работника. Задача руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы использовать индивидуальные свойства личности (особенности психики, характера, способностей и др.) и регулировать оптимальным образом отношения между людьми в коллективе. Чем больше люди расположены друг к другу, тем более комфортными являются условия их труда, тем выше его производительность.

       Результаты  исследований показывают, что на профессиональное становление молодого специалиста  влияют в большей степени первые годы работы. Именно в этот период они  интенсивно овладевают профессией. Первые годы после окончания вуза являются тем «испытательным сроком», который определяет позиции молодого специалиста. Нередко из-за условий и организации труда им приходиться менять место работы и даже профессию, что является одним из серьезных показателей неадаптивности.

       Целью данной работы является исследование влияния организационно-управленческих условий на процесс социально-психологической адаптации молодых специалистов.

     Поставленная  в дипломной работе цель предопределила решение следующих задач:

    1. раскрыть понятие и значение социально-психологической адаптации;
    2. исследовать основные параметры социально-психологической адаптации;
    3. определить проблемы социально-психологической адаптации;
    4. проанализировать процесс адаптации молодых специалистов на предприятии;
    5. проанализировать социально-психологический климат на предприятии и его корпоративную культуру;
    6. разработать предложения по улучшению социально-психологической адаптации молодых специалистов на предприятии.

       Объектом исследования дипломной работы является информационно-аналитическая компания ООО «Салют».

       Предметом исследования выступает процесс социально-психологической адаптации молодых специалистов.

       Исследуемая в дипломной работе проблема достаточно  широко представлена в работах зарубежных и отечественных исследователей, таких как: Балашов Ю.К, Виханский О.С., Наумов А.И., Волгин А.П., Гончаров В.В., Десслер Г., Дятлов С.А., Зайцев Г.Г., Поршнев А.Г., Базаров Т.Ю., Кибанов А.Я., Марр Р., Шмидт Г. и др.

       Большинство исследователей останавливаются на двух видах адаптации личности в условиях трудового коллектива: профессионально – производственная и социально- психологическая. На основе анализа литературы по социально-психологической и профессиональной адаптации можно констатировать, что в науке нет единства в определении критериев, по которым можно оценить степень приспособления личности к условиям труда и общественной жизни; не установлены критерии и признаки успешности профессионального становления.  
 
 
 
 
 
 
 

       1. Теоретические основы социально-психологической адаптации молодых специалистов

       1.1. Понятие и значение  социально-психологической адаптации

       В самом общем виде адаптация - процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

       Адаптация персонала - это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации.

       Адаптация работника - это приспособление индивидуума  к рабочему месту и трудовому  коллективу.

       Целями адаптации являются:

  • уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
  • снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
  • сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
  • экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
  • развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

       Для руководителя же информация о том, как  организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

       Приспособление  индивидуума и коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим  внутренним изменениям приводит к повышению эффективности их функционирования. Социально-психологическая адаптация - взаимодействие личности и социальной среды - приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Адаптация предполагает активную позицию личности, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения общегрупповых задач. Адаптация молодых работников представляет собой социально-психологический процесс включения молодого специалиста или рабочего в трудовой коллектив. Основными моментами предприятия являются приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание деловых и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях коллектива. Сокращению процесса адаптации способствует прикрепление наставника или руководителя испытательного срока.

       Различают следующие формы адаптации персонала:

  • испытательный срок продолжительного от 3-х до 6-и месяцев, в течение которого осуществляется овладение необходимыми навыками и умениями и «доводка» работника до необходимых требований модели рабочего места;
  • адаптация молодых специалистов на должностях мастеров и специалистов продолжительностью до трех лет, в течение которых он набирает необходимый производственный опыт и «включается» полноправным членом коллектива предприятия или организации;
  • программа введения в должность руководящего работника продолжительностью до одного года, в течение которого он изучает внутренние нормативные документы подчиненных сотрудников и стратегию развития предприятия до получения необходимого мастерства управления;
  • наставничество и консультирование как форма руководства процессом адаптации молодых рабочих и специалистов со стороны опытных руководителей с ярко выраженными педагогическими навыками;
  • развитие человеческих ресурсов (человеческого капитала) как формы всестороннего развития личности сотрудника организации на протяжении всего периода работы до ухода на пенсию.

       Показателем успешно проведенного процесса адаптации  персонала, отбора кандидатов и введения их в должность является успешное выполнение работы. Вы можете выявить  слабые места Вашей системы найма  путем анализа того, насколько эффективным оказался отбор кандидатов согласно ряду простых критериев. Проводя периодически подобный анализ и обеспечивая обратную связь с вашими сотрудниками, Вы получите ясное представление об их возможностях, сильных и слабых сторонах.

       Критериями адаптации для управленческого персонала могут быть:

  • выполнение должностной инструкции;
  • качество выполненной работы;
  • количество выполненной работы;
  • соблюдение стандартов времени (норм времени и обслуживания);
  • производимое на людей впечатление;
  • способность влиться в коллектив;
  • заинтересованность в работе;
  • интерес к повышению квалификации и служебному росту;
  • соблюдение философии организации;
  • удовлетворительная оценка качества трудовой жизни.

       Критерии  адаптации для рабочих:

  • выполнение норм выработки;
  • выполнение сменно-суточных заданий;
  • овладение рабочим местом (станком, оборудованием, операциями) в соответствии с техническими условиями;
  • качество работы - процент бракованной продукции в пределах допустимых норм предприятия;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • способность влиться в коллектив бригады (наоборот, «отторжение» бригадой);
  • соблюдение деловой философии предприятия.

       Испытательный срок - это основной период адаптации  нового сотрудника организации. Пункт  об испытательном сроке включается в контракт при следующих условиях:

  • этот период необходим в связи со специфическими особенностями работы;
  • необходимость «приглядеться» к новому сотруднику и скрываемым качествам;
  • принятый сотрудник не полностью отвечает требованиям, предъявляемым к «идеальному» работнику;
  • это соответствует действующему законодательству о труде;
  • установленный срок достаточен для овладения рабочими навыками;
  • организован систематический контроль за выполнением работы и регулярная помощь (обратная связь с работником);
  • в конце этого периода работник будет извещен о его соответствии или несоответствии занимаемому рабочему месту.

       Первые  три-шесть месяцев на новой работе - самые трудные, и большое число  новичков покидает новую работу именно в этот период. Это происходит по ряду причин, из которых наиболее распространенными являются:

  • несовместимость с остальными сотрудниками;
  • недовольство стилем руководства;
  • не оправдавшиеся представления о работе организации;
  • утрата «иллюзий» относительно организации;
  • непонимание работником предъявляемых к нему требований;
  • высокая интенсивность и сложные условия труда на новом месте;
  • несовпадение ожидаемой и фактической оплаты труда.

       Для нейтрализации этих факторов необходимо сделать все возможное, чтобы работники осваивались на новом месте как можно быстрее. Они должны четко знать, что от них ожидают и что они всегда получат совет и поддержку, а также возможности для обучения.

       За  период испытательного срока руководитель подразделения обязан удостовериться о соответствии принятого сотрудника требованиям разработанной модели рабочего места:

  • соответствие его квалификации документу об образовании (диплому, аттестату, свидетельству);
  • реальное наличие профессиональных знаний и умений в данной работе (должности);
  • проявление личностных и деловых качеств в стандартных и конфликтных ситуациях;
  • наличие вредных привычек и негативных качеств, не совместимых с требованиями организации;
  • удовлетворенность работника оплатой труда в соответствии с достигнутой договоренностью;
  • культура поведения и культура производства (чистота на рабочем месте, соблюдение правил общего поведения).

       Руководитель  также обязан выявить и зафиксировать  все случаи нарушения трудовой дисциплины, включая внутрисменные простои  и потери рабочего времени; социально-психологический климат в коллективе в связи с появлением «новичка».

       В целях успешного прохождения  испытательного срока руководитель должен:

  • назначить наставника (консультанта), ответственного за «новичка», или взять эту работу на себя;
  • подробно ознакомить нового работника с внутренними нормативными документами (положениями, инструкциями, правилами и др.);
  • предоставить отдельное рабочее место, показать правила работы на нем, провести инструктаж на рабочем месте; давать четкие задания и поручения, желательно, в письменной форме и вести систематический контроль исполнения;
  • ознакомить лично всех членов трудового коллектива (отдел, службу, бригаду) с «новичком»;
  • вмешиваться лично во все нестандартные или конфликтные ситуации с «новичком», ни в коем случае не давать его на «съедение» неформальному лидеру;
  • не применять строгих мер административного, экономического, социологического и психологического воздействия на «новичка» в период испытательного срока (кроме случаев грубых нарушений, аварий, травматизма).

Информация о работе Влияние организационно управленческих условий на процесс и социально-психологическую адаптацию молодых специалистов на предприятии