Внешняя и внутренняя среда организации. Методы анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие «предпринимательская среда» 5
2. Внутренняя среда 7
3. Внешняя среда 9
3.1 Внешняя микросреда 12
3.2 Внешняя макросреда 16
4. Методы анализа внутренней и внешней среды организации 21
4.1 SWOT- анализ 21
4.2 SNW – анализ 25
4.3 PEST – анализ 26
4.4 Профиль среды организации 30
4.5 Метод взвешивания каждого фактора 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсрач.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Демография  
Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы  
Структура доходов и расходов  
Базовые ценности  
Тенденции образа жизни  
Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии  
Модели поведения покупателей  
Мода и образцы для подражания  
Главные события и факторы влияния  
Мнения и отношение потребителей  
Потребительские предпочтения  
Представления СМИ  
Точки контакта покупателей  
Этнические / религиозные факторы  
Реклама и связи с общественностью

Развитие конкурентных технологий  
Финансирование исследований  
Связанные / зависимые технологии  
Замещающие технологии/решения  
Зрелость технологий  
Изменение и адаптация новых технологий  
Производственная емкость, уровень  
Информация и коммуникации, влияние сети Интернет  
Потребители, покупающие технологии  
Законодательство по технологиям  
Потенциал инноваций  
Доступ к технологиям, лицензирование,  патенты  
Проблемы интеллектуальной собственности


PEST -анализ позволяет  оценить текущую рыночную позицию  предприятия и перспективы изменения этой позиции, обеспечивает необходимой информацией для анализа рисков, разработки программы управления рисками, разработки программы развития продукта / услуги, а также для обоснования коммерческого успеха.

PEST -анализ обеспечивает ряд преимуществ при разработке бизнес-плана:

  • Когда руководитель и его ближайшие сотрудники работают со STEP-факторами, они начинают думать о внешнем окружении, а не только говорить о нем;
  • У людей появляется "видение" внешнего окружения, воспитывается культура учета факторов внешнего окружения;
  • Свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитик выстраивает целостную картину внешнего окружения;
  • Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения;
  • Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.

4.4 Профиль среды организации

 

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и  слабости организации для анализа  среды может быть применен метод  составления ее профиля. Данный метод  удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды (табл.2) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

  • важности для отрасли по шкале: 3 - большая, 2 - умеренная, 1 - слабая;
  • влияния на организацию по шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;
  • направленности влияния по шкале: +1 - позитивная, -1 - негативная.

Фактор среды

Важность для отрасли (A)

Влияние на организацию (B)

Направленность влияния (C)

Степень важности (D=A*B*C)

1.

       

2.

       

3.

       
         

 

Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень  важности фактора для организации. По этой оценке руководство может  заключить, какие из факторов среды  имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

4.5 Метод взвешивания каждого  фактора

 

Другим вариантом анализа  внешней среды через составление  перечня внешних опасностей и возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора(для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации).

Взвешивание фактора  осуществляется от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное) к -5 (очень отрицательное). Воздействие фактора - от +50 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к -50 (сильное воздействие, серьезная опасность).

Наиболее благоприятные  возможности обеспечиваются технологической  мощью организации, наибольшая опасность заключается в конкуренции со стороны зарубежных фирм.

После анализа перечня  руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах.

 

Заключение

Изложенный выше материал дает возможность утверждать, что  элементы внутренней и внешней среды организации тесно переплетены и зависят друг от друга. Внешняя среда обеспечивает организацию входящими ресурсами. Благодаря обратной связи на выходе организация получает информацию для оценки результатов и последующего выбора входящих ресурсов. Взаимодействие компании и внешней среды позволяет уменьшить присущую каждой системе энтропию. Именно во внешней среде находятся ресурсы и возможности для дальнейшего развития фирмы.

Можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

  • особенностью производственного процесса;
  • характером внешней среды.

Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим. Поэтому анализ внешней среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требующий внимательного отслеживания происходящих процессов, их правильной оценки и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование. В данном случае уместно привести слова знаменитого Демокрита «Глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство — обучение плаванию».

Анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля за жизненно важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние по отношению к фирме воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос потребителей.

Фирма не имеет возможности жестко контролировать внешнюю среду но может и должна эффективно приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Таким образом, цели курсовой работы достигнуты.

 

Список литературы

 

  1. Догиль Л.Ф. Управление хозяйственным риском: учеб. пособие/ Л.Ф. Догиль. - Минск6 Книжный дом, Мисанта, 2005.
  2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М. - 2000.
  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА - М. - 2000
  4. Дафт Ричард Л. Менеджмент – СПб.: Изд-во Питер, 2000.
  5. Мэскон М.Х., Альберт М., Жедоури Ф.Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997.
  6. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие./ сост. Е.В. Тюрюханова, И. С. Долгополова. – Иркутск.: Изд-во БГУЭП, 2005



Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации. Методы анализа