Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработка комплекса мероприятий для управления организацией в условиях внешней и внутренней среды.
Задачи работы:
1) изучить теоретические аспекты внутренней и внешней среды организации;
2) провести исследование внутренней и внешней среды организации ЗАО «Обувная фирма «Юничел».
3) разработать эффективные мероприятия в данной области.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 5
1.1.Сущность и значение внешней среды для организации 5
1.2. Состояние и динамика развития внутренней среды 10
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАО ОБУВНАЯ ФИРМА «ЮНИЧЕЛ» 15
2.1. Общая характеристика ЗАО Обувная фирма «Юничел» 15
2.2. Анализ внешней среды организации. STEP- анализ. Оценка и поиск конкурентных преимуществ 16
2.3. Анализ внутренней среды. SWOT-анализ организации 23
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 27
3.1. Методика эффективности предлагаемых мероприятий 27
3.2. Реализация стратегии 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
PEST – анализ представляет собой определение списка наиболее значимых факторов макросреды (таблица 2).
Таблица 2
PEST – анализ
Факторы |
Возможное воздействие факторов | |
P |
Политико – правовые |
– Законодательство по регулированию коммерческой деятельности; – Рост числа групп по защите интересов общественности |
E |
Экономические |
– Уровень доходов населения; – Инфляция; – Займы, доступность кредитов; – Развитие производства; – Изменение курсов валют |
S |
Социально – демографические |
– Увеличение численности населения; – Рост количества образованных людей |
T |
Научно – технологические |
– Ускорение развития научно – технического прогресса; – Усиление контроля над качеством оказываемых услуг |
Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку:
Таблица 3
Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды
Факторы среды |
Вес |
Оценка* |
Взвешенная оценка |
Макроэкономические |
4 |
3,47 | |
Экономические |
1 |
-2,16 | |
Рост темпов инфляции |
0,25 |
-8 |
-2 |
Скачки курсов валют |
0,17 |
-7 |
-1,19 |
Рост налогов и пошлин |
0,12 |
-7 |
-0,84 |
Снижение налогов и пошлин |
0,17 |
7 |
1,19 |
Рост безработицы |
0,06 |
-4 |
-0,24 |
Снижение безработицы |
0,23 |
4 |
0,92 |
Политико-правовые |
1 |
-4,12 | |
Изменение правил ввоза продукции |
0,33 |
-10 |
-3,3 |
Ужесточение законодательства |
0,20 |
-6 |
-1,2 |
Ухудшение политической обстановки |
0,15 |
-1 |
-0,15 |
Уменьшение императивных норм законодательства |
0,17 |
4 |
0,68 |
Национализация бизнеса |
0,15 |
-1 |
-0,15 |
Социально-культурные |
1 |
2,69 | |
Снижение уровня жизни населения |
0,33 |
-7 |
-2,31 |
Улучшение уровня жизни населения |
0,33 |
10 |
3,3 |
Изменения моды |
0,34 |
5 |
1,7 |
Научно-технические |
1 |
7,06 | |
Совершенствование технологии производства |
0,18 |
3 |
0,54 |
Изменение рекламных технологий |
0,32 |
9 |
2,88 |
Развитие информационной отрасли |
0,32 |
8 |
2,56 |
Совершенствование менеджмента |
0,18 |
6 |
1,08 |
Ближайшее окружение |
4 |
-14,28 | |
Отрасль |
1 |
-1,45 | |
Снижение цен на сырье и готовую продукцию |
0,25 |
6 |
1,5 |
Усиление конкуренции |
0,25 |
-3 |
-0,75 |
Изменение уровня цен |
0,30 |
-4 |
-1,2 |
Появление новых концернов |
0,20 |
-5 |
-1 |
Товары |
1 |
-7,2 | |
Появление товаров-субститутов |
0,6 |
-8 |
-4,8 |
Появление принципиально нового товара |
0,4 |
-6 |
-2,4 |
Поставщики |
1 |
-0,88 | |
Сбои в поставках продукции |
0,35 |
-9 |
-3,15 |
Появление новых поставщиков |
0,24 |
9 |
2,16 |
Появление новых фирм на рынке |
0,06 |
-2 |
-0,12 |
Разорение и уход фирм-продавцов |
0,12 |
7 |
0,84 |
Неудачное поведение конкурентов |
0,07 |
5 |
0,35 |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
0,16 |
-6 |
-0,96 |
Покупатели |
1 |
-4,75 | |
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей |
0,25 |
2 |
0,5 |
Изменение покупательских предпочтений |
0,75 |
-7 |
-5,25 |
Итого: |
8 |
-10,81 | |
*Оценка экспертов дана по шкале от −10 до +10 |
По итогам данной таблицы видно, что на ЗАО «Юничел» факторы ближайшего окружения оказывают сильное негативное воздействие, т.е. представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы макросреды. Таким образом, становится, очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют положительное наибольшее или отрицательное влияние на ЗАО «Юничел». Каждый из вышеперечисленных факторов макросреды может представлять для предприятия, как угрозу, так и возможность развития и расширения бизнеса, поэтому следует оценивать многогранность воздействия каждого из факторов в отдельности. Вопрос, где конкурировать, на каком рынке извлекать прибыль всегда является одним из ключевых в маркетинговой ориентации организации. Смысл конкурентной борьбы «Юничел» заключается не столько в действиях против предприятий-соперников, сколько в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов.
Анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации, представленных в таблице 4.
Изучая внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.
Анализируя организацию общего управления, было замечено, что организационная структура фирмы соответствует настоящему положению и существующим целям, в дальнейшем, при изменении стратегии, организационную структуру придется видоизменить.
Права и обязанности возложены на сотрудников, несущих ответственность за конкретную работу. Однако наблюдается нарушение информационных потоков, проявляющиеся в нечеткости взаимодействия между подразделениями.
В этом направлении ведется работа, ведется изучение способов использования систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений.
Структура управления ЗАО «Обувная фирма «Юничел» представлена в прил.1.
Дадим анализ организационной структуре ЗАО «Юничел».
Высшим органом управления ЗАО «Юничел» является общее собрание акционеров.
В компании ЗАО «Юничел» особое внимание уделено найму работников. Найм персонала происходит с помощью специализированного кадрового агентства, с которым заключен договор о долгосрочном сотрудничестве.
По условиям данного договора кадровое агентство производит отбор, обучение и переквалификацию персонала компании.
На предприятии существуют хорошие возможности для карьерного роста; уровень зарплат выше, чем средний по отрасли.
Ежегодно все работники компании проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их профессиональной пригодности.
Действующая рекламная политика не всегда успешна, т.к. ориентирована большей частью на привлечение большего числа потенциальных покупателей в магазины фирмы, а не на создание предпочтений у потребителей или не на пропаганду собственных индивидуальных конкурентных преимуществ.
SWOT-анализ общего состояния обувной компании ЗАО «Обувная фирма «Юничел» представлен в таблице 4.
Таблица 4
SWOT-анализ организации
Возможности: |
Угрозы: | |
|
| |
Сильные стороны: |
«Сила и возможности» |
«Сила и угрозы» |
Достоверный мониторинг рынка
|
|
|
Продолжение таблицы 4
Слабые стороны: |
«Слабость и возможность» |
«Слабость и угрозы» |
|
|
|
В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Таким образом, рассмотрев возможности компании ЗАО «Юничел», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.
Ситуация на рынке обуви: появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшает конкурентную позицию, и выигрывает тот, кто сможет построить более грамотную и эффективную сбытовую стратегию.
Руководством организации выявлена наиболее важная для стратегического развития организации проблема. Она связана с организацией сбытовой деятельностью организации. В рамках решения данной проблемы можно выделить несколько направлений ее решения.
Критерий эффективности управленческого решения выражается, как правило, в виде совокупности показателей и выступает в качестве мерила познания изучаемого явления.
При выборе критерия эффективности решения следует руководствоваться следующими основными требованиями:
Как правило, процесс выбора критерия эффективности основывается на логических рассуждениях и интуиции лица, принимающего решение.
Критерием оценки эффективности решения поставленной проблемы будет являться создание такой сбытовой службы на предприятии, при которой вся произведенная продукция будет реализована за период производства следующей партии продукции с максимальной прибылью.
Для окончательного принятия решений по каждому исследуемому варианту необходимо сопоставить как получаемый в результате принятия решения эффект, так и возможные затраты (денежные, затраты трудовых, материальных и прочих ресурсов) на его реализацию. В наиболее общем виде выбор окончательного решения определяется характером поставленной задачи, имеющимися ресурсами, информационной обеспеченностью процесса управления.
Из предложенных способов решения проблемы два не удовлетворили предприятие сразу:
Реально возможными остались только вариант изменения стратегии продаж на основании изучения спроса покупателей.