Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:18, курсовая работа
Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке. Она должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
1.
Понятие «внешняя среда организации»……………………….…5
2.
Характеристики внешней среды …………………………………8
2.1.
Среда прямого воздействия …………………………….……….16
2.2.
Среда косвенного воздействия ……………………………….…27
3.
Методы анализа внешней среды ……………………………..…36
3.1.
PEST – анализ ………………………………………………...….36
3.2.
SWOT- анализ ……………………………………………………43
3.3.
SNW – анализ ……………………………………………….……44
3.4.
Профиль среды ……………………………………………...……47
3.5.
Метод ETOM …………………………………………………..…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………...…50
Список использованной литературы ………
Традиционно
отношения между
Бывают ситуации, когда транзакционные издержки по контрактам поставки слишком высоки, или поставщик основного сырья время от времени срывает сроки поставок, поставляет бракованную продукцию. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для организаций. Во что обошлось бы отсутствие хотя бы одной детали, которая устанавливается в определенной точке сборочного конвейера, например, фирмы «General Motors»? Для разрешения этой проблемы может быть избрана стратегия обратной вертикальной интеграции. В России, в начале 90-х годов, когда часто продукция от подрядчиков поставлялась не вовремя, а ценовая политика была непредсказуема, в химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и других отраслях активно начали вырастать холдинги, строящиеся именно на принципе вертикальной интеграции. Такая стратегия – не самый дешевый способ воздействия на рассматриваемый элемент среды задач.
Эффективнее строить свои взаимоотношения с поставщиком-партнером на принципах эксклюзивности, позволяющей организации реализовать стратегию ценового лидерства и завоевания рынка, снижать затраты. В сфере торговли часто применяются дилерские контракты, предоставляющие право розничному (или оптовому) продавцу получать товар с максимальной скидкой.
Японские фирмы разработали другой способ «эксклюзивной» работы с поставщиками. Их система снабжения требует тесного взаимодействия производителя с в высшей степени взаимосвязанными поставщиками. Фирмеу, работающей в рамках логистической программы «Just in Time», предоставляются более высокие цены и гарантии статуса единственного поставщика данного вида сырья в обмен на обязательство доставлять партию в очень короткие сроки, всегда вовремя; по количеству не более заказанного обьема; в соответствие со стандартом качества. В итоге выигрывают оба участника сделки: поставщик получает гарантированный сбыт и высокие цены, а потребитель экономит на складских расходах, браке и времени.
Взаимодействия с поставщиками финансовых ресурсов всегда строились особым образом. К этой группе относятся банковские и кредитные учреждения, инвестиционные и венчурные фонды, частные инвесторы, акционеры. Возможность развивать бизнес часто зависит от возможности привлечения дополнительных финансов. Поэтому для любой коммерческой организации очень важно, насколько инвестиционно привлекательно она выглядит. В России сейчас все больше крупных предприятий – лидеров отрасли переходят на западные стандарты отчетности, внедряют корпоративную культуру и проводят оценку гудвилл. Имидж становится их оружием в борьбе за «благосклонность денег».
Трудовые
ресурсы - важный элемент внутренней
среды организации. Многие виды деятельности
невозможно осуществлять без наличия
квалифицированной рабочей
Законы и государственные органы
Каждая организация имеет
Как
известно, государство в рыночной
экономике оказывает на организации
как косвенное влияние, прежде всего
через налоговую систему, государственную
собственность и бюджет, так и
прямое — через законодательные
акты и деятельность местных органов
власти. Например, высокие ставки налогов
существенно ограничивают активность
фирм, их инвестиционные возможности
и толкают к сокрытию доходов.
Высокие бюрократические
Однако, есть и положительные примеры взаимодействия органов власти и фирм.
В МЭРТ РФ факторы инвестиционной привлекательности территории делят на 2 группы: экзогенные (объективные) и эндогенные. Первая – это выгодное географическое расположение, кадровый потенциал, необходимая транспортная и производственная инфраструктуры. Вторая – это усилия, предпринимаемые региональными и муниципальными властями для привлечения инвестиций. В России эндогенные факторы зачастую определяют 70% решения об инвестициях в ту или иную площадку. В 1991-2004 гг. Россия получила $36 млрд. прямых инвестиций - $257 на каждого жителя страны [11]. Но есть и яркие исключения: «среднедушевой» вклад иностранцев в промышленность Борского района (Нижегородская область) составил $2000, во Всеволжском районе (Ленинградская область) - $5400, а в подмосковском Ступинском районе - $7200. На территории этих муниципальных образований нет месторождений нефти, газа, алмазов, однако, приток «внешних» денег в их экономику составил в сумме более $2 млрд.
Администрации
этих районов строят взаимовыгодные
отношения с фирмами, придерживаясь
политики наибольшего
Комплекс
услуг, оказываемых местными чиновниками
внешним инвесторам, нельзя назвать
уникальным: претенденту предлагают
базу данных по земельным участкам,
которые район прямо сейчас готов
выделить под строительство; для
поддержки каждого проекта при
администрации формируется
Приведенные примеры высоких темпов экономического развития отдельных территорий являются следствием усилий конкретных государственных чиновников – «менеджеров среднего звена». Именно их работа и правильное использование государственных полномочий приносят положительные результаты во взаимодействии фирмы с законодательной властью.
Потребители
Первой группой влияния в рыночной среде являются потребители. Это отдельные лица, домохозяйства, а также корпоративные потребители (предприятия), которые используют товары и/или услуги предприятия –производителя для удовлетворения своих потребностей. Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя [4]. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять ее запросы.
Анализ потребителей, как компонента непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься, на какой объем продаж может рассчитывать организация, и в какой мере покупатели привержены продукту, на сколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Профиль покупателей может быть составлен по следующим характеристикам [7]:
Изучая потребителя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга.если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы поменьше возможности в выборе продавца. Торговая сила потребителя зависит также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты в процессе анализа потребителя. К числу таких факторов относятся:
Все
многообразие внешних факторов находит
отражение в потребителе и
через него влияет на организацию, ее
цели и стратегию. С одной стороны,
гипотетически влияние каждого
потребителя сильно отражается на деятельности
предприятия, так как именно потребитель
осуществляет «голосование рублем»
за товар или услугу предприятия.
С другой стороны, только совокупное
воздействие большей части
Конкуренты
Изучение конкурентов, с которыми организации приходится бороться за ресурсы, полученные из внешней среды, занимает важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
Под
конкурентной средой фирмы понимают
совокупностью субъектов и
Конкурентная
среда рынка определяется типом
конкуренции и структурой рынка,
а также другими факторами
развития различных организационно-
- степенью монополизации;
-
уровнем дифференциации
- наличием барьеров для входа на рынок;
- уровнем интеграции фирм;
-
степенью диверсификации
- уровнем и структурой затрат на производство и сбыт продукции [1].
Информация о работе Внешняя среда для организации, прямое и косвенное воздействие