Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:30, курсовая работа
Целью работы является закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных в результате изучения дисциплины основы менеджмента.
Основные задачи курсовой работы следующие: дать определение понятию «внешняя среда», выявить взаимосвязь между факторами внешней среды, провести анализ особенностей и факторов внешней среды, а так же анализ влияния факторов внешней среды на деятельность организации.
Введение………………………………………………………………….…3
I Понятие и значение внешней среды для организации
1.1 Определение внешней среды и организации…………………..……..5
1.2 Значение внешней среды…………………………………………….…6
1.3 Взаимосвязанность факторов внешней среды………………………..10
II Анализ особенностей и факторов внешней среды
2.1 Внешняя среда и ее влияние на организацию………………….........14
2.2 Внешняя среда транспортного предприятия………………….……..17
2.3 Внешняя среда организации как фактор роста ее эффективности...20
2.4 Рассмотрение внешней среды на примере предприятия “American Airlines»…………………………………………………………………………..23
III Анализ влияния факторов внешней среды на примере предприятия «Элемент»………………………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………..........32
Список использованной литературы……………………..………..……
Неопределенность внешней среды
Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
В табл. 4.1. обобщены характеристики внешней среды.
Таблица 4.1.
Характеристики высшей среды
1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие фактофакторы. |
2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию. 3. Подвижность: относительная скорость изменения среды. |
4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности. |
II Анализ внешней среды организации
2.1 Внешняя среда и ее влияние на организацию.
Внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления. Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:
конечные потребители, или население;
промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;
посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
государство, как хозяйствующий субъект.
Важной составляющей внешней среды являются конкуренты. Под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители. Таким образом, у любой организации существуют два вида конкурентов:
прямые конкуренты - производители аналогичных товаров (например, Coca-Cola и Pepsi-Cola);
косвенные конкуренты - производители заменителей (например, Coca-Cola и пиво Балтика).
Для ведения хозяйственной деятельности каждой компании нужны внешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямая зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных ресурсов. На рынке закупок организацию больше всего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно эти тенденции на рынке закупок влияют на общий товарооборот предприятия.
Факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.
Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют его, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом.
На преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях основах базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом - человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.
Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется.
В современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации, все большее влияние имеют международные экономические и политические организации.
В целом всю внешнюю среду можно охарактеризовать следующим образом.
2.2 Внешняя среда транспортного предприятия
Транспорт, как любая организационно-
Экономические факторы учитывают прогнозы развития экономики в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Политические факторы влияют на транспорт через деятельность правительственных институтов, региональных и местных органов власти и управления. Конкурентные факторы внешней среды железнодорожного транспорта учитывают направления деятельности и виды предоставляемых услуг конкурентных видов транспорта в текущий период и на перспективу, сильные и слабые стороны конкурентов. Технические и технологические факторы для транспорта имеют особое значение. Технологические факторы внешней среды проявляются на транспорте через использование информационных технологий и более совершенных средств связи. Обеспечение стыковки технических и технологических факторов различных видов транспорта дает возможность выполнения смешанной перевозки грузов, и как следствие сокращение транспортной составляющей в стоимости готовой продукции. Климатические и географические факторы внешней среды для транспорта в ряде случаев являются факторами "естественного отбора" того или иного вида транспорта. Экологические факторы внешней среды с целью природоохранной деятельности регламентируют норны и правила эксплуатации транспорта, выбор маршрутов передвижения транспортных средств и расположение проектируемых транспортных линий. Требования к экологической безопасности транспорта заставляют задуматься над вопросом переключения перевозок грузов с автомобильного транспорта на более экологически чистые (железнодорожный и речной). Учет и анализ факторов внешней среды позволяют определить на каком качественном уровне относительно конкурентов находится транспортное предприятие, что оно в состоянии достигнуть и, что для этого необходимо сделать. Для устранения или существенного уменьшения нежелательных воздействий внешних условий транспортных предприятий необходимо обратить внимание и на внутреннюю среду, поскольку транспортные ОПС являются наиболее открытыми и могут оказывать влияние на внешнюю среду. Поэтому наряду с изучением и оценкой влияния внешней среды не менее важно глубокое знание собственных возможностей предприятия, его неиспользованных резервов, сильных и слабых сторон.
2.3. Внешняя среда организации как фактор роста ее эффективности
• История развития управления - это история формулирования управленческих проблем, целых парадигм, конструирования управленческих нововведений
• На экономическую эффективность функционирования современной организации оказывают влияние две сферы: внешняя и внутренняя
• Организация приспосабливает внутренние стратегии к ощущаемому давлению внешней среды
Основу поиска составит всестороннее рассмотрение возможности использования выделенных методических подходов с позиций формализации подходов при анализе состояния развития организации, ее структуры управления и производства, стратегии адаптации к реалиям внешней среды, окружающей ее и развивающейся в пространстве и времени. Первым этапом можно считать выбор модели межорганизационных отношений (МОО), которая наилучшим образом отразит отношения организации с окружающими организациями и факторами внешней среды. Взаимосвязь каждой организации с ее окружающей внешней средой происходит через действие других организаций. Характер связей (отношений) развивается и видоизменяется под воздействием каждого уровня факторов внешней среды, включая и общецивилизационный. Поэтому развитие отношений организаций с их внешней средой может быть не только объективным, но и субъективным. Влияние организаций друг на друга происходит через МОО. Из внешней сферы организация получает все виды ресурсов, включая информацию (знания), а внутренняя среда создает те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги. По мере развития моделей организаций изменяются характер МОО и их основные формы. Каждая организация в разной степени зависит от своей окружающей среды. Каждая организация приспосабливает внутренние стратегии к ощущаемому давлению. Организация отбирает те аспекты окружающей среды, с которыми ей приходится иметь дело. Конкретные организации находятся в контакте друг с другом через МОО. Все факторы, с которыми сталкивается организация, могут, как совпадать по направленности, так и противоречить друг другу, могут быть стабильными и устойчивыми, набирающими силу или временными и угасающими. Понимание процессов внутри организации и окружающих ее условий помогает при разработке структурных схем управления организацией учитывать внутренние процессы, такие, как принятие решений и руководство, взаимодействие с внешней окружающей средой с целью достижения эффективности с экономической, политической и моральной точек зрения. Обычно организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. В исследованиях, анализирующих концепцию управления по целям (результатам), выявлены такие достоинства, как повышение эффективности работы, четкого представления руководителем своих целей и целей организации в целом. Использование концепции управления по целям не приводит к эффективным результатам в случаях применения ее в плохо организованных и плохо управляемых организациях. Отрицательно влияют на результаты выработка цели без участия руководителей всех уровней, отсутствие личной мотивации, неполная информация для управления и неудовлетворительная организация контроля. Разнообразие целей и задач менеджмента настолько велико, что без комплексного системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей. Количество уровней декомпозиции выбирается в зависимости от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в данной организации структуры управления, от иерархичности построения ее менеджмента. Более полезным для целей организации окажется введение функционального подразделения, одной из главных задач которого будет определение состояния существующих МОО, перспективы их развития, выбор MOO на перспективу горизонта реального планирования и развития организации. Руководить работой нового подразделения, занимающегося проблемами МОО, в таком варианте организационной структуры будет высший менеджмент организации, ставящий задачи и оценивающий полезность для данной организации выполненной работы.
Информация о работе Внешняя среда организации и ее влияние на управление