Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:30, курсовая работа
Определение факторов внешней среды и степени их воздействия на организацию не играли значительной роли в российской социально-экономической и политической истории. Это объясняется тем, что в течение семи десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу, предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавлялась коммунистической идеологией.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и основные элементы внешней среды организации……. 5
1.2 Факторы и субъекты внешней среды, и их влияние на работу организации……………………………………………………………………. 10
Выводы по первой главе……………………………………………... 16
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОГУП «ОБЛАСТНОЙ АПТЕЧНЫЙ СКЛАД»
2.1 Общая характеристика ОГУП «ОАС»………………………… 18
2.2 Факторы и субъекты внешней среды, и их влияние на работу ОГУП «ОАС»………………………………………………………………...... 24
Выводы по второй главе……………………………………………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИК
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОГУП «ОБЛАСТНОЙ АПТЕЧНЫЙ СКЛАД»
2.1 Общая характеристика предприятия
Областное государственное
унитарное предприятие «
На сегодняшний день предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
В 1999 году на предприятие был назначен новый молодой директор, который начал реорганизацию предприятия с создания отдела маркетинга и информационно- вычислительного отдела.
Цель предприятия – создать стабильную и прибыльную компанию, которая обеспечила бы уверенность в завтрашнем дне у своих работников, покупателей и партнеров по бизнесу.
Миссия предприятия – занимаясь бизнесом, предоставлять фармацевтическое обслуживание высокого качества через сеть аптек и лечебно- профилактических учреждений, внедрять новые идеи, применять современные аптечные технологии.
Для достижения поставленной
цели был принят концептуальный
подход к решению основных проблем
ОГУП «ОАС», как дистрибьютора
Решение поставленных задач
невозможно без маркетинговых
Программа маркетинговых исследований включает: исследования внешней среды (экономические, политические факторы), внешнего рыночного окружения (конкуренты, потребители), собственной деятельности (ассортимент товара, цена, товародвижение, реклама).
Было проведено исследование
фармацевтического
Лекарственные средства реализуются в 250 лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и 368 предприятий розничной торговли с общим количеством 1350 торговых точек, из них 412 аптек и 938 аптечных пунктов и киосков.
Следует отметить , что
за последние три года расходы
государства на здравоохранение
населения области
Таблица 1 – Расходы на лекарственное обеспечение [2]
Год |
Млн.руб. |
% от расходов на здравоохранение |
2007 |
536 |
21,8 |
2008 |
742 |
21,9 |
2009 |
902 |
22,7 |
На сегодняшний день,
являясь государственным
Следующим стратегическим шагом было создание крупного оптово–розничного предприятия путем присоединения к ОГУП ОАС 9 государственных унитарных предприятий Челябинской области, имеющих в своей структуре 79 аптеки, что значительно увеличило долю рынка.
Все розничные аптеки ОГУП «ОАС» разбил на 9 филиалов по географическому признаку:
Цель объединения – укрупнение капитала, увеличение объема закупа и продаж, расширение ассортимента, получение различных видов скидок, что создает перспективы для более эффективной работы. Чем больше объемы товарных поставок, тем лучше условия работы с поставщиками. Прослеживается значительный рост объема реализации аптечных товаров и соответственно выше прибыль.
Рисунок 1 - Динамика объема реализации товаров на ОГУП «ОАС» (2005-2009 года) [3]
В рамках объединения, отношения с собственными аптеками строятся на коммерческой основе, медикаменты филиалы получают по цене себестоимости, в каждой из них ценообразование происходит самостоятельно в зависимости от места расположения и экономических показателей. Создание собственной розничной сети для дистрибьютора целесообразно по следующим причинам:
Приобретение лекарственных средств через крупную оптово- розничную сеть обходится покупателю дешевле.
После образования оптово-розничной сети ОГУП ОАС зарегистрировал товарный знак, который послужил основой фирменного стиля, воплощенного в единое оформление вывесок, торговых залов, фирменной одежды, визиток. В каждой аптеке компания предоставляет широкий ассортимент товаров, единый стандарт фармацевтического обслуживания и современные технологии.
2.2 Факторы и субъекты внешней среды, и их влияние на работу ОГУП «ОАС»
Основная цель любой организации получить прибыль. Основная задача системы управления маркетингом обеспечить производство товаров привлекательных с точки зрения рынков. Но успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений организации, от действий посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий, а также от влияния факторов внешней среды
Маркетинговая среда предприятия - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды (рисунок 4) [4].
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самому предприятию, и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду такими, как факторы демографического, экономического, технического, политического, культурного характера.
К элементам внешней среды относят:
- ряд нормативных документов, регулирующих фармацевтическое обращение лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также фармацевтические услуги
- государственное регулирование цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения
- поставщики
- конкуренты
- потребители;
- государственное регулирование обращения лекарственных средств
Закуп товара на ОГУП «Областной аптечный склад» осуществляет отдел снабжения, который сотрудничает как с отечественными, так и с зарубежными поставщиками товаров. Количество их насчитывает более 50 организаций.
Можно сформулировать основные требования к поставщикам фармацевтической продукции: популярность (известность торговой марки), надежность, заинтересованность в совместной работе, понимание роли маркетинга в продвижении своей продукции, минимальные сроки полставки, желание брать на себя долю риска, например, связанного с транспортировкой.
Поставщики - это фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают компанию, ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность организации: необходимо следить за ценами на закупаемые товары, поскольку рост цен на них ведет к повышению цен и на продукцию организации.
Работа с одним поставщиком увеличивает риск и ограничивает возможности быстро подстраиваться под требования розничной сети. Для снижения такого рода риска ОГУП «Областной аптечный склад» работает с несколькими поставщиками лекарственных средств и изделий медицинского назначения, основные из них представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Основные поставщики ОГУП «Областной аптечный склад» в 2009 году
Клиентура
Организация может выступать на клиентурных рынках пяти типов:
Данная организация охватывает только три типа рынков, кроме рынка государственных учреждений и международного рынка.
Согласно положениям ОСТ «Правила оптовой торговли лекарственными средствами» клиентами Областного аптечного склада являются областные больницы г.Челябинска, городские больницы и их поликлиники, больницы и поликлиники Челябинской области, аптеки и аптечные пункты г. Челябинска и области, санатории - профилактории, а так же филиалы ОГУП «ОАС», имеющие лицензию на право заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью. Клиентами могут быть и частные лица, получающие товар через прикрепленную к областному складу аптеку. Всего клиентов ОГУП «ОАС» насчитывается порядка 300. Данная организация, в первую очередь, охватывает рынок промежуточных продавцов, ведь закупая у производителя сама является промежуточным продавцом, т. к. приобретает товар для дальнейшей реализации с получением прибыли, в то же время, продавая товар государственным и коммерческим аптекам, делает последние промежуточным продавцом, которые доводят этот товар до конечного потребителя.