Внешняя среда при управлении деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения этого индивидуального научно-исследовательского задания является анализ внешней среды предприятия, а задача исследования - определение влияния факторов внешней среды на предприятие.
На основе данной работы мы определим все факторы внешней среды и научимся отличать позитивные факторы от негативных с использованием данных по предприятию из отчета по технико-экономической практики.

Файлы: 1 файл

Внешняя среда при управлении деятельности предприятия.docx

— 58.98 Кб (Скачать файл)

Один из основных "инструментов" менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие "внутренние" проблемы наших предприятий вызываются "внешними" причинами - несовершенством законодательства, противоречивость макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для любого предприятия невозможно переоценить. Именно она "заставляет" искать свою "нишу" в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направление его развития. Каковы же наиболее характерные черты внешней среды современного предприятия? Это динамичность, многообразие, интегрированность и неопределенность.

Динамичность нашей украинской действительности мы уже все хорошо осознали, однако многие из нас полагают, что она в основном является следствием переходных процессов, идущих в стране, и якобы наступит время, когда жизнь станет спокойной и стабильной. Однако, судя по опыту других стран, стабильность возможна лишь в некоторых сферах, в частности, в области культуры бизнеса, в установлении разумных моральных и законодательных норм. Во всем же остальном нас ждет то, что является фундаментальной чертой существования всех цивилизованных стран - нарастание изменчивости, подвижности, динамичности жизненной среды. В убыстряющемся темпе меняются виды товаров и услуг, формы бизнеса и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Как же выжить и развиваться в этом стремительно меняющемся мире? Ясно, что наши привычные, неповоротливые структуры организаций с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников, ориентированные "на спокойную" среду, теперь не годятся. Динамичная среда их просто ломает. Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а меняются вместе с ней.

 

1.1. Характеристика микросреды хозяйствования

 

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

- потребительском (население, приобретающее товары  и услуги для личного потребления);

- производителей (организации, приобретающие продукцию  производственно-технического назначения);

- промежуточных  продавцов, приобретающих товары  и услуги для последующей их  перепродажи с прибылью для  себя;

- государственных  учреждений (оптовые покупатели  продукции для государственных  нужд);

- международном (зарубежные покупатели на ранее  перечисленных типах клиентурных  рынков).

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).

 

1.2. Макросреда хозяйствования и его основные факторы

 

В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.

Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Индустриально-аграрный потенциал Украины базируется в значительной степени на собственных минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах. В настоящее время разведано более 8 тыс. месторождений свыше 90 видов полезных ископаемых. Ежегодная добыча минерального сырья превышает 1 млрд. тонн, что составляет около 5% мировой добычи. Наиболее важные: каменный уголь, железные и марганцевые руды, сера, графит, цементное сырье, нерудное металлургическое сырье.

Наша страна располагает значительными энергетическими ресурсами, которые обеспечены работой атомных, тепло- и электростанций, а также имеет годовой ветроэнергетический потенциал в 150 млрд квт/час.

Демографические факторы. Для демографической среды Украины характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Превышение количества умерших над количеством рожденных за 1991-1997 годы составило 1,5 млн. человек. Нынешний уровень рождаемости на Украине - один из наиболее низких среди новых независимых государств в Европе (после России).

Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что

вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста.

Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах Украины оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса гривни относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

В настоящее время две трети территории Украины охвачены острым экологическим кризисом. Ежегодно потери от неэффективного природопользования составляют от 15 до 20% национального дохода, что само по себе указывает на необходимость установления гармоничных взаимоотношений предприятий и природы. Нужно максимально учитывать природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия в производственной и социальной деятельности и воспроизводства природной среды.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

 

2. Оценка  влияния внешней среды на деятельность  ГП "Завод им. В.А. Малышева".

 

ХПЗ (Харьковский паровозостроительный завод) - Завод имени В.А. Малышева - уникальное предприятие с более, чем со 100-летней историей. Данное предприятие основывалось для производства товарных паровозов и частей к ним для развивающихся железных дорог Российской Империи. Был построен к 1 ноября 1897 года.

На сегодняшний день ГП "Завод им. В.А. Малышева" насчитывает более 20 филиалов:

  • Управление маркетинга и сбыта;
  • Машиностроительный завод;
  • Механосборочный завод;
  • Литейный завод;
  • Дизельный завод;
  • Коммерческое управление;
  • Ремонтно-механическое предприятие;
  • Энергопредприятие;
  • Инструментальный завод;
  • Агрегатный завод и т.д.;

В 1990 году 1000 корпус завода получил статус Агрегатного завода. Это моторостроительный филиал, на котором производятся двигатели и агрегаты к ним.1000 корпус существовал с 1962 г., но уже с 1967 г. он был по существу самостоятельным заводом со своими службами, так что приобретение статуса завода не повлекло за собой больших организационных изменений.

На сегодняшний день Агрегатный завод является современным крупносерийным машиностроительным производством, выполняющим полный цикл механической и термохимической обработки, сборки и испытаний дизелей семейства ТД (5ТДФ, 3ТД и 6ТД) и другой продукции.

На данном предприятии мы видим ярко выраженную линейную организационную структуру с несколькими уровнями управления. На самом верхнем уровне находится Директор филиала. У него сосредоточено управление всеми подразделениями предприятия. На следующей "ступеньке" заместители директора: по МТС (материально-техническому снабжению), сбыту и транспорту; по производству; по кадрам, быту и социальным вопросам; главный инженер; главный экономист и главный бухгалтер. На последней "ступеньке" находятся цеха и отделы предприятия, а именно, 13 отделов, 5 вспомогательных и 5 основных цехов. Отдельно выделена база отдыха на Печенежском водохранилище.

На данном предприятии наблюдается большая текучесть кадров, что связано с неблагоприятным финансовым положением, отсутствием заказов на продукцию.

По состоянию на декабрь 2004 года на предприятии числилось 1596 работников, из которых:

  • Производственных рабочих - 449;
  • Вспомогательных рабочих - 634;
  • Учеников - 3;
  • Руководителей - 228;
  • Специалистов - 263.

В 2003 году численность работников составляла 1708 человек. За 2004 год численность работников уменьшилась по сравнению с 2003 годом на 112 человек.

Данное предприятие имеет большой научно-исследовательский и конструкторский потенциал, основанный на взаимодействии с КБ им. Морозова, но отсутствует возможность проявить данный потенциал в связи с отсутствием заказов на продукцию, а следовательно, и с отсутствием финансирования. Государство по каким-то причинам не финансирует лидера украинского моторостроения ни с помощью государственных заказов ни как-нибудь еще. На территории Украины рынок дизельных двигателей представлен, в основном, продукцией западных и российских предприятий. Незначительное количество украинских двигателей не способно конкурировать с импортными. Несмотря на то, что агрегатный завод имеет большой опыт и налаженную организацию производства, по каким-то известным только потребителям причинам импортная продукция находится практически вне конкуренции. Это можно было бы объяснить относительно большой (!) ценой на двигатели харьковского производства, если бы не 1 деталь: основную долю в структуре производственных затрат (себестоимости продукции) предприятия занимают общепроизводственные затраты (от 15 до 45% от всей суммы себестоимости по изделиям и около 20 - 25% по филиалу в целом), величина которых напрямую зависит от объема выпуска, а следовательно и от объема заказов. Качество продукции также соответствует всем требованиям, к тому же она постоянно модернизируется на КБ им. Морозова, с которым у предприятия устойчивые связи, оставшиеся с тех времен, когда КБ входило в структуру "Завода им.В.А. Малышева".

Информация о работе Внешняя среда при управлении деятельностью