Внешняя среда при управлении деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения этого индивидуального научно-исследовательского задания является анализ внешней среды предприятия, а задача исследования - определение влияния факторов внешней среды на предприятие.
На основе данной работы мы определим все факторы внешней среды и научимся отличать позитивные факторы от негативных с использованием данных по предприятию из отчета по технико-экономической практики.

Файлы: 1 файл

Внешняя среда при управлении деятельности предприятия.docx

— 58.98 Кб (Скачать файл)

Истинная причина отсутствия заказов (вернее, наличия их небольшого количества), вероятнее всего, кроется в другом аспекте. Но в каком? Это не сможет сказать никто, кроме самих потенциальных потребителей.

Вообще, темпы роста рынка уже не такие большие, как были 10-20 лет назад, что обусловлено наличием большого количества товаров-субститутов, таких как электродвигатели, двигатели на солнечной энергии и т.д.

Можно предположить, что стандартные бензиновые двигатели скоро уйдут с рынка, а их место займут вышеперечисленные или двигатели, например, на рапсовом масле, которые производит и Агрегатный завод.

Конкурентами предприятия на украинском рынке являются такие компании, как немецкий "Mercedes", российский "ЯМЗ", французский "Renault" (это на продукцию "мирного" характера, т.к у нас нет данных о производителях танковых двигателей в мире). Здесь будут рассмотрены именно данные предприятия, так как "Mercedes" и "Renault" являются мировыми лидерами, а "ЯМЗ" мы возьмем, как представителя постсоветского пространства (хотя всего конкурентов гораздо больше). Немного подробнее мы рассмотрим конкурентов при анализе конкурентоспособности предприятия (правда, мы обладаем ограниченным количеством данных о конкурентах). Здесь же скажем, что украинский рынок дизельных двигателей является очень емким и объемным и Агрегатный завод может потеснить некоторые компании с него при грамотной деятельности всего персонала предприятия.

Данная отрасль характеризуется наличием некоторого количества барьеров входа, таких как, в первую очередь, сложность признания новых производителей потенциальными потребителями. Они, лучше, будут покупать уже известные двигатели "Mercedes" и другие, чем двигатели никому не известных марок, которые только что вышли на рынок и качество этих двигателей еще подлежит проверке. Агрегатный завод уже много лет находится на рынке и это, безусловно, большой плюс для него.

Можно предположить, почему на нашем предприятии маленькое количество заказов. С советских времен основные потребители продукции предприятия находились на территории России, а сейчас в России активно поддерживают своего производителя ("ЯМЗ"), хотя и он уступает Агрегатному заводу по некоторым показателям, что будет более подробно видно при анализе конкурентоспособности предприятия.

Технологии, которые применяются в отрасли, являются передовыми, и они постоянно изменяются и модернизируются. При этом, Агрегатный завод не отстает в этом компоненте от конкурентов из Западной Европы.

В целом, можно сказать, что данная отрасль является привлекательной для данного предприятия.

 

2.1. Анализ влияния внешней среды на результаты хозяйствования ГП "Завод им. В.А. Малышева"

 

Вообще, анализ внешней среды предприятия представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для предприятия. Для облегчения определения влияния внешних факторов на предприятие их разделяют на 2 группы:

  • Факторы непосредственного (прямого) влияния на предприятие;
  • Факторы опосредованного (косвенного) влияния на предприятие.

Факторы непосредственного влияния прямо влияют на предприятие и испытывают на себе влияние предприятия: поставщики, потребители, конкуренты. К основным факторам косвенного влияния относятся: экономические, политические, технологические, демографические, географические, экологические и социальные.

Начнем анализ с факторов непосредственного влияния (по которым имеем мало информации):

Поставщики. Поставщиками металлов для предприятия являются предприятия, работающие в Донбасско-Приднепровском регионе Украины. Оборудование, в основном, закупается за рубежом, т.к. харьковские предприятия после событий начала 90-х годов XX века перестали быть конкурентоспособными. Точнее, оборудование уже довольно давно не закупалось на предприятии. Данные поставщики пока устанавливают вполне приемлемую цену на ресурсы, но при возможном повышении цен на ресурсы наше предприятие может оказаться перед дилеммой, где покупать сырье, так как уже сейчас цены на украинском рынке близки к мировым.

Потребители. В связи со спецификой продукции, потребителями являются предприятия или организации, а также государства. В дальнейшем уже они распределяют продукцию между физическими лицами (например, комбайны, производимые головным предприятием с использованием дизельных двигателей Агрегатного завода, которые государство затем продавало по специальным ценам фермерским хозяйствам). Мы замечаем, что потребители, в основном, покупают продукцию известных российских и западных компаний, а с чем это связано - не известно. Давление на цены со стороны потребителей не наблюдается, но имеет место выбор продукции других предприятий, наверное, из-за более высокого качества.

Прямые конкуренты. Основные конкуренты перечислены в предыдущем подразделе. Здесь добавим, что они очень влияют на предприятие в той его части, которая занимается двигателями общего предназначения, а не спецпродукцией.

Товары-субституты. Как уже говорилось, к товарам-субститутам относят двигатели на электроэнергии, солнечной энергии и прочих экологически чистых видах энергии. На территории Украины данные двигатели производит только агрегатный завод (на рапсовом масле), а на мировом рынке есть предприятия, производящие также водородные двигатели и т.д. конечно, на данном этапе экологически чистые виды двигателей являются довольно дорогими, но в будущем нашему предприятию необходимо пересмотреть ассортимент и вводить больше таких чистых двигателей, так как, по прогнозам экспертов, они будут вытеснять старые модели с рынка уже через 15-20 лет.

Теперь займемся анализом факторов опосредованного влияния:

Экономические факторы. Их влияние выражалось особенно ярко в начале 90-х гг. XX в. тогда в стране имела место гиперинфляция, неопределенность в налоговой политике государства, соответственно, была на низком уровне платежеспособность предприятий и прочих потенциальных заказчиков на внутреннем рынке, а на внешний рынок предприятие еще не выходило по "советской привычке".

Политические факторы. Также оказывают влияние на деятельность предприятия, так как данное предприятие находится в 100% собственности государства и его пока не коснулась проводимая политика разгосударствления и приватизации. При этом очень сильный государственный контроль, особенно в средине 90-х гг., когда головное предприятие выполняло Пакистанский контракт.

Технологические факторы. На данном предприятии его влияние особенно заметно в связи с тем, что практически все оборудование морально и физически устарело. При этом, технологии и уровень качества продукции на довольно высоком по мировым меркам уровне.

Демографические факторы. Эти факторы практически не оказывают влияние на данное предприятие, так как качество рабочей силы остается всегда на относительно высоком уровне. Идет постепенный процесс омоложения кадров с привлечением специалистов и рабочих, проходивших обучение по специальности уже в независимой Украине. Число потенциальных потребителей так же не зависит от этих факторов в связи со спецификой продукции.

Географические факторы. Они благоволят предприятию, так как оно расположено относительно не далеко от источников сырья, от производителей продукции, которую закупает предприятие (в виде оборудования, материалов и полуфабрикатов и т.д.), от научно-исследовательских и конструкторских организаций. Правда, не очень хорошая экология, но это - "болезнь" всего восточного региона Украины.

Социальные факторы. Имеют наименьшее влияние на предприятие среди всех факторов непрямого влияния. Это связано с тем, что продукция предприятия не социального характера, а носит специфический технический характер и заказчиками выступают не конкретные личности, а предприятия или государство (хотя потребителями могут быть и конкретные физические лица).

Экологические факторы. Они связаны, в первую очередь, с дефицитом некоторых источников сырья и с постоянным подорожанием энергоносителей, а также с загрязнением окружающей среды отходами.

Мы видим, что влияние факторов как внешней, так и внутренней среды очень сказывается на деятельности нашего предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения данного индивидуального научно-исследовательского задания я познакомился с факторами внешней среды предприятия и их влиянием на деятельность субъекта хозяйствования.

Также я проанализировал влияние данных факторов на деятельность объекта исследования и выяснил, что наибольшее влияние оказывают такие факторы, как экономические, политические и технологические. Я считаю, что отсутствие большого количества заказов на продукцию предприятия можно объяснить тем, что на Украине нестабильная политическая и экономическая обстановка и потенциальные потребители не хотят рисковать, обращаясь к государственному предприятию, так как государство может в любой момент "перекрыть кислород" организации "за ненадобностью".

Влияние факторов прямого воздействия так же заметно. Это выражается в том, что потенциальные потребители выбирают продукцию других предприятий. Поэтому данное влияние наиболее главное из всех, хотя и вытекает из нескольких факторов косвенного воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.ХПЗ - Завод им.В.А. Малышева.100 лет" - Х: 1995 г. - 540 с.

2."Каталог продукции предприятия "Филиал "Харьковский агрегатный завод" ГП "Завод им.В.А. Малышева"" за март 2000 года.

3. Иванец В.М. Основы маркетинга. Опорный конспект лекций.-Симферполь; ЧП "Элина", 2006.- 144 С.

4. Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – Х.: КПФ Ника, 2002. – 190 с.

5. Управление цепями поставок / Под ред. Дж. Гатторны. М.: ИНФРА-М, 2008. - 670 с.

6. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг.5-е изд.:Уч.пос.- М.:Издательский дом "Вильямс", 2000.- 640 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Рис.1

 

 

 


Информация о работе Внешняя среда при управлении деятельностью