Внутрифирменное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде.

Содержание работы

Контрольные вопросы Вариант 5 (У-Я)……………………………………3
Практические задания……………………………………………………...51
Итоговый тест………………………………………………………………53
Реферат «Планирование производительности труда»…………………..56
Список литературы………………………………………………………...76

Файлы: 1 файл

Внутрифирменное планирование.docx

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Контрольные вопросы Вариант 5 (У-Я)……………………………………3

Практические задания……………………………………………………...51

Итоговый тест………………………………………………………………53

Реферат «Планирование производительности труда»…………………..56

Список литературы………………………………………………………...76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Как осуществляется рыночное планирование?

 

 

 В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий  и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде.     

Планирование  деятельности стало в настоящее  время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полному удовлетворению своей продукцией и услугами всех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм.     

В рыночной экономике, ориентирующей  каждого производителя и предпринимателя  на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение  наибольшего дохода, новые функции  приобретает внутрихозяйственное, или внутрифирменное, планирование деятельности на всех предприятиях. Рыночное планирование в настоящее время призвано обеспечивать не только производство пользующейся высоким спросом у покупателей новой продукции, но и всеми необходимыми экономическими ресурсами, а также способствовать их полной занятости и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.      

Следовательно, сущность внутрифирменного планирования в свободных  рыночных отношениях заключается в  научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических  целей их развития и форм хозяйственной  деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.      

Внутрифирменное планирование рыночной деятельности предприятий  предусматривает не только целостное  рассмотрение ряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе планирования может рассматриваться как средство для достижения более отдаленного результата. При планировании для определения высшей ценности ожидаемого близкого результата необходимо знать, какой исход или какая цель в конечном счете должны быть достигнуты на предприятии и в какой степени приближает к ним промежуточный планируемый результат. Возможность приближения к конечным результатам делает процесс планирования важным показателем как степени продвижения к поставленным целям, так и меры внешней ценности любого промежуточного результата. Правильная оценка при планировании степени продвижения к конечным результатам способствует обоснованному выбору не только важнейших экономических целей, но и необходимых средств для их осуществления в планируемом периоде.     

Во  всяком процессе планирования выбор основных целей и возможных средств или способов их выполнения тесно связаны и переплетены между собой. Выдвигаемые планово-экономические или иные внутрихозяйственные цели во многом влияют при имеющихся ограничениях и на выбор средств для их предстоящего осуществления. Вместе с тем не менее очевиден и тот факт, что имеющиеся в распоряжении предприятия производственные ресурсы, технологические средства и финансовые возможности влияют также и на выбор стратегических или тактических целей его развития. Например, возможность или способность стабилизации и подъема производства на отечественных машиностроительных предприятиях в период перехода к рынку существенно ограничивается уровнем их реальных доходов и состоянием платежеспособности. Иными словами, наше представление о возможных финансовых исходах или, точнее говоря, о финансовом состоянии предприятия влияет на выбор тех важнейших или приоритетных экономических целей, к которым следует стремиться при планировании их производственной деятельности. На нынешнем этапе развития большинства наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.      

Таким образом, рыночное планирование внутрихозяйственной, или  внутрифирменной, деятельности служит основой современного маркетинга, производственного  менеджмента и в целом всей экономической системы.      

Это означает, что в процессе планирования необходим комплексный, системный  подход к решению возникающих  на предприятии производственно-экономических и всех иных проблем. Формулировка производственных целей и выбор экономических ресурсов, направленных на достижение требуемых рынком плановых показателей или задач, представляет перспективное планирование или комплексное решение будущих проблем. В связи с этим внутрифирменное планирование подразумевает, что ни одна производственная или предпринимательская проблема не должна рассматриваться изолированно друг от друга и каждая из них формулируется с учетом ее принадлежности к системе или множеству взаимосвязанных задач или целей, выступающих на каждом предприятии как единая экономическая система. Следовательно, рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему. Такое планирование лучше всего может быть выполнено в тех рыночных производственных условиях, когда оно предусматривает решение реальной или текущей экономической задачи, становится этапом идеальной или перспективной перестройки того или иного объекта на предприятии, каким может быть рабочее место, производственный участок, целое предприятие, т.д.     

Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей.     

Планирование  в условиях рынка также служит основой осуществления множества  разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современного производства. Для современного отечественного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:     

- экономический  рост, означающий желание предприятий  обеспечить производство большего  количества и лучшего качества  товаров и услуг, а следовательно, более высокий уровень жизни людей;     

- полная занятость,  предполагающая возможность подходящего  занятия всем работникам, кто  желает и способен трудиться;     

- экономическая  эффективность, характеризующая  максимальную отдачу всех имеющихся  ограниченных производственных  ресурсов при допустимом минимуме  издержек на их использование;      

- стабильный уровень  цен, не допускающий значительного  колебания общего уровня действующих  цен, а значит, инфляции и дефляции;      

- экономическая  свобода, позволяющая всем специалистам  и исполнителям обладать в  своей сфере деятельности высокой  степенью самостоятельности и  творчества;     

- справедливое  распределение доходов, предусматривающее  соответствующее вознаграждение  всех категорий персонала.     

Приведенный перечень широко признанных в мировой рыночной экономике общих целей может быть весьма успешно использован на отечественных предприятиях при планировании их производственно-хозяйственной и социально-трудовой деятельности. Основные экономические функции и предстоящие цели каждого предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.     

Во  внутрифирменном плане, как и  в любом другом, отдельные части  или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития. Рыночное планирование по существу является процессом синтеза, результатом которого всегда становится некоторая прогнозируемая система, характеризующая совокупность взаимосвязанных частей единого хозяйственного комплекса. Оптимальный внутрифирменный план в наиболее полной степени отражает свойства, функции и цели всего предприятия. Всякая целостная система всегда обладает свойствами, которые отсутствуют у ее частей. Поэтому комплексный внутрихозяйственный план предприятия, представляющий собой научно обоснованную систему решений совокупности производственных, технических, экономических, социальных, финансовых и иных функций и проблем, может быть осуществим, даже если ни одна из его частей, рассматриваемых порознь, неосуществима. Неосуществимые на этапе планирования решения могут взаимодействовать таким образом, что они дадут в будущем реально достижимую систему планируемых решений.     

Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики – это процесс непрерывной творческой деятельности, научно обоснованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач. Оно позволяет каждому предприятию планировать и соизмерять свои затраты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов и получаемых совокупных доходов на всех стадиях хозяйствования и уровнях управления.      

В свободных рыночных отношениях предприятий  основные функции внутрихозяйственного планирования получили в настоящее  время свое дальнейшее развитие и  расширение: от технико-экономического обоснования отдельных разделов и частей плана до разработки новых комплексных бизнес-планов.      

В чем состоит сущность и принципиальное различие директивного и индикативного  планирования?     

По методам обоснования  в современном производстве находят  применение следующие системы внутрифирменного планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизованное.      

На  предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами  общественной собственности преобладает  централизованная, или административная, система планирования.      

В хозяйственных товариществах и  акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности  применяются виды рыночного или  индикативного планирования.      

Важнейшими  экономическими регуляторами или ориентирами  в этих видах планирования служат соответственно механизмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления.      

Рыночное  самопланирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличивается и цена товара и, следовательно, планируется расширение его производства. А при снижении цен и объема продажи товара его выпуск также снижается.      

Индикативное  планирование – это по существу государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.      

Централизованное, или директивное, планирование предусматривает  установление вышестоящим органом  управления подчиненному предприятию  плановых показателей натуральных  объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических  нормативов.      

Эти три системы внутрифирменного планирования не противоречат одна другой и могут  применяться одновременно в той  мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того либо иного вида планирования.      

Различают директивное и индикативное государственное  планирование. Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всех исполнителей документа. Из директивности  планирования вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий. Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать.     

Информация о работе Внутрифирменное планирование