Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:32, реферат
Что такое эмоция? Это процесс, отражающий субъективную оценку, переживание и отношение человека к окружающему миру, к происходящим или возможным внешним событиям и ситуациям, к внутреннему состоянию своего организма, к своим собственным действиям и поступкам. Все, что человек делает, переживает, с чем он взаимодействует, порождает различные эмоции.
Эмоции, их значение жизни человека
Определение эмоций. Функции эмоций
Основные теории эмоций
Классификация эмоций, параметры их оценки
Роль эмоций в жизни человека
Определение чувств. Виды чувств (классификация)
Воля и волевые процессы
Определение и функции воли
Волевые качества личности
Физиологические и психологические механизмы регуляции воли.
Список используемой литературы
Содержание
Список используемой литературы
Что такое эмоция? Это процесс, отражающий субъективную оценку, переживание и отношение человека к окружающему миру, к происходящим или возможным внешним событиям и ситуациям, к внутреннему состоянию своего организма, к своим собственным действиям и поступкам. Все, что человек делает, переживает, с чем он взаимодействует, порождает различные эмоции.
Античные философы относились к эмоциям крайне негативно, полагая, что эмоциональные всплески мешают человеку, разрушают его разумную деятельность. С подобным отношением в наши дни можно столкнуться в юридической практике, где состояние аффекта, приводящее к потере контроля над действием в момент совершения преступления, рассматривается как смягчающий фактор. Однако эмоции в эволюционном развитии человека как биологического вида сыграли положительную роль. По данным исследователей, человек обладает самым богатым и разнообразным эмоциональным миром по сравнению с другими животными, следовательно, эмоции играют определенную и очень важную роль в его выживании, развитии и совершенствовании.
Функции эмоций:
Одной из самых важных функций эмоциональных переживаний является функция побуждения или мобилизации, которая стимулирует или тормозит человека в осуществлении определенной деятельности и проявляется, прежде всего, на физиологическом уровне. В зависимости от ситуации, эмоции направляют или контролирую деятельность человека.
Организующие функции эмоций привлекают силы и внимание к одному виду деятельности, одновременно препятствуя осуществлению другого ее вида и выступая в данном случае как дезорганизующий фактор. Например, состояние аффекта в определенных случаях может стать полезным, отключая разум и мобилизуя внутренние скрытые физические ресурсы организма человека в ситуации опасности для жизни.
Оценочные функции эмоций позволяют,
прежде чем включится разум, определить
значимость происходящей ситуации, внутреннего
состояния организма или
Регуляторные функции эмоций в психологии еще называют функциями закрепления – торможения, следообразования, подкрепления. Они являются одним из механизмов, регулирующих внутреннюю деятельность человека, направленную на удовлетворение определенных потребностей. Любая потребность порождает эмоциональные переживания, которые могут оказывать на нее и прогноз ее удовлетворения различное влияние. Например, страх может помешать в реализации определенной потребности, а воодушевление и радость от незначительных успехов способствовать достижению конечной цели. Переживание отрицательных и положительных эмоций, связанное с удачами и неудачами в жизни, оставляет в опыте человека значимые «зарубки», которые помогают в аналогичных ситуациях выбирать адекватные формы поведенческих реакций.
Регуляторые функции эмоций логически перетекают в предвосхищающую функцию, которая направлена на побуждение к будущим действиям. Эмоции, как правило, опережают развитие событий и, в зависимости от своей характеристики, указывают на благоприятный или отрицательный результат. Эмоциональный опыт, полученный в прошлом, всегда используется для прогнозирования будущего.
Коммуникативные функции эмоций тесным
образом связаны с таким
Коммуникативная функция эмоций очень важна в младенческом возрасте, когда дети еще не умеют говорить, и эмоциональная коммуникация – это единственный способ для них взаимодействовать с окружением.
Основные функции эмоций выступают важными регуляторами в познании окружающего мира. Они способствует лучшему пониманию внутреннего состояния и внешних событий и явлений, и настраивают людей на совместную деятельность.
Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В 18-19вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления- следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф.Гербард, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление. Эмоции соответствуют связи, которая устанавливается между представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего, хорошо знакомого человека, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это эффективное состояние не произвольно, почти рефлекторно взывает слезы и вообще органические изменения, характеризующую скорбь.
Этой же линией придерживался И.В.Вундт, но его концепция была более эклектичной. По его мнению, эмоции - это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства. Органические процессы являются лишь следствием эмоции.
Современная история эмоций начинается с появления в 1884г. Статьи У.Джемса «Что такое эмоция?». У.Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов- сердечной. Ощущения связаны с этими изменениями и есть эмоциональные переживания. По Джемсу «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоции, стали их причиной. Отсюда становится понятной упрощенная трактовка произвольной регуляции эмоций- считалось, что нежелательные эмоции, например горе, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций.
Концепция Джемса-Ланге вызвала ряд возражений. Основные положения критики были высказаны У.Кенноном, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень походили друг на друга и как таковые не достаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие человеческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда то него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре- таламусе. Позже П.Бард показал, что с эмоциями их всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
Большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию. Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина, считавшего, что большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, что они полезны(выражение гнева пугает врага), либо просто тем, что они являются рудиментами движения целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ, эволюционируют также, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э. Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, под той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха».
Отдельно стоит группа теорий, раскрывающих природу эмоций через когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанс Л.Фестингера. Исходное ее положение: диссонанс – есть отрицательное, эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном объекте. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться. Для этого у человека есть 2 выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.
К разряду когнитивистских может быть отнесена информационная концепция эмоции П.В.Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Этот подход реализован в формуле
Э = - П(Ин -Ис),
где:
Э – эмоция, ее сила и качество;
П – величина и специфика актуальной потребности;
Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;
Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.
Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные эмоции. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от их соотношения испытывает различные эмоции.
В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.
Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).
Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.
Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.
Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:
Моральные (нравственно-этические).
Интеллектуальные, практические.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что эмоции охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Так, например, человек, переходящий дорогу, может испытать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Эмоциональная оценка событий формируется не столько на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате переживаний, возникших в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д. Благодаря отражательной функции эмоций человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. В этом смысле эмоции выполняют еще и прединформационную или сигнальную роль. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия он встречает на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.