Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:32, реферат
Что такое эмоция? Это процесс, отражающий субъективную оценку, переживание и отношение человека к окружающему миру, к происходящим или возможным внешним событиям и ситуациям, к внутреннему состоянию своего организма, к своим собственным действиям и поступкам. Все, что человек делает, переживает, с чем он взаимодействует, порождает различные эмоции.
Эмоции, их значение жизни человека
Определение эмоций. Функции эмоций
Основные теории эмоций
Классификация эмоций, параметры их оценки
Роль эмоций в жизни человека
Определение чувств. Виды чувств (классификация)
Воля и волевые процессы
Определение и функции воли
Волевые качества личности
Физиологические и психологические механизмы регуляции воли.
Список используемой литературы
Оценочная, или отражательная, функция
эмоций непосредственно связана
с побудительной, или стимулирующей,
функцией. Так, в той же дорожной
ситуации, человек, испытывая страх
перед приближающейся машиной, ускоряет
свое движение через дорогу. Эмоции
как бы определяют направление поиска,
способное удовлетворить
В связи с тем, что эмоции принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющую функцию эмоций. Значимые события, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь к учению или навсегда угасить ее. Американские психологи Р.М.Йеркс и Дж.Д.Додсон, изучая зависимость научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей, установили зависимость качества выполняемой деятельности от интенсивности мотивации. Впоследствии эта зависимость была выявлена у людей. Оказалось, что по мере интенсивности качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.
В связи с этим нельзя не отметить и приспособительную функцию. По утверждению Ч.Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшим эмоциям, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающему миру.
Коммуникативная функция. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации, являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования не все эмоции одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). Наибольшую информативность об эмоциях, испытываемых человеком, несет выражение его рта.
В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Эмоции могут нести воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.
Эмоции связаны с особыми физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, понижается или повышается кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек – краснеет, при других – бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем, органом чувств, несмотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в пищеварительной и в секреторной системах.
Эмоции нацелены на овладение приемлемыми объектами. Их можно рассматривать как средство достижения конкретных объектов, но не только – этим они также способствуют совершенствованию нашей собственной личностью, развитию потенциальных способностей. Даже беглый взгляд на собственные переживания показывают, что эмоция может побудить нас к действию и облегчить его выполнение. Мы преследуем цель, которую очень желаем, и добиваемся ее без всякого чувства усилия; но для нас тяжелым бременем являются усилия, необходимые для достижения цели, которую нам следовало бы достичь, но которая не слишком нас заботит. Это проявляется также в ускорении деятельности, наступающем в те моменты, когда мы бываем охвачены отвагой, гневом или страхом. Как импульсивные эмоции, так и эмоции сопротивления могут служить нам средствами в преследовании поставленных целей. Овладение объектом начинается с желания, достигается действием и завершается радостью, которую нам этот объект доставляет. Если с нами приключается что-то недоброе, мы стараемся от этого избавиться и ищем чего-то лучшего.
Кроме того, эмоциональная реакция
при отрицательных
Следовательно, для того чтобы эмоция
служила средством
ЧУВСТВА — одна
из форм переживания человеком своего о
Чувства оказывают большое влияние на деятельностьчеловека, они ярко проявляются внешне. В зависимости от влияния на деятельностьразличают чувства: стенические и астенические. Сильные стенические чувства стимулируют, побуждают к деятельности. Астенические, наоборот, оказывают тормозящее влияние на деятельность.
На наш взгляд, корректнее разделять совокупность
чувств не на низшие и высшие, а на непосредственные
и опосредованные. Тогда распространенная
в отечественной науке классификация
чувств примет следующий вид.
I.
Непосредственные чувства.
II. Опосредованные
чувства:
1) моральные (этические);
2) эстетические;
3) интеллектуальные;
4) праксические.
Непосредственные чувства - это переживания,
определяемые главным образом естественно
природными потребностями. Таковы родительская
любовь, ненависть к обидчику, страх перед
болью, устойчивая тяга к сладкому или
соленому и т. п. Эти чувства более ситуативны
и конкретны, чем опосредованные, и этим
сближаются с эмоциями.
Опосредованные чувства - это переживания,
определяемые социально культурными потребностями.
Моральные (этические) чувства - это чувства,
опосредованные нравственными нормами.
(Пренебрежем встречающимися в философии
разночтениями в трактовке понятий «мораль»,
«нравственность» и «этика».) Сюда относятся
чувство долга, симпатия и антипатия, эмпатия
(как сочувствие и как сопереживание),
доброжелательность, дружба, любовь в
различных разновидностях (в том числе
патриотизм), благодарность, ненависть
и т. п. Этические чувства обусловлены
и, в свою очередь, сами обусловливают
систему взглядов, убеждений, мировоззрение
людей.
Эстетические
чувства - чувства, опосредованные восприятием
и пониманием прекрасного или безобразного.
Как известно, каноны красоты определяются
не в последнюю очередь социально-историческими
условиями. При восприятии прекрасного
возникает восхищение и сопутствующие
ему чувства и состояния от взволнованности
до восторга. При столкновении с безобразным
вызывается чувство отвращения с соответствующим
эмоциональным спектром - неудовольствие,
омерзение, чувство гадливости и т. д. Особенно
ярко эстетические чувства проявляются
в мире искусства и при общении с природой.
К. К. Платонов к этой группе относит чувство
трагического и комического, юмора, сарказма,
«смеха сквозь слезы» [594, с. 166], что, на
наш взгляд, неверно: эти переживания следует
отнести к группе интеллектуальных чувств,
поскольку они связаны с пониманием единства
противоположностей в любом явлении, о
чем уже говорилось выше при изложении
знаковости чувств.
Интеллектуальные чувства - это чувства,
опосредованные мыслительными процессами
и стремлением к знаниям и истине. Сюда
можно отнести такие процессы и вызванные
ими состояния (переживаемые как чувства),
как любознательность, любопытство, удивление,
сомнение, уверенность, чувство нового,
чувство трагического, чувство смешного
(в том числе чувство юмора), чувство правоты,
устойчивое удовольствие от процесса
познания, устойчивое неудовольствие
от ограниченных возможностей человека
в познании Природы и самого себя и т. д.
Иногда в качестве синонима для обозначения
этих чувств используют эпитет «познавательные»
[594, с. 166]. По-видимому, нередко формирование
таких чувств опосредовано и волевыми
процессами.
Праксические чувства - это чувства, опосредованные
деятельностью и в первую очередь трудовой
деятельностью человека. Сюда относят
радость труда, удовлетворение работой
и ее результатом, неудовольствие от чрезмерных
усилий или монотонии, утомление, творческие
переживания, счастье открытий и побед,
горечь неудач и поражений и т. д. и т. п.
Оценивать представленную классификацию
нужно с немалой долей скепсиса, улавливаемого
в высказываниях по этому поводу Е. П. Ильина,
который некоторые из перечисленных чувств
даже называет «псевдочувствами» [289, с.
296; с. 335- 337]. Однако пока в науке более совершенной
классификации чувств не имеется.
Возможна дифференциация чувств по степени
обобщенности их предметного содержания.
Тогда выделяют следующие виды чувств.
1. Конкретные (например, любовь к своему
ребенку, страх перед зубной болью, восхищение
каким-то музыкантом, привязанность к
своей кошке).
2. Обобщенные (например, любовь к детям
вообще, боязнь любой боли, любовь к музыке,
любовь к животным).
3. Абстрактные (например, чувство долга,
чувство справедливости, чувство юмора.
Любовь вообще, страх вообще).
Воля – способность
к выбору деятельности и внутренним
усилиям, необходимым для ее осуществления.
Специфический акт, несводимый к
сознанию и деятельности как таковой.
Осуществляя волевое действие, человек
противостоит власти непосредственно
испытываемых потребностей, импульсивных
желаний: для волевого акта характерно
не переживание "я хочу", а переживание
"надо", "я должен", осознание
ценностной характеристики цели действия.
Волевое поведение включает принятие
решения, часто сопровождающееся борьбой
мотивов, и его реализацию.
Слабость
воли, неорганизованность, действие по
наиболее сильному мотиву, сравнительно
легкий отказ от достижения поставленной
цели вопреки ее объективной значимости
– все это свойственно человеку.
Мы не всегда можем отличить настойчивость
от упрямства, следование определенным
принципам от стремления, во что бы то
ни стало добиться своего, видя во всем
этом равные проявления воли. Поэтому
необходимо учиться отделять подлинные
проявления воли от ложных.
Понятие воли
Воля — сложнейшее
явление в человеческой психологии. Волю
можно определить как некую внутреннюю
силу психологического свойства, способную
управлять психологическими явлениями
и поведением человека. Это форма внутреннего
контроля поведения, осуществляемого
человеком и связанного с его сознанием,
мышлением.
Воля — высший
уровень регуляции поведения человека.
Это то, благодаря чему возможно ставить
перед собой сложные цели, достигать поставленные
цели, преодолевая внутренние и внешние
препятствия благодаря воле человек делает
сознательный выбор, когда он сталкивается
с необходимостью выбирать среди нескольких
форм поведения.
Главное отличие поведения человека от
поведения других существ — воля. За 300
лет наука почти не продвинулась в понимании
смысла воли и волевой регуляции. Это происходит
из-за того, что воля — субъективное явление,
которое не имеет определенных внешних
проявлений и физиологических признаков,
не известно, какие структуры головного
мозга ответственны за волевые регуляции.
Воля предполагает
самоограничение, сдерживание некоторых
достаточно сильных влечений, сознательное
подчинение их другим, более значимым,
важным целям, умение подавлять непосредственно
возникающие в данной ситуации желания
и импульсы. На высших уровнях своего проявления
воля предполагает опору на духовные цели
и нравственные ценности, на убеждения
и идеалы.
Функции воли
В целом
волевые процессы выполняют три основные
функции.
Первая
— инициирующая (непосредственно связанная
с мотивационными факторами) заключается
в том, чтобы заставить начать то или иное
действие, поведение, деятельность, преодолевая
объективные и субъективные препятствия.
Вторая —
стабилизирующая, связанная с волевыми
усилиями по поддержанию активности на
должном уровне при возникновении внешних
и внутренних помех разного рода.
Третья
— ингибирующая состоит в оттормаживании
других, часто сильных мотивов и желаний,
других вариантов поведения.
Воля как процесс — это не только одна
из высших форм организации всех других
психических процессов. В волевых процессах
личность и ее психические процессы не
только проявляются, но и формируются,
развиваются. В связи с этим выделяют еще
одну функцию воли — генетическую, продуктивную.
В результате ее действия повышается уровень
осознаваемости и организованности иных
психических процессов, а также формируются
так называемые волевые свойства личности
— самостоятельность, решительность,
настойчивость, самообладание, целеустремленность
и др.
Волевые качества - это относительно
устойчивые, независимые от конкретной
ситуации психические образования,
удостоверяющие достигнутый личностью
уровень сознательной саморегуляции
поведения, ее власти над собой. В волевых
качествах сочетаются моральные компоненты
воли, которые формируются в процессе
воспитания, и генетические, тесно связанные
с типологическими особенностями нервной
системы. Например, страх, неспособность
долго терпеть усталость, быстро принимать
решение в большой мере зависят от врожденных
особенностей человека (силы и слабости
нервной системы, ее лабильности).
Волевые
качества включают в себя три компонента:
собственно психологический (моральный),
физиологический (волевое усилие) и нейродинамический
(типологические особенности нервной
системы).
Исходя
из этого все волевые качества делятся
на «базальные» (первичные) и системные
(вторичные). К первичным относятся собственно
волевые качества, которые, в свою очередь,
делятся на две группы. Первая группа характеризуется
целеустремленностью, способностью удерживать
волевое усилие, это - терпеливость, упорство,
настойчивость.
Вторая группа характеризует самообладание
и включает такие качества, как смелость,
выдержка, решительность. Важное значение
для воспитания воли имеет предъявление
к ребенку требований, соответствующих
и посильных для его возраста, с обязательным
контролем за их выполнением. Отсутствие
контроля может создать привычку бросать
начатое, не доводя до конца. Проявление
силы воли обусловлено нравственными
мотивами человека. Наличие у человека
стойких убеждений и целостного мировоззрения
является основой волевой организации
личности.
Физиологические механизмы волевой регуляции.
Воля наряду с другими сторонами психики имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов.
Материальной основой воли являются нервные структуры, направляющие и поддерживающие целенаправленность волевого действия. При поражении лобных долей мозга, в частности так называемых префронтальных участков коры, наступает аппраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе, и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта. Человек с таким поражением мозга, начав выполнять какое-либо действие, сразу прекращает или изменяет его в результате какого-либо случайного воздействия. В клинической практике описывался случай, когда такой больной, проходя мимо раскрытого шкафа, вошел в него и стал беспомощно озираться вокруг себя, не зная, что делать дальше. Поведение таких больных превращается в неуправляемые, разорванные действия.