Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:46, курсовая работа
Рассмотрены манипулятивные технологии управления людьми, задействование их психических особенностей в процессе выполнения приказов.
• Введение
• Воздействие на подсознание как вид психологического воздействия
• Техники воздействия на подсознание с целью управления
• Типы организаций, применяющих воздействие на подсознание как метод управления, примеры
• Заключение
• Библиография
• Приложение
Воздействие на подсознание людей как метод управления организацией
Оглавление
Введение.
Психология - наука, посвященная исследованию и классификации тех феноменов, которые имеют умственное происхождение. Иначе говоря, психология изучает человеческий разум. В наше время множество разделов психологии применяются для создания бизнес и менеджмент программ, которые представляют собой методики структуризации компании и подготовки кадров. Некоторые организации делают психологический контроль основой своего управления, используют для этого нейро-лингвистическое программирование и многие другие техники, открытые и разработанные учеными-психологами.
Такие организации можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. Если в первых главной задачей как правило является погоня за прибылью, то во вторых использование психологического воздействия обосновано иными целями. Например, власть, авторитет, победа в сражении и др. Данная классификация не позволяет провести четкой границы, так как изначальной целью манипулятора или возбудителя воздействия может являться материальное обогащение, которое достигается при помощи власти и авторитета.
Впрочем, довольно трудно четко определить, где заканчивается психологическое вмешательство и начинается обыкновенная организационная иерархия. Любой контакт, возникающий между людьми, являет собой некую психологическую борьбу. В силу уникальности человеческого характера, невозможно отыскать хотя бы двух человек, которые были бы во всем согласны. Поэтому каждый разговор являет собой борьбу мнений, а продвижение своих идей встречает сопротивление со стороны других.
Существуют некоторые критерии, по которым можно с определенной долей уверенности отделить воздействие на подсознание человека с целью управления от обыкновенного контакта. Во - первых, человек, ставящий перед собой задачу влиять на окружающих, должен обладать харизмой. Скучная, "серая", незаметная личность вряд ли сможет заставить себя слушать. Однако обладать харизмой не значит быть самым приметным, громким или наглым. По-настоящему умный человек, профессионал в своем деле, всегда отводит роль первого другому, держа его при этом под контролем. Не случайно после революций управляли государствами отнюдь не те, кто вел восставших людей на баррикады. (Например, Фидель Кастро и Че Гевара на Кубе: первый правил страной десятки лет, хотя привел эту страну к такой власти последний.) Харизматичный лидер способен собрать вокруг себя большое количество человек, которые, подпадая под его влияние, формируют преданное окружение, помогающее своему лидеру развиваться как материально, так и морально. ( Именно харизматичность характера сделала самого известного гипнотизера и чародея Антона Шандора Лавея, основателя сатанизма, столь успешным. Обладая неординарной внешностью и хорошим чувством юмора, он с успехом сумел применить на практике психологические техники и построить империю сатанизма буквально на своем авторитете в американском обществе 50-х и 60-х годов)
Во-вторых, манипулятор должен не просто обладать располагающей к себе манерой общения, но и контролировать свое поведение с другими, меняя его от случая к случаю. ( Догматичность является преградой любого воздействия на окружающих, в то время как сами догматики очень легко поддаются внушению и легко совершают поступки, совершенно противоречащие собственным жизненным доктринам). Этим опытные манипуляторы отличаются от просто приятных в общении людей. Они становятся приятными в общении и располагающими к себе в тех случаях, когда видят в этом выгоду.
В-третьих, воздействие должно происходить на подсознательном уровне, то есть объект манипулирования не догадывается о том, что на него воздействуют. Это - крайне важный критерий при оценке ситуации, так как сознательное манипулирование может представать в форме неприкрытой угрозы или лести, в то время как подсознательное восприятие сигналов человек не в состоянии заметить. Поэтому защищаться от подобных воздействий намного сложнее.
Таким образом, выходит, что воздействие на подсознание людей с целью управления ими все-таки можно отделить от иных форм манипулирования. Однако в процессе исследования данной темы становится понятно, что четкой границы между простым разговором и целенаправленным воздействием не существует.
Теперь следует рассказать об организациях, в которых данный тип управления является преимущественным. Как было замечено раннее, такие организации не имеют четко выделенного профиля деятельности. Можно лишь утверждать, что психологические техники незаменимы в построении иерархий, основанных на беспрекословном подчинении авторитету старшего, так как понятие авторитета или уважения довольно расплывчато и трудно поддается определению.
Примером подобных образований могут служить религиозные и иные секты, которые строятся на иррациональных идеях и поэтому должны подавлять попытки своих членов найти разумное объяснение своей деятельности, в особенности, если она связана с мошенничеством и иными уголовно наказуемыми преступлениями. (Примером может служить секта ЮСМАЛОС или "Белое Братство", где использовались психотропные препараты, гипноз, ввод в глубокий транс и создание привязки к членам секты на подсознательном уровне. Людям "вшивали" программу полного подчинения организаторам секты и выполнение любых приказов, включая ритуальное самоубийство).
Однако не только мошенники используют скрытое управление человеком. Первая секта, по мнению писателя Мэнли П. Холла (см. Библиографию) была создана еще в древней Греции и являла собой не что иное, как школу:
Эмпедокл, Эпихарм, Архит, Алкмеон, Гиппас, Филолай и Эвдокс были выдающимися представителями италийской или пифагорейской школы, названной так по имени ее основателя Пифагора из Самоса. Он рассматривал математику как священную и точнейшую из всех наук и требовал от всех, кто к нему приходил учиться, знания арифметики, музыки, астрономии и геометрии. Он делал особый упор на философскую жизнь как обязательное условие мудрости. Пифагор был одним из первых учителей, кто учредил секту, все члены которой оказывали друг другу взаимопомощь в постижении высших наук. Он также ввел дисциплину размышления о прошлом как необходимую для развития духовного разума…
Как видно из отрывка, Холл считает Пифагора создателем секты. В подтверждение своей гипотезы он приводит описание "набора" в италийскую школу учеников и их обучения. Ведь в Древней Греции не было общепринятой системы образования. Каждый полис или город имел свою школу и своих учителей. Были платные педагоги, которые пользовались уважением и обучали детей обеспеченных горожан. Однако Пифагор не брал плату со своих учеников, равно как и не обещал им достойного места в обществе в результате поступления в свою школу. Он требовал от них определенных знаний, полного подчинения разработанному им укладу философской жизни. Таким образом, получается, что будущие ученики делали свой выбор в пользу пифагорейской школы из-за уважения к учителю и готовы были принять лишения и аскетический образ жизни, Пифагор считал материальное благополучие помехой на пути к мудрости, ради иррациональной цели. Безвозмездная взаимопомощь означала, что члены секты жили как братья, а не как соперники, получающие знания не только ради знаний, но и ради оценок. Это - еще одно отличие секты: как правило, большинство ее членов уравнены в правах и обязанностях, не отличаясь друг от друга социальным положением или достатком. Таким образом, удается достичь большей сплоченности и более крепкой дружбы между ними, ведь у них нет повода завидовать друг другу.
Можно сделать вывод, что Пифагор одним из первых создал некое подобие секты в виде закрытой школы. Ученики подчинялись его требованиям, не имели друг над другом власти, использовали рациональные методы (обучение наукам) для достижения достаточно иррациональной цели (точно неизвестно что такое мудрость, когда и как человек становится мудрым, нет четкого определения). Здесь имеет место воздействие на подсознание людей как метод управления организацией. Манипуляция исходит от учителя к ученикам и служит методом управления школой. Суть манипуляции: создание безоговорочного авторитета среди учеников, подавление их воли, подчинение собственноручно созданной системе образования, проведение, в некотором смысле, эксперимента на людях. Воздействие является подсознательным, так как открытая манипуляция неэффективна в подобном случае. Мало кто из образованных, отягощенных максимализмом юношей согласиться подчиниться пусть даже мудрому Пифагору. Ведь Древняя Греция - колыбель демократии, каждый должен иметь право на свободомыслие, относительную свободу слова и так далее.
Но если происходит
подсознательное внушение, внешнюю
причину своего поведения
Получается, что воздействие на подсознание людей как метод управления организацией применялось и применяется в широчайшем спектре структур с древних времен и до наших дней.
В последующих главах я рассмотрю подробнее методики воздействия на подсознание, выстраиваемую с их помощью иерархию и попытаюсь ответить на вопрос, эффективен, и оправдан ли подобный метод управления.
Глава 1
Воздействие на подсознание как вид психологического воздействия
Человеческое сознание является далеко не полностью изученной областью в науке. Что же говорить о подсознании, которое скрыто не только от окружающих, но и от самого индивида. Известно, что человек использует мозг только на 5 - 10 %, а попытки развить мозговую деятельность, чтобы перешагнуть этот предел оборачиваются гибелью всего организма или безумием.
Однако даже такого маленького участка мозга хватает для огромного количества своеобразных центров управления системами жизнедеятельности. Большинство подобных центров работают сознательно, но есть и такие, которые включаются только в определенные моменты, и человек не может активизировать их по собственному желанию.
Например, будучи на краю гибели, многие люди совершают невозможное с точки зрения рационального и логического подхода. Откуда-то берется недюжинная сила, ловкость, сообразительность и даже смелость. Позже, не в критической ситуации, человек не может даже вспомнить, как сумел сделать то, что сделал, не говоря уже о том, чтобы подобное повторить.
Несмотря на то, что сам человек, за редким исключением, не способен управлять своим подсознанием, другие могут это делать. Чтобы "включить" необходимые в экстренном случае центры управления, нужно вызвать экстренный случай как определенное состояние организма. Для этого достаточно ввести человека в гипнотический транс или вызвать определенные воспоминания, которые возникнут в подсознании. Закрепив привязку в подсознании человека в виде: определенное действие - критическая ситуация, манипулятор сможет без труда вызывать работу усиленного инстинкта самосохранения, когда индивид полностью использует предел возможностей организма. Таким образом, можно превратить миролюбивого и безопасного для окружающих гражданина в боевую машину за долю секунды, например, хлопнув в ладоши.
Есть и примеры использования психологического влияния как способ помочь человеку. Один из них описан ниже: психиатрическая практика.
Ключевым моментом воздействия на подсознание является то, что оно практически не фиксируется на сознательном уровне. Когда человек приходит на прием к психоаналитику или психиатру, он практически не ощущает "лечения": его не обследуют специальными приборами, не прописывают лекарств и не ставят диагноза. Однако через некоторое время многие пациенты ощущают себя выздоровевшими: они выходят из депрессии, радуются жизни, налаживают отношения с близкими и др.
Главным в психологическом консультировании является то, что врач может прочесть и понять те сигналы, которые пациент посылает подсознательно,- они выдают истинные причины психического расстройства: особенности внешнего вида, поведения и речи, не контролируемые человеком сознательно.
В книге Гордона и Андерсон (см. Библиографию) описывается множество подобных случаев, вот один из них:
Люди постоянно выдают себя. Ко мне за терапией обратилась женщина…когда моя жена вызвала меня осмотреть эту пациентку, она сидела в моем кабинете, скрестив руки на груди, перекинув одну ногу на другую и вдобавок обернув ее вокруг другой ноги еще раз. Я занял свое место, спросил, как ее зовут и в чем ее проблема, и она сказала: "У меня фобия на самолеты. Я смертельно боюсь самолетов, а мой муж собирается взять меня за границу в сентябре. Я ужасно боюсь". Я сказал ей: "Мадам, я не видел, как вы вошли и сели. Будьте добры, выйти в другую комнату, а затем снова войти и сесть". Она вернулась и села. Тогда я сказал: "Мадам, вы обращаетесь к психиатру со своими проблемами, потому что не понимаете, в чем они состоят, а потому вы не можете по-настоящему описать их. Итак… вы должны рассказать своему психиатру все, что возможно, если хотите, чтобы он помог вам. Я хочу задать вам вопрос, который имеет прямое отношение к делу, но является неприятным и невежливым, и вы должны на него ответить. Вы готовы?". Она сказала: "Да". И я спросил: "Мадам, ваш муж знает о вашей любовной связи?". Она ответила: "Нет, но откуда ВЫ знаете?"
Откуда я узнал? Она вышла из комнаты и снова вошла и села. Она уселась в характерной защитной позе. Ее ноги были переплетены, что является очень хорошим прикрытием. И я слышал, как она сказала: "Мой муж собирается ВЗЯТЬ МЕНЯ за границу, и я боюсь".
Из данного примера видно, что женщина старалась сознательно не выдавать истинных причин своей проблемы, но подавала отчетливые сигналы подсознательно: своими жестами и манерой строить предложения.
Для того чтобы произвести воздействие на подсознание субъекта манипулятор должен быть профессионалом в распознавании и считывании подобной информации. Словно психиатр, он должен видеть невидимое для обычных людей, видеть то, в чем человек больше всего нуждается в данный момент. В случае успеха, объект манипуляции раскрывается перед манипулятором и становится легкой добычей.
Кроме прочтения подсознательных сигналов, манипулирующий индивид обязан располагать будущую жертву к себе, как уже говорилось во Введении. Способность общаться в обстановке взаимопонимания и доверия называется "раппортом". Любой возбудитель психологического воздействия должен ею обладать, чтобы расчищать путь для своего внушения, делать его более эффективным. Раппорт можно подразделить на содержательный, поведенческий и культурный.
Информация о работе Воздействие на подсознание людей как метод управления организацией