Возникновение науки об управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Управленческая деятельность — неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Поэтому понять истоки и природу этой деятельности можно, лишь обратившись к феномену управления как общесоциальному явлению. Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований.

Содержание работы

Введение
1)Теоретическая часть.
1.1 Возникновение науки об управлении.
1.2 Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении.
2) Тесты.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная Управленческие решения.docx

— 31.90 Кб (Скачать файл)

                               Оглавление:

 

 

Введение

1)Теоретическая  часть.

  1.1 Возникновение  науки об управлении.

  1.2 Возникновение  науки об управленческих решениях  и ее связь с другими науками  об управлении.

2) Тесты.

Заключение

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

                                      Введение.

 

  Управленческая деятельность  — неотъемлемый и наиболее  важный компонент функционирования  социальных организаций. Управление  как особая разновидность профессионального  труда возникло и развивалось  вместе с эволюцией организаций,  постепенно выделяясь в самостоятельный  тип. Поэтому понять истоки  и природу этой деятельности  можно, лишь обратившись к феномену  управления как общесоциальному  явлению.

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных  научных исследований. Присущие людям  потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с  другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому принято  считать, что «управление старо  как мир». Оно зарождается вместе с цивилизацией, развивается в  ходе ее эволюции и является одним  из ее важнейших факторов.

Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных  организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования  практики управления. Так, зафиксированные  на глиняных табличках, датируемых III тыс. до н.э., сведения о коммерческих сделках  и законах древнего Шумера доказывают существование там практики управления. Дошедшие до нашего времени многочисленные исторические свидетельства убедительно  показывают достаточно высокую степень  сложности древних организаций  и управления ими. Создание грандиозных  архитектурных сооружений древности (египетские пирамиды, древние ацтекские  города); существование крупных политических организаций (Македония при Александре Великом, Персия, а позже — Древний  Рим); наличие крупных армий; успешное функционирование

 

сложных и разветвленных  религиозных организаций (прежде всего  римско-католической церкви) — все  это и многое другое было бы просто невозможным без иерархического и скоординированного управления.

Возникновение науки об  управлении — это сложный и  противоречивый процесс, в котором  взаимодействуют многие факторы  как позитивного, так и негативного  плана, причины объективного и субъективного  порядка. И все же объективная  необходимость рано или поздно должна была проявиться и привести к прорыву  в этой области — к оформлению науки об управлении, к осознанию  ее роли как важной и самостоятельной  производительной силы. И это произошло  в 1911 г., когда ф. Тейлор, считающийся  основателем научного управления, опубликовал  книгу «Принципы научного управления». «Предыстория» науки об управлении заканчивается, начинается ее история. Наука об управлении переходит с  притеоретической стадии существования  на стадию собственно теоретического развития.

Целью данной является рассмотрение истории науки об управленческих решениях.

Объект исследования –  наука об управленческих решениях.

Предмет исследования –  возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими  науками об управлении.

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

                            1.Теоретическая Часть

  1.1 Возникновение науки об управлении.

 

Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто  управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение  и расцвет городов государств.

Практическое управление возникло тогда, когда появились  организации. Однако организации древности  во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций  от современных: малое количество крупных  организаций, относительно небольшое  число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата  силой, упор на приказ и интуицию, малое  количество людей, которым было дано право принимать важные для организации  решения. Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как  заработать деньги и т.д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который  в конечном счете мог бы более  надежно привести их к цели. Наука  об управлении начала интенсивно развиваться  лишь с начала XX в. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение  опыта управления.

Рассматривая теорию и  практику управления, выделяют несколько  исторических этапов. Чаще всего 4 этапа.

1ЭТАП -ДРЕВНИЙ  ПЕРИОД (с 9-7 тыс. до н. эры до 18 века)

Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество по крупицам накапливало  опыт управления.

Первые, самые простые  формы упорядочения и организации  совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени, общины.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным  хозяйством.

Сократ одним из первых дал характеристику управления как  особой сферы деятельности. Он проанализировал  различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности  управления.

Платон дал классификацию  форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов  управления.

Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками -

2ЭТАП - ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ  ПЕРИОД (1776-1890 гг.)

Толчок для дальнейшего  развития теории и практики управления дала промышленная революция в Англии. Появились крупные фабрики и  заводы. Они объединяли на одном  предприятии тысячи рабочих, управление которыми требовало новых подходов, иной организации. В этот период происходили  частые военные столкновения (наполеоновские войны, гражданская война в США  и т.д.). Организация и управление войсками повлияли и на управление в промышленности. Жестокие войны  порождали и жестокие методы управления. Например, "Дисциплинарный кодекс", автор которого Р. Аркрайт и его  сподвижники. Он осознал, что для  управления фабрикой с системой машин-автоматов  необходимо заставить людей отказаться от их прежних привычек ремесленников  и рабочих мануфактуры самостоятельно решать организацию своего труда  и подчинить их действия строгому ритму работы машины. Поэтому потребовалась новая дисциплина труда.

Умелое размещение машин  и оборудования, координация работы, введение строгой дисциплины принесли свои положительные результаты и  позволили повысить производительность труда. Были заложены основы управления крупными фабриками и заводами. Продолжительный  рабочий день, доходивший до 14 часов, тяжелые условия труда, штрафы и  другие притеснения побуждали рабочих  к организованному сопротивлению  новым методам управления. В связи  с этим появились и другие идеи более лояльного отношения к  рабочим. Их автором был Р.Оуэн. Будучи предпринимателем и управляющим  крупным текстильным предприятием в Шотландии, он ввел сокращенный  рабочий день, организовал для  детей рабочих ясли и образовательную  школу. Сокращение рабочего дня до 12 часов, борьба за 8-часовой рабочий  день, конфликты на этой почве между  рабочими и управляющими привели  к необходимости повышения интенсивности  труда.

Кроме этого, хозяева фабрик и заводов, управляющие и инженеры, мастера и рабочие начали осознавать, что новая техника при хорошем  владении ею может показать лучший результат, более высокую производительность труда. Возник вопрос экономии затраченного капитала, рационального расходования материальных ресурсов и денежных средств.

 Все это требовало  новых подходов в управлении  производством, передовых способов  организации производства и новых  отношений между управляющими  и управляемыми. Использование новой  техники и технологий объективно  требовало более квалифицированных  рабочих.

Постепенно складывалась структура управления фабриками  и заводами. Сформировалось низшее звено управления, в которое войти  мастера цехов, начальники и бригадиры  производственных бригад, их помощники. Наиболее квалифицированные рабочие. Индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать и управлять деятельностью всехработников

В начале 20 в. управление стали  рассматривать как самостоятельную  область деятельности, способную  принести успех организации. Началось выделение класса профессиональных менеджеров.

3ЭТАП- ПЕРИОД  СИСТЕМАТИЗАЦИИ (1856-1960)

Конец 19в. и начало 20в.- это  период зарождения менеджмента как  социально-экономической науки. Формируются  новые направления, школы, течения  управленческой мысли; изменяется и  совершенствуется научный аппарат; меняются сами исследователи и их взгляды.

Сложились четко различимые школы управленческой мысли:

1)классическая школа управления, которая была представлена школой  научного менеджмента, административной  школой управления, рациональной  бюрократией;

2)школа человеческих отношений,  которую представляют школа человеческих  отношений, школа поведенческих  наук, бихевиоризм.

4ЭТАП - ИНФОРМАЦИОННЫЙ  ПЕРИОД (1960г. по настоящее время)

В результате применения математики и компьютеров в управлении появилась  количественная школа управления. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который  может быть выражен математически. Начинается широкая разработка концепций  управления, опирающихся на использование  математического аппарата, с помощью  которого достигается интеграция математического  анализа и субъективных решений  менеджеров.

 

Существенный вклад в  развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель  Макиавелли (1469—1527 гг.). Он, в частности, говорил: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей  он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно  всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности  и удержать их преданность".

 Он говорил также: "Есть  один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник  больше заботится о себе, чем  о государстве, и во всяком  деле ищет своей выгоды, он  никогда не будет хорошим слугой  государю".

 Макиавелли принадлежит  и эта блестящая управленческая  мысль: "Многие полагают, что кое-кто  из государей, слывущих мудрыми,  славой своей обязаны не себе  самим, а добрым советам своих  приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключения, гласит: государю, который сам не  обладает мудростью, бесполезно давать благие советы" [6].

 

 

1.2 Возникновение  науки об управленческих решениях   и ее связь с другими науками  об управлении.

Управленческое решение- это выбор альтернативы осуществленной руководителем, в рамках своих должностных  полномочий и направленный на достижение целей организации. [1.стр.12]

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые  руководителями любой организации, определяют не только эффективность  ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Принятие эффективных  решений — одно из наиболее важных условий эффективного существования  и развития организации.

Важность процесса принятия решений была осознана человечеством  одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности.

Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений.

Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после  того, как появились организации  в современном понимании.

Современные организации  отличает от организаций старого  типа наличие существенно большего числа крупных и гигантских организаций, а в таких организациях роль управленческого  решения возрастает.

В отличие от организаций  старого типа в современных организациях большое количество руководителей  высшего и среднего управленческого  звена. Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие управленческого решения в соответствии с делегированным ему объемом  полномочий.

В современной эффективно функционирующей организации занятие  руководящего поста происходит по праву  компетентности и принятого в  организации порядка. Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых  им решений и умением принятое решение реализовать.

Информация о работе Возникновение науки об управлении