Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа
Выбор стратегии осуществляет руководство (предприятия) фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и внешнюю среду, портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий.
Выбор стратегии осуществляет руководство (предприятия) фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и внешнюю среду, портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Следует отметить, что единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции предприятия на рынке, динамики его развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого им товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и др.. В то же время, есть основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии деятельности предприятия. Из ключевых факторов, прежде всего, исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы. Зачастую они являются решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно изыскивать и другие — развертывание бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.
Анализ ключевых факторов осуществляется по методу SWOT (Strengths, Weakness, Opportunities, Threats — сильные и слабые стороны, возможности и опасности). SWOT — это метод анализа всего предприятия, сверху донизу, внутри и снаружи, позволяющий точно определить, какие внутренние аспекты и внешние условия могут послужить основой будущего роста. SWOT делится на анализ внутренних факторов деятельности предприятия (сильные и слабые стороны) и внешних факторов (возможности и опасности).
В результате такого анализа должен остаться небольшой набор обоснованных выводов, которые станут базой для построения стратегии. Стратегия разрабатывается на основе сильных сторон (с одновременным подавлением недостатков), при этом учитываются источники возможностей и опасностей, выявленные во внешней среде.
Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности предприятия. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на новые рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.
Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии предприятия. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников — важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего.
Большое влияние на выбор стратегии фирмы оказывает степень зависимости от внешней среды. Существуют такие ситуации, когда предприятие настолько зависит от поставщиков или покупателей ее продукции, что не вольна делать выбор стратегии исходя из возможностей более полного использования своего потенциала. В этом случае внешняя зависимость играет более значительную роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы.
Сильная внешняя
зависимость может быть обусловлена
также правовым регулированием поведения
фирмы, например, антимонопольным
Еще один ключевой фактор — интересы руководства фирмы. Например, руководство любит рисковать или, наоборот, стремится всеми способами избегать риска. Это может быть решающим в выборе стратегии. Другой пример: руководство может взять курс на поглощение некоторой фирмы исходя только из решения свести личные счеты или доказать что-то определенным лицам.
Обязательно должен приниматься во внимание временной фактор. Дело в том, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Часто успеха добивается та фирма, которая лучше умеет управлять процессами во времени.
При анализе портфеля продукции, т.е. набора вариантов инвестиций, производится сравнение доли фирмы или ее изделий на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности. Здесь может быть использована матрица Бостонской консультативной группы (рис. 1), которая поможет при выборе той или иной стратегии.
Рис. 1. матрица Бостонской консультативной группы
В матрице выделены четыре зоны (которым авторы присвоили образные названия), отличающиеся различными уровнями оценки ключевых характеристик.
Зона "Вопросительный знак" объединяет услуги, выходящие на рынок и нуждающиеся в значительных инвестициях, так как существенной прибыли от их реализации не образуется, хотя объем реализации имеет тенденцию к росту. По отношению к жизненному циклу эти услуги находятся в стадии внедрения.
Зона "Звезда" включает услуги, реализуемые в условиях расширяющегося спроса и занимающие устойчивую рыночную позицию. Условия спроса диктуют необходимость увеличения масштабов производства, а значит, и дополнительного инвестирования. Это инвестирование частично, а иногда и полностью, осуществляется из прибыли от реализации данной услуги. Такая ситуация характерна, как правило, для стадии роста.
Зона "Дойная корова" содержит услуги, активно реализуемые в потребительской среде и приносящие основную прибыль. Технология их производства отработана. Рыночная позиция устойчива, необходимость в интенсификации усилий по продвижению отсутствует, а издержки минимальны. Прибыль, образующаяся в результате реализации данных услуг, обеспечивает финансовую поддержку других ассортиментных групп. Услуги, входящие в данную группу, находятся на стадии зрелости и насыщения (при 6-стадийной дифференциации жизненного цикла).
Зона "Собака" включает услуги, для которых характерно снижение спроса и показателя рыночной позиции. Производство этих услуг снижается или с целью постепенного ухода с рынка и полного прекращения производства, или с целью ограничения его объема в условиях ожидания будущего увеличения спроса. Для услуг этой группы характерна стадия спада.
Используя данную
матрицу можно выбрать
С помощью анализа
портфеля продукции могут быть сбалансированы
такие важнейшие факторы
Заключительным этапом выбора стратегии является ее оценка. Смысл оценки — дать ответ на вопрос, приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Оценка стратегии проводится по следующим направлениям:
Cледующие критерии и показатели используют для оценки эффективности стратегии:
На основе приведенного
анализа и оценки возможных вариантов
принимается окончательное
Методы разработки стратегии компании
Все подходы к
разработке стратегии организации
сводятся к теоретическому анализу
в сочетании с интуицией
Из сказанного следует, что универсального,
пригодного на все случаи жизни метода
разработки стратегии не существует, но
опыт подсказывает несколько возможных
направлений разработки.
Лидером разработки процедур формирования
стратегий считается Гарвардская школа
бизнеса. К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хэмел и
К. Прахалад разработали главные подходы1
к формированию стратегий, основные положения
которых приведены в таблице 1.
Таблица 1. Подходы к разработке стратегий | |||
Разработчики | Основное содержание разработок | Стратегия | Период |
К. Эндрюс | SWOT-анализ | Экономическая | 1970-е гг. |
М. Портер | Пять сил конкуренции, типовые стратегии | Стратегия бизнеса | 1980-е гг. |
Г. Хэмел К. Прахалад | Стержневые компетенции | Стратегия лидерства | 1990-е гг. |
К. Эндрюс предложил стратегию, основанную на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностями организации при заданном уровне рисков (экономическую стратегию). Подходы к разработке стратегии бизнеса, основанные на конкурентной позиции организации, да и сами конкурентные стратегии, разработал М. Портер, а концепция стержневых компетенций принадлежит К. Прахаладу и Г. Хэмелу.
Ставший сегодня уже азбучной истиной для менеджеров SWOT-анализ внешних и внутренних параметров организации позволяет:
Анализ модели пяти
сил конкуренции дает возможность
определить сильные и слабые позиции
организации на рынке и определить
области, стратегические изменения
в которых (в соответствии с прогнозом)
могут дать максимальные результаты
для развития бизнеса.
По Портеру, необходимо:
Стержневые компетенции
как способность организации
к чему-то уникальному, обеспечивающему
лидерские позиции среди
Разработка видения компании
Различные состояния
внешней и внутренней среды компании
объясняют разнообразие самих компаний
и их фактическое состояние. Многофакторность
параметров, определяющих положение
каждой конкретной организации, не позволяет
их систематизировать и
Различный жизненный опыт работников
организаций приводит к различному восприятию
одних и тех же явлений, а неизбежные потери,
искажения и опущения при вербальном описании
самих организаций требуют долгих и болезненных
в социальном плане согласований мнений.
Поэтому эффективным является метод «рисования
образов» (настоящего и будущего желаемого
состояния организации) и последующего
их описания, для определения «разрыва»
между мечтой и действительностью.
Формализовать процесс описания мечты
и действительного состояния организации
можно путем заполнения матрицы видения
(табл. 2), где настоящее и будущее состояния
организации представлены глазами стороннего
наблюдателя и одного из работников организации
изнутри.