Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса выработки целей и стратегии развития фирмы.
Задачами курсовой работы является определение понятий цели и стратегии развития фирмы, инструментов используемых при их выработке, а также их роль в функционировании фирмы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие целей и стратегии. Факторы их определяющие……………………5
1.1 Назначение фирмы, ее цели и основные задачи…………………………….5
1.2 Содержание и факторы, определяющие стратегию………………………...8
2. Практические аспекты стратегического менеджмента……………………..12
2.1 Информация и инструменты стратегического менеджмента……………..12
2.2 Матрица портфеля Бостонской консалтинговой группы…………………13
2.3 Методы списка и суммарной оценки……………………………………….15
3. Общая концепция стратегического управления…………………………….17
3.1 Сущность стратегического управления……………………………………17
3.2 Общие принципы разработки стратегии организации……………………21
3.3 Основные этапы стратегического управления…………………………….25
Заключение………………………………………………………………………27
Библиографический список…………………………………………………….28
Стратегическое управление затрагивает широкий круг ведущих организационных решений по поводу проблем, ориентированных на будущее, связанных с генеральными целями организации и находящихся под воздействием неконтролируемых внешних факторов. Предметом стратегического планирования и управления являются:
1. Проблемы, прямо
связанные с генеральными
2. Проблемы и
решения, связанные с каким-
3. Проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами. Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате воздействия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии и направлении развития, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации. Организация постоянного мониторинга внешней среды – важное условие эффективности и конкурентоспособности организации.
В настоящее время выделяются два направления развития стратегического управления. Первое –"регулярное стратегическое управление" – является дальнейшим логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления – управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано.
Второе направление развития стратегического управления называют "стратегическим управлением в реальном масштабе времени" и связывают, как правило, с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении происходят с такой частотой и порой так непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции и организации просто не остается времени
на пересмотр своей стратегии.
3.2 Общие принципы
разработки стратегии
Разработка стратегии организации начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности (так называемой ее философии) и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о ее предназначении (миссии). Исходя из этого устанавливается форма реализации стратегии и делается ее окончательный выбор.
Философия организации включает в себя следующие элементы:
- основной замысел, отражающий цели организации, ее стратегию и направленность деятельности;
- описание организации
– ее история, параметры,
- философия заказчиков – целевые группы, их интересы, сбытовая политика;
- внутриорганизациинная политика – основы управления организацией, информационно-коммуникационная система, система оплаты труда, пути повышения квалификации работников, инновационная и социальная политика, соблюдение этики менеджмента;
- связи с партнерами –
- отношение с другими
организациями – выполнение
Предпринимательская
философия в сочетании с
Принципы и основополагающие моменты предпринимательской стратегии являются неотъемлемой частью "паблик рилейшнс" (общественных связей) организации. Они отражают этику ее менеджмента, которой придается большое значение при установлении ее рейтинга.
В соответствии с этической направленностью различают следующие виды стратегии:
- ориентированную на акционеров – максимальный учет интересов всех акционеров;
- привилегированную –
ориентация в основном на
- ограничительную – максимальный учет интересов узкой группы акционеров или отдельных работников;
- социально-гармоничную – стремление в первую очередь обеспечить социальную гармонию в трудовом коллективе;
- жесткую – ошибочное
целеполагание обусловливает
- персонифицированную –
Подобные этические
принципы находят отражение главным
образом в американском и японском
менеджменте. Вместе с тем они
завоевывают все большую
стратегия, система управления, стиль деятельности, сноровка (мастерство), состав кадров, стратегические цели).
Основной замысел
и предпринимательская
Четко сформулированное послание, предпринимательская философия и основной замысел – не единственные источники информации для формирования стратегических целей. Чрезвычайно важна информация о внутренней и внешней среде, предполагаемой динамике рынка, конкуренции и остальных факторах окружающей обстановки. Процесс постановки стратегических целей представлен на рис. 3.2.1.
Рис. 3.2.1. Процесс формирования и контроля стратегических целей
Глобальной предпосылкой успешной разработки стратегии управления на любом уровне является правильное определение целей. Лишь зная цели можно искать пути и средства их реализации. Цели следует устанавливать в следующих областях деятельности: конкуренция и участие в рынке; рост прибыли; предложение продукции потребителям и целевые рынки; маркетинг и сбыт; производство и труд; распределение доходов; исследования и разработки; результаты производства; финансы и контроль.
В крупных организациях уровень управления во многом зависит от стиля стратегического управления. Обычно различают три таких стиля – жесткий финансовый, жесткий стратегический и гибкий стратегический. Выбор того или иного стиля или их сочетания зависит от требуемого планового воздействия. Например, для холдингов подходит гибкий стратегический стиль, характеризующийся концентрацией планового руководства на уровне холдинга, что четко проявляется в стратегическом планировании.
При стратегическом планировании в транснациональных корпорациях, ориентированных на экспорт продукции, чрезвычайно важен так называемый интеркультурный менеджмент. Речь идет об учете комплекса факторов, формирующих организационную культуру организации, создающую ее имидж как в региональном, так и международном плане (рис. 3.2.2).
Рис. 3.2.2. Факторы организационной культуры организации
Задача управления, в частности планирования, состоит в том, чтобы
отдельные факторы способствовали реализации стратегии организации. Их следует учитывать в ходе стратегического управления и воплощать в жизнь прежде всего руководителям высшего и среднего звена.
Очевидно, что
для использования
3.3 Основные этапы стратегического управления
Основными этапами стратегического управления являются:
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
Взаимосвязь этих этапов показана на рис. 3.3.1.
Рис.3.3.1. Процесс стратегического менеджмента
Стратегия не может разрабатываться только на верхнем уровне руководства. Практически целесообразно выделить четыре уровня ее разработки:
- корпорации;
- СЗХ (отделений);
- функциональный;
- менеджеры низшего уровня (полевые командиры).
Иерархия разработки
стратегии в фирме
Таблица 3.3.1 Основные уровни разработки стратегии фирмы
Уровень |
Ответственные за разработку (принятие решения) |
Содержание разработки |
Корпоративная стратегия |
Исполнительный директор, ключевые вице-директоры (решение принимается/ пересматривается советом директоров) |
Создание и управление портфелем СЗХ Обеспечение синергизма
СЗХ как конкурентного Пересмотр/ревизия/унификация основных стратегических подходов шефов СЗХ |
Стратегия СЗХ |
Главный менеджер/шеф СЗХ (решения принимаются/ пересматриваются руководством фирмы) |
Определение действий
и подходов для успешной конкуренции
и в интересах получения |
Функциональная стратегия |
Функциональные менеджеры (решения обычно принимаются /пересматриваются совместно с руководством СЗХ) |
Создание функциональных подходов поддержки стратегии бизнеса и достижение функциональных целей и функциональных стратегий в НИОКР, производстве, маркетинге, финансах, кадрах. Пересмотр/ревизия/ унификация основных подходов менеджеров более низкого уровня |
Оперативная стратегия |
Шефы полевых единиц/ менеджеры более низкого уровня, в том числе функциональные (решения, принимаются, пересматриваются начальниками функциональных отделов) |
Разработка более узких и специфических подходов и действий в поддержку функциональных и СЗХ стратегий в интересах достижения целей полевых единиц и функциональных отделов |
Заключение
Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
В зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают: корпоративную стратегию – стратегию организации в целом; бизнес-стратегию – стратегию отдельного стратегического подразделения организации; функциональную стратегию – стратегию функциональной зоны хозяйствования.
Возникновение и практическое
использование методологии
Стратегия дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности организации:
Что из себя представляет наш бизнес сегодня?
Каким наш бизнес должен стать завтра?
Каковы наши товары, функции, рынки?
Что нам надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?
Библиографический список
Информация о работе Выработка целей и стратегии развития фирмы