Взаимосвязь прогнозирования и планирования в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Цель данной контрольной работы рассмотреть взаимосвязь таких понятий как планирование и прогнозирование, а также задачи и функции бизнес - планирования.

Файлы: 1 файл

прогназирование и планирование.docx

— 34.23 Кб (Скачать файл)

                                       ВВЕДЕНИЕ

Планирование является важнейшим этапом и процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач. 

Наиболее ответственной задачей планирования является прогнозирование или, как часто называют его американские специалисты, стратегическое планирование (кстати, слово стратегия происходит от греческого strategos — "искусство генералов", стратегов). [1] Прогнозирование должно обеспечить решение поставленной стратегической задачи, добиться определенной цели с помощью научного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связей организации, изучения экономических тенденций. Никколо Макиавелли утверждал, что управлять — это заставить верить, и видел в этом одну из важнейших задач руководителя. 

Прогнозирование является важнейшим инструментом принятия стратегических управленческих решений на основе анализа системы показателей: качественных (их часто называют ориентирами) и количественных (заданий). Основная задача стратегического планирования — определение путей и методов достижения поставленных целей.

Бизнес-планирование представляет собой процесс написания бизнес-плана. Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. 

Цель данной контрольной работы рассмотреть взаимосвязь таких понятий как планирование и прогнозирование, а также задачи и функции бизнес - планирования.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В                         РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Планирование является важнейшим этапом и процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач. Наиболее ответственной задачей планирования является прогнозирование.

Термин «прогноз» означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это процесс составления прогноза развития тех или иных событий. Практика и теория прогнозирования накопила значительное число различного вида прогнозов. Прогнозы, составленные по способу описания изучаемого объекта, делятся на два вида:

– трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию динамичного ряда, предварительно выравненного; прогнозные показатели определяются в результате линейной экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций;

– факторный подход в прогнозировании предполагает предварительное выявление влияющих факторов на прогнозируемый показатель, их количественную оценку и построение экономико-математических моделей методом корреляции.

Прогнозы, составленные по способу формирования параметров процесса управления делятся на два вида:

– ресурсный подход, предполагающий определение устойчивых тенденций и перенесение их на будущее;

– нормативный подход, заключающийся в умении специалиста по управлению находить количественные измерители величин, характеризующих поставленные цели: достичь такой-то величины, величины не менее чем, в пределах и т.д.

Прогнозы, определяемые сроками, можно представить в виде трех групп:

- краткосрочные, определяемые на срок до одного года и менее; предметом прогнозирования могут быть показатели, имеющие тенденцию изменяться непрерывно, иногда даже в пределах суток и часа (курс валют);

- среднесрочные прогнозы, составляемые на срок до 3-5 лет; для их составления требуются данные маркетинговых исследований, результаты стратегических расчетов;

- долгосрочные прогнозы, определяемы на срок более пяти лет, касаются глубинных изменений в структуре общества, в экономике и политике государства, региона, города; такие прогнозы складываются медленно, по мере накопления информации и служат основой разработки концепций, например в сфере образования; для данного вида прогнозов нельзя применять линейную экстраполяцию, ибо за десятилетия происходят резкие переломы сложившихся в прошлом тенденций, усиливается хаотичность и неопределенность.[3]

Эффективность деятельности любого хозяйствующего субъекта невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов, а на уровне государства, его субъектов и исполнительных органов – без концепции социально-экономического развития.

Объектом прогнозирования могут быть любые виды деятельности, направленные на достижение крупных целей. Особое место занимает прогнозно-аналитическая работа на уровне государства, например в управлении социальной сферой, в управлении ресурсами, демографические прогнозы. Важнейшая задача государства – определение национальных и региональных приоритетов и целей социально-экономического развития, которые определяются через прогнозно-аналитическую работу.

Итак, прогноз – это возможные направления развития объекта: прогноз – стратегический план – тактические шаги работы.

План – это замысел, предусматривающий ход развития чего-либо. Планирование – это проработка замысла чего-либо на определенный период с указанием цели, содержания, объема, сроков, методов, ответственных и исполнителей данной работы. В общепринятом понимании планирование – это «один из методов экономического управления».

Планирование как функция управления – это выбор оптимальной альтернативы развития объекта. Современное планирование должно быть гибким, способным адаптироваться к постоянным изменениям внешней и внутренней среды. Основная задача планирования как функции управления в условиях рыночной экономики – обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, прочности и устойчивости положения объекта управления на рынке.[7]

В зависимости от характера управленческой деятельности различают два типа планирования: административное и индикативное.

Административное планирование действует в пределах организации, опирается на централизованную нормативно-правовую базу и предусматривает жесткий контроль бюджетных средств.

Индикативное планирование направлено на определение количественных параметров границ, в пределах которых система может устойчиво функционировать и развиваться. Индикатор – это показатель векторного типа, который ограничивает предельные, пороговые значения. Внутри предельных границ образуется коридор, необходимый и достаточный для принятия решений. Особое значение пороговые индикаторы имеют в антикризисном управлении, когда они сигнализируют о приближении критического состояния объекта управления.

Социально-экономические и политические преобразования 90-х годов упразднили прежнюю систему прогнозирования и государственного планирования, называемую административно-плановой. В России в 1996 году принят ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития». Прогнозные расчеты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти трех программных документов:

1. Концепции социально-экономического  развития России, т.е. системы стратегических  целей и приоритетов государства  на долгосрочный период.

2. Программы социально-экономического  развития России, то есть системы  показателей на среднесрочный  период, где указываются пути  и средства достижения указанных  нормативов-ориентиров.

3. Годового индикативного  плана социально-экономического  развития, т.е. системы показателей  социально-экономического, научно-технического, инновационно - инвестиционного, экологического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов.

Новые закономерности в социально-экономическом развитии России выдвигают особую актуальность долгосрочного прогнозирования на федеральном и региональном уровне.[2]

Долгосрочная стратегия социально-экономического развития России разрабатывается в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию и планом действий Правительство РФ по реализации Послания. Субъекты РФ разрабатывают долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, концепции социально-экономического развития, программы на среднесрочную перспективу, индикативные планы, целевые региональные программы исходя из соответствующих федеральных документов и с учетом специфики субъектов РФ.

Таким образом, планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы текущего и перспективного развития объекта управления. Современной разновидностью планирования является индикативное, качество которого возможно повысить применением современных информационных технологий.

 

 

 

                  ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЯ

Бизнес-планирование представляет собой процесс написания бизнес-плана, в котором могут принимать участие две заинтересованные стороны: инвестор, который хочет оценить эффективность вложения средств, и исполнители, в лице консультантов или персонала предприятия. 

В первую очередь, бизнес-планирование необходимо инвестору, так как от этого в огромной мере зависит судьба его предприятия, именно по этой причине бизнес-планирование не должно происходить без непосредственного участия инвестора.

Основные преимущества, которые дает предпринимателю бизнес-планирование:

- дает возможность четко  обдумать и оформить свои идеи, проверить их жизнеспособность  на бумаге расчетным путем;

- такой бумажный (виртуальный) вариант проверки идеи в конечном  счете убережет предпринимателя  от множества ошибок и ненужных  затрат, сэкономит деньги, время  и нервы;

- позволяет предпринимателю  гораздо лучше понять механизм  работы предприятия и действовать  в рыночной среде намного эффективнее;

- когда Вы завершите  процесс написания бизнес-плана, он будет служить Вам, как схема  или карта, точное следование  которой позволит с большей  вероятностью достигнуть намеченной  цели.[4]

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

1) социальные цели –  преодоление дефицита товаров  и услуг, оздоровление экологической  обстановки, улучшение психологического  климата в стране, создание новых  духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и  творческого потенциала, расширение  деловых контактов, международных  связей;

2) повышение статуса предпринимателя  – развитие и укрепление экономического  потенциала предпринимателя (включая  производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит  условием и залогом возможности  успешного проведения последующих  сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого  качества товаров и услуг;

3) иные, специальные цели  и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в  различного рода ассоциации и  др.

Или, например:

1) уяснить степень реальности  достижения намеченных результатов;

2) доказать определенному  кругу лиц целесообразность реорганизации  работы уже существующей фирмы  или создания новой;

Информация о работе Взаимосвязь прогнозирования и планирования в условиях рынка