Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:01, контрольная работа
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Цель данной контрольной работы рассмотреть взаимосвязь таких понятий как планирование и прогнозирование, а также задачи и функции бизнес - планирования.
3) убедить сотрудников
компании в возможности
Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
2) оценить затраты, необходимые
для изготовления и сбыта
3) выявить соответствие
кадров фирмы и условий для
мотивации их труда
4) проанализировать материальное
и финансовое положение фирмы
и определить, соответствуют ли
материальные и финансовые
5) просчитать риски и
предусмотреть трудности, которые
могут помешать выполнению
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.[6]
Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес - планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет.
Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес - линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не соблюдается.
В любом случае независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:
1) заказчика бизнес-плана,
являющегося самостоятельным
2) инвестора, интерес которого – возврат вложенных средств и получение дивидендов;
3) потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах;
4) органов власти, определяющих
потребности и приоритеты
В бизнес-плане оценивается
перспективная ситуация как внутри фирмы,
так и вне ее. Он особенно необходим руководству
для ориентации в условиях акционерной
собственности, так как именно при помощи
бизнес-плана руководители компании принимают
решение о накоплении прибыли и распределении
ее части в виде дивидендов между акционерами.
Этот план используется при обосновании
мероприятий по совершенствованию и развитию
организационно-
Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий. При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в один бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, – это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом.
Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях – филиалах (бизнес - единицах). В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно.
Бизнес-план для непроизводственных
организаций отличается тем, что вместо
развернутого плана производства в нем
кратко излагается планируемый перечень
услуг (работ), которые будут предоставляться.
На первом месте здесь – освещение условий
предоставления услуг (выполнения работ),
наличие лицензий, разрешений, сертификатов,
обеспечение прав потребителей. Вместо
плана производства в бизнес-плане непроизводственной
организации разрабатывается оперативный
план, в котором прогнозируются средства,
помещения и ресурсы, которые будут необходимы
для ведения бизнеса в предстоящий период,
а также потребность в материалах, рабочей
силе, средствах связи и т. д. Остальные
разделы плана разрабатываются аналогично
планам производственных организаций.
В Заключении рассмотрев данную тему можно сделать следующие выводы, что планирование и прогнозирование являются тесно взаимосвязанными понятиями. Прогнозирование и планирование являются первоочередными функциями менеджмента в цикле управления. Прогнозирование — это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование — это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. В работе менеджера они тесно связаны.
Однако также бы хотелось выделить и их отличия. Отличия прогнозирования от планирования. Планирование носит директивный характер (план необходимо исполнять). Прогнозирование носит информационный (консультативный) характер. Так, прогнозирование – это важная функция управления, тесно связанная, в первую очередь, с планированием, во вторую – с контролем. Прогнозирование не тождественно планированию, так как носит информационный характер, а объектом прогнозирования может выступать как внутренняя среда, так и внешняя или их совокупность. Также, чаще всего, прогнозирование менее детализировано и осуществляется на более длительный срок, нежели планирование.
Бизнес-планирование представляет собой процесс написания бизнес-плана, в котором могут принимать участие две заинтересованные стороны: инвестор, который хочет оценить эффективность вложения средств, и исполнители, в лице консультантов или персонала предприятия.
В первую очередь, бизнес-планирование необходимо инвестору, так как от этого в огромной мере зависит судьба его предприятия, именно по этой причине бизнес-планирование не должно происходить без непосредственного участия инвестора.
Основные преимущества, которые дает предпринимателю бизнес-планирование:
- дает возможность четко обдумать и оформить свои идеи, проверить их жизнеспособность на бумаге расчетным путем;
- такой бумажный (виртуальный)
вариант проверки идеи в
- позволяет предпринимателю
гораздо лучше понять механизм
работы предприятия и
- когда Вы завершите
процесс написания бизнес-
Основной целью разработки бизнес-плана
является планирование хозяйственной
деятельности фирмы на ближайший и отдаленные
периоды в соответствии с потребностями
рынка и возможностями получения необходимых
ресурсов. Главная цель бизнес-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. АакерД. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002.
2. Баринов В. А., Харченко В. Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие./ Л.Е. Басовский. – М.,2005.- 234 с.
4. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 2003. – 256 с., ил.
5. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.
6. Попов С.А. Стратегическое Управление. Москва: Инфра – М., 1999, с. 63.
7. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Т.Г.Морозова.-М.,2004.- 356 с.
Информация о работе Взаимосвязь прогнозирования и планирования в условиях рынка