Японский менеджмент. Современная модель управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Основываясь на этом, следует сказать, что рассмотрение японского стиля управления весьма актуально для российской экономики, обладающей на текущий момент собственной, притом достаточно неэффективной, моделью менеджмента и нуждающейся в новом стиле управления.
Цель данной работы – изучить японскую модель управления и выявить ее «плюсы» и «минусы».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Традиционные корни японского менеджмента……………………5
Теоретические аспекты, общая концепция………………………...7
Управление персоналом
Установление подчинения в рабочей группе……………….10
Культивирование корпоративного духа фирмы.…………...13
Средства мотивации.………………………………................16
Роль менеджера.……………....................................................19
Управленческие решения, стиль и концепция управления.……....21
Современный японский менеджмент………………………...…….23
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………....26

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 62.55 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки

Российской Федерации

Санкт-Петербургский Экономико-Технологический

колледж питания.

 

 

 

Допускается к защите

 

________________________

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Японский менеджмент. Современная  модель управления».

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнила:            

                                                                                 Студентка 4ТО-431 группы

                                                                      специальность 100114

                                                        «менеджмент»

                                                          Киселёва Д. А.

 

Руководитель курсовой работы:

                                                                      Горавская Оксана Борисовна

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2012 г.

Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Традиционные корни японского менеджмента……………………5
  2. Теоретические аспекты, общая концепция………………………...7
  3. Управление персоналом
    1. Установление подчинения в рабочей группе……………….10
    2. Культивирование корпоративного духа фирмы.…………...13
    3. Средства мотивации.………………………………................16
    4. Роль менеджера.……………....................................................19
  4. Управленческие решения, стиль и концепция управления.……....21
  5. Современный японский менеджмент………………………...…….23

Заключение………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Менеджмент в Японии, как  и в любой другой стране, отражает её

исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим  укладом страны.

Трудолюбие и связанное  с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности - важнейшая черта японского  национального характера. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением. Присущее японцам чувство прекрасного  они выражают и в процессе труда. В системе черт группового поведения  японцев выделяются прежде всего дисциплинированность, преданность авторитету и чувство долга. В межличностных отношениях японцев дисциплинированность проявляется как стремление к упорядоченности. Эта их особенность предполагает строгое следование определенному порядку, совершение поступков, приемлемых для других, прилежное исполнение своего долга. На первый план всегда выдвигалось «беспрекословное следование за авторитетом», а такие ценности, как удовлетворение личных интересов и достижение личного успеха, играли второстепенную роль.

Управление персоналом - это та область менеджмента, где наиболее разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного (американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения на японских предприятиях, значительно отличаются от американских.

Японский менеджмент сравнительно недавно привлёк к себе внимание отечественных исследователей. Причина, возможно, заключается в том, что  его эффективность, столь очевидная  для японцев, отнюдь не сразу стала  очевидной в других странах. Считалось, что система управления производством  и персоналом, господствующая в Японии, архаична. Зарубежные специалисты в области управления, занимавшиеся японским менеджментом ранее, выражали уверенность в том, что по мере развития традиционные методы исчезнут, однако этого не произошло.

Результаты, полученные на японских предприятиях (например, темпы роста  производительности труда), свидетельствуют  о том, что используемые там методы управления персоналом достаточно эффективны. Именно эффективность привлекает все  большее внимание зарубежных исследователей, которые, изучая японские методы управления персоналом, рассматривают возможность  их использования в своих странах.

Никакая другая национальная модель менеджмента не привлекает такого внимания, как японская. Ни одна страна в мире не представлена так широко в международных сопоставительных исследованиях по вопросам управления, как Япония. Библиографический список научно-практической литературы, посвященной  особенностям японского менеджмента, насчитывает сотни наименований на разных языках.

Основываясь на этом, следует  сказать, что рассмотрение японского  стиля управления весьма актуально  для российской экономики, обладающей на текущий момент собственной, притом достаточно неэффективной, моделью  менеджмента и нуждающейся в  новом стиле управления.

Цель данной работы –  изучить японскую модель управления и выявить ее «плюсы» и «минусы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Традиционные корни японского менеджмента.

 

Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять природу  современной управленческой мысли  Японии, необходимо коснуться некоторых  черт традиционной культуры этой страны.

Чтобы понять особенности  утвердившихся здесь форм совместной деятельности необходимо обратиться не только к общим принципам управления, к закономерностям развития крупного общественного производства и научно технического прогресса, но и к историко-культурным и этническим истокам, наложившим существенный отпечаток на характер и формы  организационной управленческой деятельности.

Применительно к различным  видам деятельности, в самой среде  работающих здесь людей сложилось  предпочтение групповых ценностей  перед индивидуальными, отождествление интересов индивидуума с интересами группы; предпочтение гармонии и компромисса  перед разрешением противоречий через конфликт; принцип самосовершенствования  и долга, почтение к старшим, необходимость  трудиться с полной отдачей сил  и способностей. Именно эти черты  как утверждается, стали истоками таких важнейших элементов управления как, система японского патернализма, системы пожизненного найма, системы  коллективного принятия решений.

В основе отношений, внутри большой семьи, лежат традиционные конфуцианские догмы. На практике можно  увидеть прямое воплощение конфуцианских  традиций в управлении предприятием: это корпоративистское сознание, идея «фирма – одна семья», совпадение должностных и возрастных иерархий, дифференциация заработной платы в  зависимости от возраста и стажа.

Зарубежные исследователи  системы японского управления считают, что теоретическая концепция  управления японскими предприятиями  базируется на некоторых религиозных  принципах, которые были заимствованы из различных религий, распространённых на Японских островах (Конфуцианство, Дзэн). Считается, что из Конфуцианства  была заимствована концепция, по которой, при управлении трудовыми ресурсами  необходимо использовать в определённых пропорциях гуманизм и авторитаризм, и строить принципы управления по образу идеальной конфуцианской  семьи, следующей пяти принципам: почтительность детей к родным, верность, повиновение, доброта, преданность своему хозяину.

Смысл дзэн - интуитивное  проникновение в природу вещей, то есть бесконечная вера в способность  человека проникнуть в самые основы жизни, в глубины вещей.

Для японского общества на протяжении столетий характерен своего рода культ труда, превращение работы и службы, не рассчитанных на рекламу  и похвалу, в религиозный идеал. Что является находкой для менеджера, тот комплекс приемов, с помощью  которых воспитывается способность  полностью отдаться делу, сосредоточиться  на том, что происходит «здесь и теперь». С давних времён дзэн рассматривает повседневный труд в качестве если не основного, то, во всяком случае, одного из условий достижения просветления. С другой стороны, дзэн предполагает, что постигнутое путём спокойных размышлений обязательно должно быть воплощено в жизнь. В общении между людьми важным становиться стремление самому понять собеседника, взглянуть на мир его глазами, хотя бы мгновение пожить его жизнью.

Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила  перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической  жизни. Под влиянием американской оккупационной  администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сперва применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.

Вопрос о том, какие  черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них  можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи  считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых  эпох и по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в  Японии сегодня характеризуется  возрастанием свободы выбора концепций  для создания оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не забываются.

В используемых в Японии методах организации управленческой деятельности в условиях научно технического прогресса, тесно переплетаются  традиционные, национальные и современные  формы организации труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты, общая концепция.

 

 

Японцы, считая себя учениками  американцев, внимательно изучили  все известные концепции менеджмента, но построили для себя свою собственную. Теория и практика управления включают в себя два взаимосвязанных пласта – социально-экономический и  социально-психологический.

В представлении западного  делового мира Япония выступает в  виде иерархизированной корпорации, а промышленное производство - в виде кнопочного манипулятора. Это искаженное представление. Ведь если бы это было так на самом деле, то американские промышленники, располагающие и техникой и квалифицированным персоналом, смогли бы создать у себя нечто более совершенное.

Японское общество можно  назвать обществом футурологов. Индивиды считают себя удовлетворенными только после того, как будет удовлетворена  группа, к которой они себя причисляют. Фирмы обычно не хотят довольствоваться временными всплесками доходов, а смотрят  на то, как бы посолиднее укрепиться на рынках сбыта. Для них важно всегда стремиться к тому, чтобы обеспечить своих сотрудников устойчивым заработком, но самым главным считается, обеспечить их надеждой на будущее.

Ориентация на будущее  тесно связана с психологией  накопительства, издавна присущей японскому  обществу. Каждый рабочий или служащий в Японии старается увеличить  свои сбережения. По данным статистики, средняя японская семья ежемесячно откладывает в банке примерно 20% своего бюджета, т. е. в три раза больше, чем американская. По отзывам  экономистов, индивидуальные сбережения японцев представляют собой мощный рычаг экономического развития страны. Японская администрация широко использует эти средства для реализации своей  долгосрочной экономической стратегии.

Существует около шести  характерных признаков японского  менеджмента.

1. Гарантия занятости  и создание обстановки доверительности.  Такие гарантии ведут к стабильности  трудовых ресурсов и уменьшению  текучести кадров. Стабильность  служит стимулом для рабочих  и служащих, она укрепляет чувство  корпоративной общности, гармонизирует  отношения рядовых сотрудников  с руководством. Освободившись от  давящей угрозы увольнения и  имея реальную возможность для  продвижения по вертикали, рабочие  получают мотивацию для укрепления  чувства общности с компанией.  Стабильность так же способствует  улучшению взаимоотношений между  работниками управленческого уровня  и рядовыми рабочими, что, по  мнению японцев, совершенно необходимо  для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность  количественного увеличения управленческих  ресурсов, с одной стороны, и  сознательного направления вектора  их активности на цели более  значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии  обеспечивает система пожизненного найма – явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов.

Управление стремится  постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда какая-либо продукция поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

Информация о работе Японский менеджмент. Современная модель управления