Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: Определить сущность японской модели менеджмента на примере японского автопроизводителя Nissan Motor Co. Ltd в г.Саратове.
Задачи:
Рассмотреть основные предпосылки формирования японской системы управления;
Раскрыть характеристику японской модели менеджмента;
Изучить японского автопроизводителя Nissan Motor Co. Ltd., а также использование японской модели менеджмента в г. Саратове на примере данной японской компании.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки формирования японской модели менеджмента…………….5
Характеристика японской модели менеджмента…………………………....13
Использование японской модели менеджмента в управлении «Nissan Motor Co. Ltd» в Саратове……………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованной литературы…………………………………………...55
Проблемы и отклонения от нормы, такие как брак, поломки станков, срыв производственных планов, опоздания на работу, встречаются на заводах каждый день. Всякий раз, когда данная ситуация возникает, менеджмент должен разрешить ее и убедиться, что она больше не повторится из-за тех же самых причин. Как только проблема решена, соответственно, новая процедура должна быть стандартизована и вовлечена в цикл «стандартизируй – делай – проверяй – воздействуй».
Таким образом, стандартизация — пятое и последнее золотое правило менеджмента гемба. Когда проблема возникает в гемба надо сначала тщательно изучить с точки зрения принципов гемба - гембуцу. Затем найти ее первопричины, а после того, как подтвердится полезность процедуры, созданной для решения проблемы, новую операцию следует стандартизовать. Таким образом, каждое отклонение от нормы дает импульс использованию кайдзен, что должно, в конечном счете, привести или к введению нового стандарта, или к улучшению действующего. Стандартизация обеспечивает непрерывность результатов кайдзен [4, с. 101].
Концепция кайдзен включает в себя такие важные понятия как:
Изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества. Кружок контроля качества представляет собой малую группу, которая постоянно и добровольно работает в цехе в рамках существующей в компании общей программы по контролю качества. Без сомнения, кружки контроля качества сыграли важную роль в повышении качества продукции и производительности в Японии.
По мнению основателя и теоретика управления, качеством в Японии Исикава Каору6, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами:
На участников кружков качества в рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии возлагаются определённые задачи, которыми являются:
В системе «кружка качества» существуют определённые интервалы, кратко описать которые можно так:
Другим немаловажным понятием кайдзен является система 5S.
5S - это тщательное поддержание чистоты, образованное из пяти японских слов, которые составляют основу поддержания чистоты и порядка. Сегодня любая производственная компания Японии обязательно уделяет этому внимание. Отсутствие 5S в гемба указывает на низкую эффективность, слабую самодисциплину, плохое качество, высокие затраты и отсутствие дисциплины поставки. Понятие 5S, или пять шагов для поддержания порядка, были разработаны в ходе напряженной работы на производстве. Кайдзен в любой компании, производственной или сервисной, начинается с реализации 5S. Действия по внедрению 5S не требуют применения новых управленческих технологий и теорий. В системе кайдзен понятие 5S означает: сицуке, сейтон, сейсо, сейкецу, сейри.
Первый шаг поддержания порядка состоит в разделении всех объектов в гемба на две категории: нужные и ненужные, и в отказе от последних или исключении их из гемба. Стоит установить предел для числа нужных объектов. В действительности, в повседневной работе нужны лишь несколько вещей; в большинстве остальных либо вообще нет необходимости, либо они понадобятся не скоро. Простое правило: убирать все, что не понадобится в течение следующих 30 дней.
Сейри часто начинается с
кампании «красных ярлыков. Члены сформированной
команды 5S приходят в гемба с красными
ярлыками и ставят их на предметы, которые,
по их мнению, не нужны. Чем больше красных
ярлыков, тем лучше. Когда неясно,
действительно ли данный предмет
нужен, к нему также следует прикрепить
красный ярлык. Если сотрудник видит
красные ярлыки на действительно
нужных им предметах, он должен продемонстрировать
их необходимость, в противном случае
все предметы с красными ярлыками
будут изъяты из гемба. Если они не
потребуются в течение
Устранение ненужных предметов
с помощью кампании «красных ярлыков»
также освобождает
Сейтон означает классификацию
предметов по цели использования
и их упорядоченное расположение,
чтобы минимизировать время и
усилия на поиск, для этого нужно,
чтобы каждый предмет имел определенное
место, наименование, присутствовал
в нужном количестве. Надо определить
не только место, но также и максимальное
число предметов, разрешенных в
гемба. Когда максимально разрешенный
уровень запасов будет
Сейсо означает очистку производственной
среды, включая станки и инструменты,
полы, стены и другие рабочие поверхности.
Приводя в порядок
После завершения сейсо внимание менеджмента должно сосредоточиться на новых перспективах, а именно на поддержании и стимулировании энтузиазма людей, т.к. они могут расслабиться, успокоиться на некоторое время. Существуют силы, которые пытаются возвратить ситуацию в гемба к прежнему состоянию, поэтому руководству крайне важно создать систему, обеспечивающую непрерывность реализации 5S.
Сейкецу означает обеспечение аккуратного внешнего вида сотрудника, в частности, ношение надлежащей рабочей одежды, защитных очков, перчаток и ботинок, а также поддержание чистой, здоровой производственной среды. Другая интерпретация сейкецу предполагает, что речь идет о непрерывной и ежедневной работе над сейри, сейтон и сейсо.
Сицуке означает самодисциплину. Люди, которые постоянно практикуют сейри, сейтон, сейсо и сейкецу, привыкли воспринимать их как часть своей ежедневной работы, и они стали самодисциплинированными.
Люди на каждом этапе должны
следовать установленным и
Стандарты должны включать описание способов оценки прогресса на каждом из пяти шагов [5, с. 134].
Другими важным понятием концепции кайдзен является TQC и TPM.
Сегодня менеджмент подчеркивает важность учета качества до начала разработки и проектирования, и это означает, что с самого начала анализируется информация о запросах потребителя и применяется маркетинг. Таким образом, контроль качества превратился в полноправный инструмент менеджмента кайдзен, в котором принимают участие все сотрудники. Такую деятельность, которая осуществляется в масштабе всей организации, часто называют TQC (“Total Quality Control” – всеобщий контроль качества).
Рассмотрение движения TQC как части стратегии кайдзен позволяет получить более ясное представление о японском подходе к менеджменту. Прежде всего, следует отметить, что мероприятия TQC в Японии направлены не только на контроль качества. Термин «контроль качества» вводит людей в заблуждение и часто интерпретируется слишком узко как контроль качества продукции. На Западе понятие контроль качества главным образом связан с технической проверкой готовой продукции, при этом западные менеджеры не считают себя ответственными за это. В Японии же создана тщательно продуманная система стратегий кайдзен, которые служат инструментами движения TQC. Они по праву стоят в одном ряду с самыми выдающимися достижениями менеджмента ХХ века. Мероприятия TQC в Японии направлены на повышение эффективности управления на всех уровнях. Поэтому обычно они затрагивают следующие аспекты:
1. обеспечение качества;
2. снижение затрат;
3. достижение производственных квот;
4. соблюдение дисциплины поставок;
5. безопасность;
6. разработка новой продукции;
7. повышение производительности;
8. управление поставщиками.
В последнее время TQC стал, помимо этого, включать маркетинг, также он охватывает такие области как стратегия внедрения концепции кайдзен, стандартизацию, обучение и образование. Иными словами, менеджмент использует TQC как инструмент для улучшения всех показателей [5, с. 142].
TPM (Total Productive Maintenance) - всеобщее и продуктивное управление ремонтами и техническим обслуживанием. Собственно подход представляет собой не некую четкую методологию, а скорее набор общих принципов, по аналогии с концепцией TQC. Можно сказать, что TPM есть TQC, примененный к отдельной области, а именно к ремонтам, диагностике и эксплуатации. В то время как TQC делает упор на улучшение качества и управления в целом, ТРМ в основном служит улучшению качества оборудования, ориентирован на его максимально эффективное использование благодаря всеобщей системе профилактического обслуживания, охватывающий весь жизненный цикл станков и механизмов. ТРМ воздействует на каждого сотрудника предприятия, а систему 5S можно рассматривать как основу для ТРМ. Самостоятельное обслуживание оборудования операторами является ключевым элементом системы TPM, но во многих компаниях, к сожалению, система TPM сводится лишь к этому элементу, который понимается как выполнение операторами текущего осмотра оборудования и его технического обслуживания в минимальном объеме. Правильнее рассматривать TPM в качестве интегрированного подхода к повышению эффективности производственного оборудования (самостоятельное обслуживание оборудования операторами — это лишь одно из направлений деятельности) и компании в целом [5, с. 156].
Так же немаловажную роль в системе кайдзен играет производственная система JIT.
JIT (Just-in-time, «точно вовремя») - производственная система, которая первоначально была разработана компанией Toyota Motor Company.
JIT – философия управления, основной
принцип которой: постоянное