Законы и принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает 4 составляющие:
- входное воздействие (вход) (поступающая информация, распоряжение руководителя)
- преобразование входящего воздействия (обработка вход воздействия по известным или новым алгоритмам)
- результат преобразования вод воздействия (управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя)

Содержание работы

Введение
Законы организации.
Основополагающие законы организации.
Законы организации второго уровня.
Принципы динамической организации
Принципы приоритета
Принципы соответствия
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Теория организации.doc

— 541.50 Кб (Скачать файл)

 

Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специали­сты организации должны подбираться под конкретные структур­ные подразделения с учетом их совместимости. Например, глав­ный бухгалтер организации ушел на пенсию. Коллектив бухгал­терии вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задачей руководства будет поиск либо из состава бухгалтерии, либо со стороны адекватной замены. Хотя бывает И по-другому, когда номенклатурный работник по­степенно начинает менять состав звена, обычно это плохо кон­чается.[1; 118-120]

 

Принципы соответствия

Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач. Учитывая, что задачи конкретизируются набором функций, необходимо, чтобы они были материализованы с учетом необходимого резерва.

Принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается ситуации, ко­гда подчиненный по другим каналам является линейным руко­водителем своего руководителя (начальник своего начальника). У президента акционерного общества открытого типа линейным руководителем выступает собрание акционеров, которое может даже снять его с должности, однако снять с должности человека, находящегося на более низкой ступени управления, собрание не имеет права, а может только поручить президенту ОАО решить этот вопрос. Даже у президента страны должен быть линейный руководи­тель, который представлен в виде коллективного органа: кон­гресс, парламент и т.д.

Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Приоритет в большинстве случаев принадлежит эффективности. Так, увели­чение эффективности всегда связано с увеличением качества изделий, а это в свою очередь приводит к увеличению затрат, и это оправдано. Известный политический лозунг бывшего СССР периода застоя: «Экономика должна быть экономной» не соот­ветствует данному принципу.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентра­лизации производства и управления. Как показывает практика, очень маленькие и очень большие организации работают менее эф­фективно, нем их промежуточные по размеру аналоги. Многие ру­ководители не замечают, что их организации постепенно пре­вращаются в больших монстров с нарастающими трудностями производства и управления. Вовремя произвести объединение или разъединение организаций на филиалы — это важная задача руководителей. Критерии проведения этой работы — снижение спроса на товары, рост незапланированных увольнений персо­нала, рост затрат на управленческий аппарат.

Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным
количеством вспомогательных операций.

Принцип ритмичности: производственные и информацион­ные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам. Например, равномерная подготовка рабочих к сдаче экзаменам по техники  безопасности.

Принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания.

Принцип синхронизации (системный принцип): среди произ­водственных и  информационных процессов необходимо выделить постоянный  или  временный  центр  синхронизации,   под который должна подстраиваться работа других подразделений. [3;45-46]

 

Заключение

Профессиональное использование законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они составляют часть управленческой технологии организации

Система управления (СУ) представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Она состоит из четырех подсистем: методологии, структуры, процесса и техники управления.

• Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления — механизм управления.

• СУ организации рассматривается как сочетание науки и искусства управления, где наука — это прагматизм, а искусство — творчество.

  При создании новой организации функции служат основой для формирования структуры (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности). При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой является структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций. В общем виде функция - это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления. Функции, выполняемые в организации, можно разделить на три большие группы: производственные функции, функции управления производственными функциями и функции управления управленческой деятельностью.

  К функциям управления управленческой деятельностью относятся: стратегическое управление, внешнее представительство и консультационная деятельность.

  Каждая функция, процедура и операция имеют три главных параметра: трудоемкость, сложность и стоимость.

  Каждая общая функция управления, составляющая КФУ, включает набор процедур: подготовку, согласование, принятие, утверждение и организацию выполнения решения. Приоритет процедур, составляющих ФУ, определяет уровень обязательности их исполнения.

  Типовое звено соответствует только одной единичной самостоятельной общей функции управления. Оно обладает большей независимостью и стабильностью, чем звено управления. Границы типового эвена и звена управления в общем случае не совпадают.

  Основные принципы формирования типового функционального звена управления: однозначность, детерминированность, стабильность, ограниченность, согласованность, необходимая детализация, совершенствование.

  В практике организации функциональной подготовки организаций важное значение имеет совместимость.

 

Список литературы.

1.      Б.З. Мильнер, Теория организации, ИНФРА-М, Москва, 2001г.

2.      Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити, 2000.

3.      Леванков В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса. – СПб, 2001.

4.      Доблаев В.Л. Теория организации. – М.: Институт молодежи. 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( http://menedzhmenti.ru/org_obekt_menedgmenta/page13/index.html)

Законы и принципы организации

Закон синергии заключается в том, что сумма свойств (потенциала) организованного целого превышает «арифметическую» сумму свойств (потенциалов), имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов в отдельности. Однако не всякое объединение усилий и ресурсов дает синергетический эффект. Дело не в том, что соединяется, а в том, как соединяется, какие побудительные силы этому способствуют. Слабость связи приводит к разрыву коммуникаций и распаду организации как целостного образования. Закон синергии – основополагающий закон, т.к. действие других законов организации направлено на достижение более высокого синергетического эффекта.

Закон самосохранения гласит, что любая реальная физическая (организационная) система стремиться сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс. Для коммерческих организаций – сумма расходов не должна превышать сумму доходов.

Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п., с одной стороны, необходимо дополняются противоположными процессами – соединения, кооперации, интеграции и т.п., с другой. Цель анализа систем – возможно более полное познание закономерностей их функционирования при заданной структуре. В основе анализа лежит делимость, но существуют более одного способа расчленения любой системы. Синтез – это процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных путем анализа. Задача синтеза – спроектировать такую структуру системы, при которой наилучшим образом будут реализованы заданные ею функции. Три этапа синтеза: определение всех необходимых функций, которые должны быть выполнены; нахождение хотя бы одного безусловно осуществляемого способа выполнения каждой функции; нахождение такой схемы, в рамках которой можно совместно выполнить отдельные функции для достижения общих целей.

Закон развития – общий динамический закон, действию которого подчинены и жизненные циклы организации. Закон: организационный потенциал и организованность есть функция времени, значение которой неодинаково в разных периодах жизненного цикла системы. Закон развития является индивидуальным законом развития или по другому закон онтогенеса. Закон онтогенеса предопределяет, что каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, рассвет и угасание.

Закон информированности - упорядоченности утверждает, что в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации. Упорядоченность – характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей. Порядок можно назвать полным, если есть: границы системы (сколько и какие единицы она включает); переменные, которые характеризуют элементы, образующие систему; образ действия каждого элемента и системы их взаимодействия. Количество информации в системе есть мера организованности системы. Т.о. внутренняя организованность целого предопределена возможностями преодоления информационной неопределенности в системе. Она возрастает по мере сокращения этой неопределенности и, наоборот, по мере роста приближает систему к хаосу.

Закон социальной самоорганизации. Так как организация состоит из людей, то со временем социальный фактор влияет на выделение неформальных организаций внутри самой формальной организации.

Закон композиции отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера. В целенаправленных системах существуют: проблема определения общей цели; проблема многих целей; проблема согласования многих целей. При наличии иерархии цели могут быть также иерархически упорядочены.

Закон пропорциональности отражает необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость. Прямая пропорциональность – с увеличением одной величины другая увеличивается; обратная – уменьшение одной величины при увеличении другой.

Закон наименьших – суммарная устойчивость организации по отношению к окружающей среде есть сложный результат частичных устойчивостей разных частей этого комплекса по отношению к направленным на них воздействиям. Т.Е. структурная устойчивость определяется наименьшей его частичной устойчивостью. Важно учесть, что система подвергается неравным и неравномерным воздействиям в разных своих частях, поэтому устойчивость зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент. Выживание всей системы зависит от интеллектуальных возможностей лидера.

Классификация принципов организации. Все многообразие принципов организации можно классифицировать по ряду признаков:

* по степени обоснованности выделяют научные и обыденные принципы. К научным относятся такие, кото­рые могут быть сформулированы на основе познания зако­нов и закономерностей организации и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориен­тирующие его на познавательную деятельность. К обыден­ным относятся в основном те правила и действия, которые сформулированы человеком на основе собственного вос­приятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все без исключения субъективны и не несут доста­точной научной обоснованности;

* по степени универсализации принципы организации можно разделить на универсальные (общие), отражающие правила фор­мирования самых разнообразных систем в природе и обществе, специфиче­ские (особенные) действующие в отдельных сферах природной и человеческой действительности; и ситуационные (частные), которые характерны для кон­кретных ситуаций;

* по способу реализации можно выделить принципы, реализуемые природой без какого-либо участия чело­века; при взаимодействии природы и человека и толь­ко с участием человека. Последние могут быть осущест­влены посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности;

* по масштабу действия принципы организации мож­но условно разделить на действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предприятия (принцип индивидуальной работы); между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи); между системами (между предприятиями, отрасля­ми народного хозяйства). На основании представленной классификации можно объединить принципы организации в единую систему, в результате чего определяется их четкая иерархическая структура: по назначению, уровню, широте и масштабам использования, а также характеру взаимообусловленности.

Принцип цепной связи гласит, что всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь. Совокупность общих, совпадающих элемен­тов между комплексами, входящими в цепную связь, обра­зует «связку». Цепная связь может неограниченно развер­тываться по самым различным направлениям и с постоянно меняющимися связующими элементами. Для цепного соединения двух комплексов требует­ся такое их изменение, чтобы в них получились общие элементы, соответствующие для задачи, которой служит данный организационный процесс.

Принцип ингрессии состоит в том, что об­разование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствующих комплексов между организуемыми. Примером применения принципов цепной связи и ин­грессии может служить сложная система машин, организо­ванная в поточную линию и работающая в едином ритме. Нужна длинная и сложная цепь ингрессии, чтобы вода, поступающая на лопасти турбины гидроэлектростанции, вырабатывала электроэнергию и приводила в движение станки, электровозы, осветительные приборы и т.п.

Принцип подбора (отбора) является фундаменталь­ным принципом организации. Он утверждает, что «всякое событие, всякое утверждение может рассматриваться как сохранение или умножение одних активностей, упрочение и усиление одних связей, устранение, уменьшение, ослаб­ление других в том или ином комплексе, в той или иной системе». Примеры использования принципа подбора встреча­ются повсеместно: и в стихийной деятельности природы по естественному отбору, возникающему из-за борьбы за существование и в соци­альной борьбе за жизнь. Человечество в сво­ей практике постоянно использует принцип подбора, вы­полняя искусственный подбор, проводя селекцию живот­ных, растений и т. п.

Принцип подвижного равновесия тесно связан с тем, что организационные формы никогда не сохраняются в простом и чистом виде. Любой организм в процессе жизни постоянно затрачивает, теряет свою активность, отдавая их окружающей среде в виде энергии, собственных органов, составляющего его вещества. Однако это не мешает ему в течении некоторого времени оставаться практически тем же самым, т.е. сохраняться, получая взамен пищу и энергию из внешней среды. Это и есть подвижное равновесие.

Принцип слабого звена вытекает из текстологического закона наименьших. Организационная целостность любой системы определяется устойчивостью ее относительно слабого звена. Определение слабых звеньев (узких мест) и разработка эффективных мер по их устранению представляет одну наиболее важных организаторских функций руководителя.

 

                                                                   ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частные законы организации

– Закон соответствия разнообразия управляющей подсистемы разнообразию управляемой подсистемы: неопределенность в поведении управляемого объекта может быть уменьшена за счет соответствующего увеличения разнообразия форм управления. Многообразие существующих социальных систем, которые различаются по масштабам, сложности, уровню их открытости, предопределяет альтернативность путей их развития. В социальном развитии идет жесткий непрерывный отбор более совершенных организационных структур, обладающих лучшими свойствами адаптации.

– Закон приоритета целого над частью: во взаимодействии системы и подсистемы ведущей стороной является целое, которое активно влияет на части, при этом целое и части едины, они не существуют друг без друга. Части подчинены целому, движутся и развиваются в его границах. Отношения между ними – это отношения равноправных партнеров, одинаково заинтересованных в стабилизации и сохранении организации как системы. Для стабильного функционирования социальная система должна иметь единую цель и ведущий субъект управления, направляющий ее развитие. При отсутствии или несоблюдении любого из этих параметров организация не в состоянии сохранять целостность. Вначале она испытывает разбалансированность, дезинтеграцию, а впоследствии распадается.

– Закон учета системы потребностей: действиями работников всегда движут потребности и интересы, ведущими из которых являются социально-экономические. Организация является самостоятельным хозяйствующим субъектом рынка, что порождает у коллектива различные потребности. Отдельные группы, исходя из функциональных видов деятельности, решают разные задачи с разной степенью трудоемкости. Все это создает различные потребности. Поэтому управление, учитывающее многообразие совокупности индивидуальных, групповых и общефирменных и общественных интересов, будет эффективным.

– Закон состоятельности кадров управления: каждая организация должна иметь четкий механизм оценки и отбора управленческих кадров в соответствии с их реальными способностями.

– Закон дифференциации и универсализации функций: в организациях действуют противоположно направленные процессы, с одной стороны, разделение, специализация функций, с другой стороны, их интеграция, универсализация. В итоге увеличиваются потенциальные возможности составляющих систему элементов и улучшаются результаты их взаимодействия в виде прироста потенциала организации в целом.

– Закон непрерывности и _ритмичности в движении производственных фондов: ритмичность процесса производства, непрерывность материально-технического снабжения и реализации изготовленной продукции, своевременное обновление основных производственных фондов организации. Соблюдение данных условий позволяет достичь оптимальной скорости оборота производственных фондов, что повышает эффективность производства. Ритмичность работы организации должна находиться под контролем хозяйственных руководителей. Так как в силу разделения труда организации взаимосвязаны, нарушение ритма в одной части системы вызовет трудности работы в других.

1.4.6. Взаимосвязь законов организации

Законы оказывают друг на друга как положительное, так и отрицательное действие. Например, закон информированности-упорядоченности является вспомогательным для всех остальных законов. Закон пропорциональности-композиции связан с законом оптимальной загрузки.

Каждому этапу жизненного цикла организации соответствует максимальное или минимальное влияние законов. Так, закон синергии, как и закон развития, имеет наибольшее значение на этапе внедрения организации на рынок и на стадии роста и развития, а на стадиях спада и ликвидации его влияние оказывается минимальным. Напротив, закон самосохранения имеет наибольшее значение на стадиях спада и ликвидации, а на этапе развития не оказывает никакого влияния. Закон информированности-упорядоченности оказывает одинаковое влияние на всех этапах жизненного цикла.

Законы организаций и законы для организаций будут эффективно работать в том случае, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделить главный на текущий момент закон и обеспечить подчинение ему всех других законов для достижения целей организации.

Из законов организации вытекают принципы, на основе которых организация функционирует и развивается.

1.5. Принципы действия статических и динамических организаций

1.5.1. Статика и динамика организационных систем

Понятие статика и динамика, которые сегодня используются для характеристики социальных организаций, заимствованы из механики.

Статистическое и динамическое состояние организации определяется этапами жизненного цикла организации, которое можно определить в две группы – статическую и динамическую.

СТАТИКА – уравновешенное состояние организации, в котором она находится независимо от негативных или позитивных изменений, происходящих во внешней среде. При этом все параметры организации, отражающие ее деятельность, остаются неизменными в течение длительного времени. Статическая организация удовлетворяется достигнутым и стремится к спокойной жизни без проблем.

А если нет изменений, то нет и развития. Такая организация в современное и сложное время не сможет долго держаться «на плаву»

ДИНАМИКА – развитие организации и ее поступательные движения вперед к новым целям под влиянием воздействий (например, 1-й закон Ньютона: изменить состояние инерции может только сила). Для динамически развивающейся организации характерно стремление постоянно наращивать темпы своего развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, расширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки для увеличения прибыли, стремясь к состоянию устойчивого равновесия.

Динамическое состояние включает этапы рождения, роста, зрелости, старения и возрождения. Они характеризуются решением внутренних и внешних проблем во взаимосвязи. Статическое состояние характеризуется нечувствительностью. К нему относится этап ликвидации (утилизации), когда организации занимаются решением внутренних проблем, причем внутренние и внешние отношения рассматриваются в отдельности (рис. 14).


 

Рис. 14. Состояние организации


 

Войти в статическое состояние можно из любого этапа жизненного цикла двумя путями (рис. 15).


 

Рис. 15. Пути входа в статическое состояние

1.5.2. Сущность принципов и их классификация

В теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие организаций.

Принцип – оптимальное правило (норма), которое сформулировано людьми и носит объективный характер.

Принципы организации являются отражением объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организацией и государством, применяются те или иные методы управления.

С изменениями экономической жизни меняются и принципы организации. Например, в начале ХХ в. применялись принципы, выработанные Ф. Тейлором и А. Файолем, в настоящее время уделяется внимание социальному аспекту.

В литературе приводится различная классификация принципов. А.А. Беляев и Э.М. Коротков подразделяют их на общие, частные и ситуационные. Э.А. Смирнов выделяет принципы статического и динамического состояния, а также общие принципы организации. Объединяя эти подходы, можно подразделить все принципы на:

– Общие – для всех организаций и ситуаций;

– Частные и ситуационные – характерные только для определенной сферы или ситуации в деятельности организации;

– Динамического или статического состояния, характерные для определенной организации.

Помимо этого, в литературе принципы организации подразделяются на три группы (табл. 2).


 

Таблица 2

Принципы организации

 

Правильно сформированная организация должна отвечать всем признакам, представленным в таблице.

1.5.3. Общие принципы организации и их характеристика

Принцип обратной связи: социально-экономические системы – это открытые и неравновесные системы. Их регулирование возможно по принципу обратной связи. Любая система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем. Между ними имеются разнообразные коммуникационные связи, являющиеся каналами передачи управленческой информации, циркуляция которой позволяет установить соотношение между информацией на входе и выходе управляемой системы. Сопоставление уровней информации дает возможность оценить состояние как управляемой подсистемы в целом, так и отдельных ее элементов. Оценка информации субъектом управления должна быть оперативной и достоверной, чтобы не произошла потеря качества управления.

Принцип развития (необратимое направленное изменение системы): движение неравновесной системы к притягателю устойчивости, которое обеспечивается благодаря отклонениям значений величин от их средних значений на любом из этапов жизненного цикла организации. Различают две формы развития: эволюционную (постепенное количественное и качественное изменение) и революционную (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния системы, процесса управления к другому). Существует прогрессивное и регрессивное развитие, которое может вначале охватывать не всю систему, а только какой-либо ее компонент.

Принцип конкурентности: жизнеспособность организации зависит от степени соревновательных начал, которые выявляют наиболее эффективные пути развития.

Принцип дополнительности: амбивалентный подход к раскрытию функционирования и развития организаций – это сочетание в организации, с одной стороны, объективных, устойчивых тенденций, равновесных, организованных, прогнозируемых начал; а с другой стороны – случайных, неустойчивых, стихийных, самопроизвольных, вероятностных, непрогнозируемых начал.

Три принципа соответствия:

1) целей и ресурсов: ключевые цели, принятые в организации, должны своевременно обеспечиваться ресурсами. Данному принципу соответствует программно-целевая технология процесса производства и разработки решений, условия использования которой следующие: а) штат работников должен составлять 100-2000 чел.; б) время выполнения задания не должно превышать 1 год с момента его выдачи; в) доступность управленческих и производственных ресурсов должна обеспечиваться в срок; г) разделение управленческого и производственного труда должно быть ярко выраженным; д) выпуск серийной и массовой продукции должен осуществляться в течение длительного срока;

2) распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный (выполняет административную, технологическую или патронажную функцию) и любое количество функциональных руководителей при выполнении конкретной работы;

3) эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами [эффект (результат) определяется уменьшением затрат] (рис. 16).


 

Рис. 16. Принципы организации


 

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления: необходимо, чтобы было найдено наилучшее сочетание объемов административных, технологических и патронажных функций производства и управления. Данный принцип требует вовремя производить объединение или разъединение организаций или подразделений. Внешними сигналами для проведения этой работы является: снижение спроса на товары, рост затрат на управленческий аппарат, рост незапланированных увольнений персонала.

Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений. Например, ценная информация, проделав долгий путь, может оказаться недостоверной.

Принцип ритмичности и синхронизации: производственные и информационные процессы должны идти с заданным уровнем равномерности в течение заданных временных интервалов для обеспечения согласованности производительности труда на различных участках единого технологического процесса. При этом среди производственных подразделений надо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим деятельности которого должны подстраиваться другие процессы или подразделения организации. Динамика рыночных отношений требует гибкости в организации бизнес-процессов: что-то временно усилить, кого-то выделить, переориентировать на новые подразделения или процессы.

1.5.4. Частные и ситуационные принципы организации

Частные и ситуационные принципы организации имеют ограниченное распространение в организациях, они обусловлены складывающейся ситуацией или особым характером деятельности. Их подразделяют на следующие группы: 1) применяемые в различных подсистемах общества (экономической, социальной, политической, семейно-бытовой); 2) применяемые в процессе различных видов организационной деятельности (принципы госслужбы, принципы управления персоналом); 3) управления организацией.

Например, американский исследователь Д. Коллинз при формировании команды рекомендует руководствоваться следующими принципами:

– «руководство осуществляется при помощи вопросов, а не ответов»;

– «обсуждаются ошибки, а не обвиняются работники»;

– «при неудачах руководитель смотрит в зеркало, а при удачах в окно».

1.5.5. Принципы состояний организации

Принципы статического состояния организации (рис. 17):

Принцип приоритета цели: наивысший приоритет имеет цель в системе «цель-задачи-функции-структура-персонал». При создании, реструктуризации или ликвидации организации наиболее хорошо должна быть разработана общая цель и представлена более мелкими целями по областям деятельности (экономическими, организационными, технологическими) или по видам выпускаемой продукции (услугам, товарам, информации). Каждая цель должна быть конкретизирована в виде задач с указанием объемов, сроков, ресурсов. Для их решения формируются функции управления и производства с указанием сложности и схожести. На их базе создается оптимальная организационная структура, которая, в свою очередь, служит основанием для формирования контингента работников организации.

Принцип приоритета функции над структурой: наивысший приоритет имеет функция в системе «функция-структура». Руководитель сначала формирует набор необходимых функций, затем в соответствии с ним создает организационную структуру.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом: приоритет отдается руководству относительно будущих работников. Вначале подбирается руководитель, который сможет профессионально реализовать поставленную цель, затем он подбирает команду, которая по профессиональным и личностным качествам может работать над конкретными задачами.


 

Рис. 17. Принципы состояний организации


 

Принципы динамического состояния организации

Принцип приоритета персонала: наивысший приоритет имеет персонал в системе «персонал-структура-функции-задачи-цель». Любая организация создается людьми и для людей. Глобальная цель: максимально удовлетворить потребности личности и общества. При функционировании организации главное внимание должно уделяться персоналу, его стимулированию. Поэтому необходимо формировать структуру, функции, задачи и цели, приемлемые для него. В случае возникновения проблем с персоналом необходимо их откорректировать.

Принцип приоритета структуры над функциями: наивысший приоритет имеет структура в системе «функция-структура». Руководитель либо создает уникальную для своей организации структуру, либо полностью копирует структуру какой-либо образцовой, на его взгляд, организации с набором уже выполняемых функций (используя метод бенч-маркинга). Практика показывает, что 60–80 % руководителей предпочитают копировать. Изменения, которые происходят в структуре, сопровождаются введением новых или сокращением старых функций производства или управления.

Принцип приоритета объекта управления над субъектом: в действующей организации при замене руководителя или реорганизации подразделений приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя, т. е. он должен подбираться под конкретные действующие структурные подразделения с учетом его совместимости с коллективом подчиненных, причем руководитель не должен уменьшать потенциал коллектива или быть хуже своего предшественника.

Сравнительный анализ принципов действия статистической и динамической организаций. Суть противоречия принципов действия статической организации заключается в том, что, с одной стороны, достижение стабильного режима работы является одной из целей ее существования, с другой, неизбежны нововведения, необходимые организации для ее успешного развития и выживания. Эти нововведения определяют переход организации в динамический режим работы.

 

 



Информация о работе Законы и принципы организации